Тема 2. Содержание целостного педагогического процесса.
Мировая, национальная культура и базовая культура личности как основа отбора содержания образования.
Принципы и критерии отбора содержания образования. Ключевые компетенции.
Государственный образовательный стандарт, его содержание и структура.
Носители содержания целостного педагогического процесса и их характеристика: учебные планы, программы, учебники, учебно-методические комплексы.
Учебный предмет, его состав и место в учебном процессе.
Характеристика компонентов базовой культуры личности (гражданская, интеллектуальная, физическая, нравственная, экологическая, экономическая культура, культура жизненного самоопределения, культура семейных отношений).
Пути, формы и средства формирования компонентов базовой культуры личности.
Литература:
Леднев, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев. – М., 1991. – 240 с.
Лернер, И.Я. Учебный предмет, тема, урок / И.Я. Лернер. – М., 1998. – 198 с.
Каспржак, А.И. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен / А.И. Каспржак. – М., 1996. – 189 с.
Поляков, С.Д. Психодиагностика / С.Д. Поляков. – М., 1996. – 240 с.
Теоретические основы общего среднего образования. – М., 1983. – 186 с.
Перминова, Л.М. Образовательные стандарты в контексте школьного обучения // Педагогика. -2005. -№ 10.– С. 95 -102.
Овечкин, В.П. Образование в условиях изменяющейся культурно-технологической среды // Педагогика. -2005.- №10 – С. 19 -28.
Иванова, Е.О., Осмоловская, И.М., Шалыгина, И.В. Содержание образования: культурологический подход // Педагогика. -2005.- № 1. – С. 13 -19.
Хуторской, А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской. – СПб, 2001. – 510 с.
- 020400 «Психология»
- Рецензенты:
- Введение
- Содержание курса
- Раздел I Программа теоретического курса Общие основы педагогики
- Тема 1.1. Педагогика в системе современного человекознания.
- Тема 1.2. Методология и методы педагогических исследований.
- Тема 1.3. Образование как общечеловеческая ценность.
- Тема 1.4. Сущность педагогического процесса.
- Теория и методика воспитания
- Тема 2.1. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса.
- Тема 2.2. Современные концепции и теории воспитания.
- Тема 2.3. Детский коллектив как объект и субъект воспитания
- Тема 2.4. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
- Теория обучения
- Тема 3.1. Обучение в структуре целостного педагогического процесса.
- Тема 3.2. Содержание образования и основные направления его совершенствования.
- Тема 3.3. Методы, формы и средства обучения
- Педагогические технологии
- Тема 4.1. Современные образовательные технологии.
- Тема 4.2. Технологии развивающего обучения
- Тема 4.3. Технологии проблемного и эвристического обучения
- Тема 4.4. Технология педагогического взаимодействия с детьми.
- Управление образовательными системами
- Тема 2. Педагогика и исторические процессы.
- Тема 3. Методология и методика педагогического исследования.
- Тема 4. Система образования и ее характеристика.
- Теория и методика воспитания
- Тема 1.Сущности целостного педагогического процесса.
- Тема 2. Современные воспитательные системы школы.
- Тема 3. Взаимодействие учителя и детского коллектива в учебно-воспитательном процессе.
- Тема 4. Семья в системе воспитания и социализации личности.
- Дидактика
- Тема 1. Учебный процесс и его характеристики.
- Тема 2. Содержание целостного педагогического процесса.
- Тема 3. Методы и средства целостного педагогического процесса.
- Тема 4. Формы организации целостного педагогического процесса.
- Педагогические технологии
- Тема 1. Педагогическая технология: понятие, технология и сущностные характеристики.
- Тема 2. Технологии организации учебно-познавательной деятельности.
- Тема 3. Технологии организации воспитательной деятельности.
- Тема 4. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя.
- Раздел III
- Вариант 2.
- Комплекты тестовых заданий
- 5. Что такое воспитание? Из предложенных ответов выберите правильный.
- Вариант 2.
- 10. Можно ли утверждать, что ребенок, чьи родители были пьяницами, обязательно разделит их судьбу?
- Вариант 3.
- 1. Чем вы объясните, что дети, которые при поступлении в школу умеют хорошо читать и писать, нередко во 2 классе хуже учатся, чем те, которые пришли в 1 класс без этих навыков?
- 2. Из перечня характерных признаков, определяющих сущность различных зарубежных педагогических концепций, выберите те, которые отличают:
- 3. Какие факторы влияют на постановку целей воспитания?
- 4. Что определило развитие педагогики как науки?
- Вариант 5.
- 7. Из приведенных альтернатив выберите те, которые характеризуют развитие коллектива на 2-й стадии.
- 8. Из приведенных утверждений выберите те, которые относятся к личностно-ориентированным технологиям:
- 9. Из перечисленных утверждений выберите факторы, определяющие выбор методов обучения:
- 10. Из перечисленных стилей педагогического общения выберите примеры, характеризующие демократический стиль поведения:
- Ключ к тестам
- Тематика рефератов
- Теория обучения
- Педагогические технологии.
- Экзаменационные вопросы по курсу «Педагогика»
- Терминологический минимум к курсу «Педагогика»
- Библиографический список Основная:
- 020400 «Психология»
- 445667, Тольятти, ул. Белорусская, 14.