logo search
Народная художественная культура

Народная художественная культура в структуре культуры общества

Художественная культура общества – сложное, многомерное и полиэлементное образование. К середине 1990-х годов специали­сты насчитывали от 300 до 400 определений культуры, в которых с большей или меньшей полнотой были сделаны попытки понять, что такое культура, ее предмет, структура, функции, закономерно­сти развития. (Категории и понятия теории культуры. М., 1985; Кребер А., Клакхон С. культура. Критический анализ концепций и функций. М., 1992; Соколов Э.В. Поня­тие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989; Орлова Э.А. Культурная ан­тропология: Учебное пособие. М, 1995; Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение: Учебное пособие. М., 1996.) Оправданным представляется вопрос: можно ли вообще дать ее определение, устраивающее социологов, филосо­фов, культурологов, педагогов, искусствоведов, представителей ряда других наук, изучающих разные исторические типы и пласты культуры?

Весьма вероятно, что ответ на этот вопрос предопределен са­мим характером явления, выступающего как всеобщая духовная среда существования и жизнедеятельности человека. Художест­венная культура – часть более общего явления – культуры. Это также среда, в которую вступает человек с момента рождения. На каждом жизненном этапе, в каждом конкретном проявлении че­ловек так или иначе соприкасается с миром художественной куль­туры, с ее определенными сторонами, пластами, явлениями, ин­ститутами, носителями, исполнителями, образами и т. д.( Все эти вопросы являются предметом специального курса истории и теории культуры (культурологии). В данном курсе они освещаются лишь в той мере, которая диктуется его собственными задачами.). И вновь возникают вопросы: сводима ли культура в целом к некой сумме ныне существующих ее образований? Каков характер их взаимо­отношений на разных этапах истории культуры и истории России? Каковы при этом роль и место народной художественной культу­ры в жизни общества?

Если исходить из представления о параллельном развитии в со­временной художественной культуре культур разных типов и со­циальных групп, вероятно, истоки каждого из них необходимо искать в наиболее древнем, первичном образовании – народной культуре. Однако отношения между культурой в целом и народной художественной культурой не исчерпывают всех богатств отноше­ний их составных частей, структур, элементов. Культурные обра­зования, возникающие в границах каждой из культур, самостоя­тельно взаимодействуют как по вертикали, так и по горизонтали с образованиями других культур.

Каждая из культур и даже каждое отдельное ее образование могут рассматриваться как достаточно самостоятельные подсистемы в про­изводстве, сохранении, репродуцировании и социальном функциони­ровании культурных ценностей.

Кроме сложных взаимоотношений элементов и образований внутри культур, каждая из которых претендует на универсаль­ность, всеобщность, особую роль, налицо и система более гло­бальных отношений между элитарной и народной культурами (субкультурами), которые предстают на протяжении истории в оп­позиции по отношению друг к другу. В последнее время обостри­лись их отношения с массовой культурой.

Не простыми и до конца не выясненными предстают отноше­ния с динамично формирующейся в последние десятилетия супер­элитарной культурой, получившей наименование "общече­ловеческие ценности".

Разные авторы по-своему выстраивают структуру культуры общества. Профессор А.И.Арнольдов, например, считает: "Рассматривая национальную культуру во всем богатстве ее содержания и многообразии красок как закономерную ступень в разви­тии мировой культуры и необходимый вклад в общечеловеческую цивилизацию, можно определить ее как синтез национально-особенного, инонационального и об­щечеловеческого (мирового), переработанного и освоенного национальным". (Арнольдов А.И. Введение в культурологию. С. 167.) Отно­шения этих слоев культуры и их совместных образований определяют диалектику развития культуры в целом.

Очевидно, в художественной культуре современного общества (см. схему 1) можно выделить следующие пласты:

Схема 1