logo search
didaktika

37. Средства обучения и их характеристика.

Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.

Объекты, выполняющие функцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям.

По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.

Материальные средства, необходимые для усвоения всей учебной информации, составляют систему, производную от учебной программы. Она строится согласно следующим принципам.

  1. Оборудование должно полностью удовлетворять педагогическим требованиям, предъявляемым к другим элементам учебного процесса: наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемым и обозримым, иметь эстетический вид и т.д.

  2. Все приборы, имеющие общее назначение (силовые трансформаторы, выпрямители, кабели, электропроводка, и т.д.), должны соответствовать друг другу и демонстрационным установкам.

  3. Количество и типы средств обучения должны полностью обеспечивать материальные потребности учебной программы в системе, но без излишеств.

  4. Средства обучения должны соответствовать реальным условиям работы школы и потребностям местного населения.

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.

По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения. Так, оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, а оборудование лабораторного практикума – к средствам учения. Средствами преподавания пользуется учитель для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения —учащиеся для усвоения новых знаний. В то же время некоторые средства используются как в преподавании, так и в учении.

Общение — одна из форм активности личности, сущность которой состоит в обмене информацией между участниками учебного процесса. В процессе общения информация кодируется, передается, перерабатывается и расшифровывается. В общении происходит обмен знаниями, духовными ценностями, установками, побуждениями; общение может поднять настроение или испортить его, возбудить или успокоить: оно влияет на эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы личности. В общении проявляются культура человека, уровень его развития, воспитания и образования. Коммуникация - это общение, в котором передаваемая информация имеет существенное значение и личностный смысл.

Речь является как средством преподавания, так и учения. Речь учителя – образец для подражания учащихся, основное условие филологического и умственного развития.

Речь учителя - средство выражения своих мыслей и чувств. Учащиеся, воспринимая речь, прежде всего стремятся понять и запомнить мысли и эмоции учителя. Но эти стремления учащихся могут осуществляться, если речь учителя удовлетворяет следующим требованиям: 1) грамматическая правильность, 2) точность, 3) уместность, 4) экономичность, 5) оригинальность.

Средства учения могут быть введены в учебный процесс двумя способами. В первом случае учитель объясняет их на уроке «в готовом виде» как они объективно существуют в культуре и описаны в учебнике. Во втором случае он конструирует их в совместной деятельности с учащимися на уроке в ходе решения теоретической задачи в общем виде, разрабатывает алгоритм применения и конкретизации.

Наглядные пособия выполняют следующие функции:

  1. ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены в школе;

  2. ознакомление с внешним видом объекта в его современном виде и в историческом развитии;

  3. наглядное представление об устройстве объекта, принципе его действия, управлении им, технике безопасности;

  4. наглядное представление о сравнении или измерении характеристик явления или процесса;

  5. знаковое изображение этапов эксплуатации, изготовления или проектирования изделия;

  6. ознакомление с историей науки и перспективами ее развития.

Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы: 1) объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.); 2) печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т.п.); 3) проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.).

Технические средства обучения - это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.