logo search
Ответы на билеты по мрр

Анализ литературы по проблемам воспитания звуковой культуры речи.

Обучение детей правильному произношению включает выработку и закрепление правильных речевых динамических стереотипов, что требует значительного напряжения нервных клеток коры головного мозга. Работу над правильным произношением, безусловно, необходимо проводить параллельно с обучением звуковой культуре речи.

На практике было показано, что звуковой анализ слова вызывает у детей значительные трудности. Проблемы неизбежны, так как слово представляет собой определенную пространственно-временную последовательность звуков, имеет определенную связь с математическими понятиями. Таким образом, звуковой анализ развивается тем успешнее, чем лучше дети владеют пространственными представлениями, ориентировкой в окружающем, порядковым и количественным счетом, словами, обозначающими пространственные отношения.

Педагоги московского дошкольного учреждения № 425 под руководством И. Швецовой основывались в своих логопедических занятиях на узловом понятии «ряд», побуждении дошкольников к активной предметной деятельности.

Занятия включают упражнения, в том числе в игровой форме, в построении и анализе предметного ряда, проводятся с помощью дидактического материала, а также с помощью настольного театра «Репка». Активная предметная деятельность предполагает включение в действие различных анализаторов: зрительного, кинестетического, слухового, речедвигательного, только в этом случае можно ожидать положительного результата.

Многолетний опыт работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи позволил педагогам выстроить систему работы по звуковому анализу, в связи с некоторыми особенностями данных дошкольников.

С самого начала коррекционного обучения развитие артикуляционных навыков и фонематического слуха проводится одновременно с развитием анализа звукового состава речи. Соответствующие упражнения помогают решить две задачи - ускорить процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты. В основе данной системы лежит программа Г.А. Каше.

Начинать надо с наиболее легкой его формы - выделения начального гласного звука в слове (Аня, аптека, утка, ива).

Второй этап - анализ звукосочетаний типа ау, уа, иа, ауи. Детям, испытывающим трудности при анализе звукосочетаний, целесообразно предлагать упражнения с опорой на символы: О - звук а; О - звук у; СИ - звук и; О о - ау; СИ О - иа; О о СИ - ауи; игру «Живые звуки».

По мере знакомства с глухими согласными звуками проводится работа по выделению конечных согласных в односложных словах типа кот, мак, паук, анализу (и синтезу) закрытых слогов типа ап, ут, ок. Важным этапом является выделение гласных звуков а, о, у, ы в середине слова. Некоторым детям этот вид анализа дается только в результате повторных индивидуальных упражнений.

Третий этап: выделение согласных звуков в начале слова, слогообразующего гласного, анализ открытого слога.

Итогом такой работы становится овладение звуковым анализом односложных слов типа сок, для чего используются упражнение «Составь новое слово» (карточки): собака - облако - мак (сом); игра «Живые звуки» (с, у, п - суп, нос - н, о, с), звуковые схемы слов. К концу этого периода обучения дети владеют терминами: гласный звук, согласный звук, слово.

На следующем этапе дети учатся делить слова на слоги; при этом в качестве зрительной опоры используется слоговая схема слова, которую можно выложить из полосок бумаги или зарисовать: - (один слог), - (два слога) и т.д. Слово отхлопывается или отстукивается по слогам. Для этого вида анализа берутся любые правильно произносимые детьми слова.

Пятый этап - полный звукослоговой анализ односложных и двусложных слов (бусы, сушка, замок). В слоговых схемах обозначаем звуки; схемы выкладываются или зарисовываются.

Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Для этого вида анализа включаются те слова, произношение которых не расходится с их написанием.

Последовательность составления звукослоговой схемы слова следующая: а) слово отхлопывается по слогам - определяется их количество; б) выделяются гласные звуки; в) определяется количество и последовательность звуков в каждом слоге, общее количество звуков и их последовательность; г) схема выкладывается или зарисовывается.

На этом этапе используются упражнения в преобразовании слов (Саша - Маша; мышка - мишка), в добавлении недостающего звука (д, ш плюс у - душ).

Наиболее сложным видом анализа является анализ слогов и слов со стечением согласных звуков, для чего дети выполняют упражнения в преобразовании слогов (ла-пла, па-пла).

Для звукослогового анализа слов со стечением согласных детям предлагают слова типа: стол, стул, слон, Клава, кран, парк, клубок, клоун. Внимание детей обращают на сравнение односложных слов типа сон-слон.

После анализа составляется звукослоговая схема. Проводятся упражнения в подборе слов к схеме.

К концу этого периода дети овладевают умением членить предложения на слова. Деление предложений на слова проводится в игровой форме (с мячом), затем выкладывается схема предложения из полосок бумаги (схему можно зарисовывать).

Взяв за основу схему по работе над формированием интонации в стихотворениях, предложенную А.В. Ястребовой и О.И. Лазаренко, был составлен алгоритм.

Например, работая над стихотворением А. Введенского «Песенка машиниста», педагог сначала читает его, а затем вместе с детьми обсуждает, почему стихотворение прочитано именно так: первая часть - очень тихо и медленно, а вторая - громче и постоянно увеличивая темп. Если дети затрудняются с ответом, можно дать неверный образец, поменяв местами манеру исполнения частей стихотворения. После детального обсуждения каждого четверостишия стихотворение читается снова; только после этого детям предлагается повторить каждый отрывок по образцу, чтобы исключить неверную передачу смысла.

В дальнейшем для работы над стихотворениями используются различные интонационные схемы.

По словам Ю.П. Азарова, технология, и отношения, и развитие личности - все в педагогическом мастерстве должно быть пронизано игрой.

Эффективность использования игр в развитии речи детей доказана многими учеными: Г.С. Швайко, Н.С. Селиверстовым, М.Г. Генинг и Н.А. Герман, Ю. Рязанцевой, О. Терехиной и многими другими педагогами-исследователями.

М.Г. Генинг и Н.А. Герман большое внимание уделяют играм для развития фонематического восприятия, без которого невозможно правильное произнесение звуков. Упражнения по развитию фонематического восприятия имеют большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения в школе. Они подводят ребенка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте. Упражнения по развитию фонематического восприятия тесно связаны с упражнениями по развитию правильной артикуляции. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему слуховому восприятию. В своей книге «Обучение дошкольников правильной речи» в работе над звукопроизношением и фонематическим восприятием авторы рекомендуют применять цветовые сигналы. Они убеждены, что сочетание речевых упражнений с выставлением цветовых сигналов вносит в занятие игровой момент, вызывает у детей интерес к занятию. Цветовое обозначение звуков условно, но оно должно быть постоянным.

Г.С. Швайко, О. Терехина, Ю. Рязанцева и многие другие в своих работах представили большое количество игр, помогающих развить у ребенка фонематический слух.

Немалое внимание авторы уделили и развитию у детей фонематического слуха, отобрав для этого игры, в которых дети упражняются в нахождении звука в словах, различении сходных по звучанию звуков, составлении слов с определенным количеством слогов. Предложенные игры активизируют словарь детей и обучают их слоговому анализу слова. Но, по словам В.И. Селиверстова, приступать к развитию фонематического слуха следует лишь тогда, когда у детей уже сформировано слуховое внимание и речевой слух.