1. Понятие категории в педагогике
Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть педагогическими категориями. Это наиболее общие и емкие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему. Подумав немного, можно назвать категории из любой науки, неважно естественной или социально-гуманитарной. Например, в физике это масса, сила, а в экономике основными категориями является деньги, стоимость и т.д.
К основным педагогическим категориям относятся образование, обучение, воспитание. Рассмотрим их последовательно, строя материал таким образом, чтобы, описав многообразие подходов и взглядов многочисленных авторов показать сложность проблемы и, может быть, ее практическую неразрешимость, если встать на агностическую позицию (т.е. отрицать в принципе познаваемость реального мира).
124
Образование
Поначалу зададимся вопросом: что имеют в виду люди (для которых русский язык — родной), произнося слово «образование»? Когда про одного человека говорят, что он получил (или имеет) хорошее образование, а про другого — что у него вовсе нет никакого образования, то под образованием подразумевают некий объект, достояние человека, которое он может каким-то образом приобрести и в дальнейшем иметь в своем распоряжении. В то же время про образование можно сказать, что оно происходит, разворачивается, так что это понятие обозначает одновременно и процесс создания объекта, о котором говорилось выше. (В русском языке многие отглагольные существительные такого вида — например, «излучение» — обозначают одновременно процесс и его результат: «происходит излучение света» и «прибор показывает наличие рентгеновского излучения»)
«Образование» по словарю В.И. Даля происходит от глаголов «образовать, образовывать», которые в свою очередь восходят к глаголу «образить». Этот глагол имеет довольно много значений: давал, вид, образ; обтесывать, слагать нечто целое, отдельное; устраивать, учреждать, основывать, создавать; улучшать духовно, просвещать. Образование (ума и нрава, по Далю), таким образом, есть целостный процесс придания душевного, умственного и духовного облика растущему человеку.
Чтобы определиться в этой проблеме, обратимся к трактовке понятия образования, принятого как категория в классической дидактике (хотя и там по заявлениям специалистов нет единого мнения на этот счет).
Известно, что слово образование как устоявшийся педагогический термин ввел еще основоположник теории обучения Иоганн Генрих Песталоцци в 1780 г. В русском языке в том же значении применил Н.И.Новиков. Со второй половины 19-го века понятие образование рассматривалось в широком смысле как результат всех педагогических влияний на развивающиеся души. В научно-педагогической среде постепенно складывается мнение, что образование-это не только состояние (образованность), но и совокупность педагогической работы, посредством которой достигается образование.
До периода 50-х годов образование в советской педагогике рассматривалось как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для практической деятельности, а в 60-х уже как процесс и результат этой деятельности. Такая же содержательная трактовка этого понятия принята 20-й генеральной конференцией Юнеско в 1978г., где записано, что это процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности при которой она достигает зрелости и индивидуального роста. Таким образом, к настоящему времени в среде научно-педагогической и законотворческой общественности
125
утвердилась формулировка, включающая в себя два ключевых слова-процесс и результат. Так, в Законе Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 №12-Ф3 сказано, что это «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государством уровня (образовательного ценза). Получение образования- достижение и подтверждение образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующими документами».
Следует отметить, что с научно-педагогической, а не с правовой точки зрения более предпочтительной является формулировка, разработанная в НИИ Высшего образования Ю.Г. Фокиным. «Образование-это система обучения, социализации и развития, направленная на усвоение индивидом системы элементов объективного опыта человечества, необходимого для успешного осуществления им деятельности в избранной сфере общественной практики и признаваемая обществом в качестве определенного уровня развития индивида». При этом автор под социализацией понимает качественное и количественное изменение системы ценностей, социально значимых убеждений и установок, ценностных ориентаций, идеалов, моральных качеств личности, необходимых для достижения успеха в определенном обществе (социуме).
Современная педагогическая наука рассматривает категорию образование как своеобразную систему, элементами которой являются ценность, система, процесс, результат. В классической дидактике обучения об этом факте говорится другими словами, а именно: категория образования имеет четыре аспекта: образование как ценность, как система, как процесс, образование как результатх[1],[2]. Ценностная характеристика предусматривает рассмотрение трех взаимосвязанных блоков: образование как ценность государственная, общественная, личностная. Образование как процесс движения к заданной цели обучения характеризуется субъектно-объектными действиями преподавателей и студентов. Образование, наконец, может рассматриваться, как результат государственного, общественного и личностного присвоения всех технологии ценностей, которые возникли в процессе образовательной деятельности, которые значимы для экономического, морального, интеллектуального состояния всех потребителей продукции образовательной сферы.
Ценность образования может носить характер государственный, общественный, личностный.
Результат образования полиструктурен и включает в себя такие понятия как грамотность, образованность, профессиональная компетенция, менталитет.
В современном понимании грамотность – это уже не просто умение читать, писать и считать. Грамотный человек – это, прежде
126
всего, человек, подготовленный к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала. Она обеспечивает человеку определенные стартовые возможности. Образованность – это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума.
Категория «профессиональная компетенция» определяется, главным образом, уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу.
Менталитет – высшая ценность образования и его иерархически высшая цель – формирование менталитета личности и социума. Это те глубинные, «корневые», духовно-нравственые, культурные ценности и мировоззренческие основания индивидуального и общественного поведения.
Представляет интерес определение понятия образования, приведенное в «Международной стандартной классификации образования» (МСКО), последняя версия которого утверждена в октябре 1997 г. на 29-й сессии Генеральной конференции этой организации. В нем под образованием понимается «организованный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение» (п. 12) и далее в п. 13-16 раскрывается смысл, который вкладывается в каждое слово этого определения:
Процесс коммуникации – взаимодействие между двумя или более лицами, включая передачу информации (сообщений, идей, знаний, стратегий и т.д.);
Обучение – любая перемена в поведении, информации, знаниях взаимопонимании, мировоззрении, в системе ценностей или навыках (чтобы считаться образованием, обучение должно носить плановый характер и не сводиться просто к физическому росту, взрослению или общей специализации);
Организованное – планируемое в соответствии с определенной последовательност с четко обозначенными или подразумеваемыми целями;
Устойчивое предполагающее, что в любом учебном опыте есть элементы продолжительности и непрерывности. Не предусматривается никакой минимальной продолжительности, но соответствующие минимумы будут указаны в практическом руководстве.
Для практики принято считать образование как процесс обучения и воспитания, так и результат этого процесса, выраженный в форме зафиксированного образа или представленный образованностью конкретного человека, т.е. совокупностью его интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний, умений, позволяющих ему
127
адекватно действоваьть на их основе.. В тех случаях, когда необходимо будет говорить об образовании, как социальном институте, мы будем употреблять термин «образовательная система» или «система образования».
Однако заметим, что другие авторы, например, Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова [3] рассматривают три аспекта понятия образование, а Б.Г. Гершунский - пять.
Если исходить из позиций авторов-трехаспектников, понятие «образование» имеет три основных значения: образование - это достояние личности, образование — процесс обретения личностью своею достояния; система образования — социальный институт, существующий для того, чтобы помогать всем гражданам обрести такое достояние.
Другие эксперты при формировании понятия образование выделяют иное количество аспектов термина [4].
провели специальное исследование и сформировали целых воемь аспектов, опираясь на словарные значения, практику рассмотрения термина в различных областях. В зависимости от контекста употребления термин "образование" трактуется как:
общественное явление, атрибут и вечный спутник человечества на всем его историческом пути;
значимая ценность (социальная и индивидуальная; вспомним, как родители нередко говорят детям: "Я дал тебе жизнь и образование, теперь ...");
функция общества и государства по отношению к своим гражданам и одновременно функция граждан по отношению к своему собственному развитию (выделенное, к сожалению, недооценивается и школой, и родителями, и самими школьниками), обществу и государству (поскольку образование некоторого уровня является обязательным);
сложная иерархическая система, включающая дошкольное, школьное, внешкольное (дополнительное), начальное профессиональное, среднее специальное, высшее, магистратура, бакалавриат, ученая степень кандидата или доктора наук и т.д.;
сфера социальной жизнедеятельности, включающая в себя не только образование, но и родственные отрасли — здравоохранение, культуру, социальную защиту и др.;
деятельность, предполагающая взаимодействие педагогов и тех, кто получает образование;
процесс;
результаты образовательного процесса.
При всей многоликости приведенные аспекты значения термина "образование" имеют и нечто общее — все они так или иначе связаны со
128
становлением личности человека, с передачей и освоением социального и культурного опыта, с передачей культурных ценностей. Для практики наибольшее значение имеют, по мнению авторов, пункты под номерами 6, 7, 8.
По мере развития науки и практики понятие "образование" (даже не успев устоятся) претерпевает изменения Оно развивается, дополняется, конкретизируется с учетом новых требований и условий. В нем появятся новые важные акценты и производные, такие как дистанционное образование (ДО) и открытое образование (ОО).
Рассмотрим один из наиболее существенных, касающихся понятий дистанционного образования (ДО) открытого образования (ОО).
Анализируя в разделе 1.4 дефиниции ДО и ОО, можно было обратить внимание на плюралистичность и многоаспектность в трактовке этих понятий. В настоящем разделе акцентируем внимание на этом факте еще раз, приведя для иллюстрации факта перманентной плюралистичности некоторые из определений ДО, подобранные А.В. Густырем в его диссертации «Концептуально-методологические основания развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования», представленную на соискание ученой степени кандидата педагогических наук и защищенную в 2001 году.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ТРАДИЦИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
КОММЕНТАРИИ
традиция очного (группового, синхронного) до с использован ием
телекоммуни каций
Под дистанционным образованием
понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-
образовательной среды на любом расстоянии от образовательного учреждения. Информационно- образовательная среда дистанционного образования представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.
Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России (принята Государственным комитетом РФ по высшему образованию 31 мая 1995 г.).
... те ргосе88 оГех*епс11пВ 1еаттВ, ог аеНуеппВ шйгисШ ге8оигсе-8ЬаппВоррогшпШе., ю 1осайоп8а^ау Ггот а с1а88гоот, ЪшЫтВог8*е, юапошег с1а88гоот, ЪшМшв ог 8Ие, Ьу штВ уМео,
Единственное до
последнего времени
официальное определение ДО в России. Страдает, с одной стороны,
избыточностью (избыточный признак: «... широкие слои населения в стране и за рубежом...»), с другой стороны,
технократической ограниченностью: понятие ДО сводится к понятию информационно- образовательной среды, которая, в свою очередь, трактуется совокупность
информационных ресурсов и технических средств и каналов телекоммуникации (доставки).
Типичное для
американских определений (см. ниже в этой же
129
audio, computer, multimedia communications, or some combination of these with other traditional delivery methods.
... процесс распространения и доставки образовательных услуг или возможностей использования образовательных ресурсов в места, расположенные вне учебного помещения, здания или центра, или в другое учебное помещение, здание или центр, используя видео, аудио, компьютерные, мультимедиа коммуникации, или какое-либо их сочетание с другими, традиционными способами доставки.
Instructional Telecommunications Council (ITC) www.itcnetwork.org;www.sinclair.edu/community/itc
Distance learning is a system and a process of connecting learners with distributed learning resources.
Дистанционное образование - это система и процесс соединения учащихся с распределенными образовательными ресурсами.
American Council on education(ACE)
At its most basic level, distance education takes p lace when a teacher and student(s) are sеoicагаЫ Ьo dЬta8ical distance, and technology (i.e., уe, уЫе, 1а*, and print), often in concert with face-to-face communication, is used to bridge the instructional
gap.
На самом основном уровне, дистанционное образование имеет место, когда преподаватель и студент(ы) разделены физической дистанцией, и технология (т.е., технология передачи голоса, изображения, данных и печати), часто в сочетании с коммуникацией «лицом-к-лицу», используется для того чтобы преодолеть этот разрыв.
College оГ ЕпonтееппВШхуешгу оГ ИаЬо, Distance ЕсЬсаи а! a Glance, 1995
www.uidaho.edu/evo/newhtml/eomain.htm
Education or training courses delivered to remote (off-campus) locations via audio, video, or computer technologies.
Учебные или тренинговые курсы, доставляемые в отдаленные ("вне
университетского городка") месторасположения с помощью аудио, видео или компьютерных технологий. The Condition of Education 1999. Glossary
рубрике) понимание ДО как, в первую очередь, процесса доставки,
использующего различные технологические средства и каналы.
(ITC - орган
американской Ассоциации муниципальных (community) колледжей,
включающей более 600 учреждений)
Одна из дефиниций, имеющих в США
официальный статус.
Вводит в определение ДО понятие распределённых образовательных ресурсов.
Определение из часто упоминаемого американских источниках краткого руководства по ДО (автор - Barry Willis), помещённого на сайте Университета Айдахо.
“the term “distance education” means an eсшсайопа1 nгоcess that is characterised by the sеudагайоп, т йтe or place, between instructor and 8Ш1еп1 8исп гогт тау тсЫе соиг8е8оГГегес!coппсшаПу тгоиmп те и8е оГ (1) television, audio, orтршег 1гап8т18sion, such as open broadcast,
130
Одно из официальных определений ДО в США (источник - глоссарий Национального центра
статистики образования Департамента образования США). Являясь основанием
| с1о8еа слгсш*, саЫе, ппсптауе, ог8*е1Ше *ап8т188юп; (2) аийо ог сотригог сопГегепстВ; (3)уМео са88е«е8 ог си8С8; ог (4) согге8ропс1епсе.” “термин “дистанционное образование” означает образовательный процесс, для которого характерно разделение, во времени или местоположении, преподавателя и студента. В таком значении термин может включать курсы, предлагаемые, главным образом, с помощью (1) телевизионной, радио или компьютерной передачи ( открытого телерадиовещания, закрытой сети, кабельного, СВЧ или спутникового телевидения); (2) аудио или компьютерной конференции; (3) видеокассеты или диска; или (4) посредством корреспонденции" Ра88аВе оГ Р.Ь. 105-244, Атепшпеш* го те Н1ВЬег Ыисайоп Ас* оГ 1965. №^ 1еВ181аЦуе сЫшШоп оГ синапсе есЬсайоп (ТШеIV, Рай С, 8есйоп488) | официальных статистических исследований, очевидным образом ориентировано на американскую модель ДО. Новое (1998 года) определение ДО законодательстве США. ДО определяется как форма образовательного процесса (то получения/предоставления образования), однако с акцентом на средства доставки. В целом, определение можно отнести также к разряду комплексных, или сводных, учитывающих обе традиции (модели) ДО. |
традиция заочного (индивидуа льного, асинхронн ого) до | Обучение на расстоянии. Обучение реализуется посредством сочетания почтовой, радио, телевизионной электронной связи, телефона и газет при ограниченном непосредственном контакте обучаемого с преподавателем или полном отсутствии такового. Преподавание осуществляется главным образом через специально подготовленные печатные, аудиовизуальные или другие материалы, передаваемые обучаемым или учебным группам. Международная Стандартная Классификация Образования. Переработанная версия II. ЮНЕСКО 1997 // Министерство общего профессионального образования Российской Федерации, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, М, 1999, с.23. ... дистанционное обучение можно определить как целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих обучающихся между собой и со средствами | Определение из раздела IУ «Формы предоставления образования» кросс-квалификационных переменных последней версии МСКО. ДО помещено между очной и смешанной (очно-дистанционной) формой получения образования, т.е. точно соответствует месту заочного обучения в Законе об образовании -РФ. В качестве определяющих признаков выделяются преимуществу асинхронный опосредованный характер связи между участниками образовательного процесса специализированные учебные материалы для самостоятельного изучения - характерные признаки заочной модели ДО. Определение, |
131
| обучения инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе. А.А.Андреев, В.И.Солдаткин. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. Минобразования РФ, МЭСИ, М, 1999 Дистанционное образование - это качественно новый, прогрессивный вид обучения, возникший в последней трети ХХ века, благодаря новым технологическим возможностям, появившимся в результате информационной революции и на основе идеи Открытого образования. В основу этого вида обучения положена самостоятельная интерактивная работа студента со специально разработанными учебными материалами. Ключевую роль играет также тьютор (преподаватель-консультант), который прикрепляется к группе студентов. Другие компоненты и методические приемы ориентированы на то, чтобы сделать обучение максимально удобным и эффективным. Web-сайт МИМ «ЛИНК»( www.link.msk.ru) Distance education is the offering of eс!исапопа1 ргоёгаттеs designed to facilitate a learning strategy which does not depend on day to day contact teaching but makes best use of Ше pо1еппа1 оГ яЫепй Ю яЫу on their own. It гоу!с1е8 interactive study material and decentralised learning facilities where students can seek academic and other form s of educational assistance when they need it. Дистанционное образование предложение образовательных программ, предназначенных облегчить стратегию изучения, не зависящую от повседневного контакта с преподавателем, а основанную на лучшем использовании возможностей | которое можно считать трактовкой ДО в МЭСИ (авторы, в год публикации монографии, профессора и члены академической администрации МЭСИ). Признаки «инвариантности во времени» «специфической дидактической системы» позволяют отнести это определение к традиции асинхронного ДО. «Интерактивное взаимодействие» тавтология. Определение МИМ (Международного института менеджмента) «Линк», являющегося российским филиалом (представительством) Открытого Университета Великобритании, ориентировано, соответственно, британскую модель ДО, с характерным акцентом на интерактивности, роли специальных материалов для самостоятельной работы и тьютора, а также на открытом прагматичном характере ДО («студентоцентризм» британской модели). Недостатком определения является тенденция размежеванию традицией, свойственная ни самой британской модели, ни британским авторам. Определение ДО, даваемое |
132
| самостоятельного обучения студентов. Это обеспечивается интерактивными учебными материалами и децентрализованными учебными средствами поддержки, обращаясь к которым студенты, в случае необходимости, могут получить академическую помощь и иные формы содействия обучению. Шуеш1уоГ8шШАШса(ЦМ8А) Шйапсе еоисапоп (ог соггевропаепсе/поте вШау) й те епгоПтеШ апа Йиау шй ап еоисапопа1 тйтшоп луЫсп ргоуЫев 1е88оп та1ег1а18 ргерагеа т а зеашяша1 апа 1оё1са1 огаег Гог Йиау Ьу гшаепй оп теп- олуп. \УЬеп еасп 1е88оп 18 сотР1е1еа те 8(ш1еп1 такев ауаПаЫе, Ьу Гах, таи, ог сотри**, те аввщпеа луогк Гог соггеспоп, ёгасНпё, сошлет, апа 8иЬ]ес1 тапег ёшс1апсе Ьу Чшшйеа тйпкЛоп». СопесЫ а881ёптеп18 аге гештеа Ю те йиает, ап ехспапёе луЫсп ргоуЫев а релюшшгеа вшаепМеаспег геЫюпвЫр. Дистанционное образование (или корреспондентно-заочное обучение) -регистрация и обучение в образовательном учреждении, которое предоставляет расположенные в определённой последовательности и логике учебные материалы, предназначенные для самостоятельного изучения студентом. По завершении каждого урока, студент факсом, почтой или с помощью компьютера пересылает квалифицированным преподавателям контрольную работу для аттестации, комментария и руководства изучением предмета. Исправленные контрольные работы возвращаются студенту; устанавливается взаимообмен, который обеспечивает межличностные отношения тьютора - студента. ТЬе Шйапсе Еоисапоп апа Тгшшпё СоипсП, \Уа8шпёЮп, Б.С. БЕТС.лулуху.аЙс.огё | Университете Южной Африки, - одном из старейших и наиболее авторитетных в мире и крупнейшем африканском континенте центре ДО. Цитируется вице-канцлером Открытого Университета Великобритании сэром Д.С.Дэниелом определение, формулирующее подход к ДО, разделяемый 01ЛЖ.// ЫюНашопа оГ пелу 1есппо1оё1е8 Гог те Ыегпапопа1 Васса1аигеа1е. Тесппо1оёу й те ап8луег: луЫ луав те яиейюп? (АпааагеввЮтеСоипсп оГ Роипёапоп оп те 1трНсапоп8 оГ пелу 1есппо1оё1е8 Гог те 1шегпапопа1 Васса1аигеа1е, §1уеп Ьу теУюеСпапсеПогоГте ОрепШ1уепйгу), 1998. В этом смысле, может считаться определением британской модели ДО. Определение американского Совета дистанционного образования и обучения (БЕТС) - одного из крупнейших в США центров накопления, анализа и обмена информации о ДО, в первую очередь, в частных образовательных учреждениях США. При БЕТС действует единственное в США официально признанное на федеральном уровне агентство аккредитации частных высших (рой- |
133
| Термину «дистанционное обучение» соответствует широкий спектр образовательных услуг неаккредитованных курсов дополнительного обучения до аккредитованных программ на получение степени, - в рамках которых студенты, их преподаватели и сверстники по преимуществу обучают и обучаются на расстоянии, а не располагаясь в учебном классе. Чтобы связать между собой людей, программы дистанционного обучения используют широкий диапазон инструментов - интерактивную компьютерную технологию (включая ЛУогИ \Ше \УеЪ и электронную почту), телефон, факс и регулярную почту. Дистанционное обучение становится все более и более популярным из-за его удобства и гибкости. Устраняется главный барьер, препятствующий многим взрослым совершенствовать своё образования, -проблема согласования занятий в университетском городке и их деловых графиков. Студенты ДО могут проходить курс обучения по своему собственному расписанию и в удобных для них условиях. СареПа 1Муешгу: Шсоуег Шйапсе Ьеаттё:\Упаи8В181апсеЬеагшпё? 81х гашп спагайетпс* оГ сМапсе еёисапоп: 1) ргевешапоп оГ 8иЬ]ес1 тапег Ш ГасШШев 1еагшпё; 2) етраШу апё рег8опа1 геЫюпв Ье^ееп йиёепй апё ШЮга/соип^оге; 3) споюе апё ше оГтесНа; 4) еаг1у гееёЪаск; 5) реег-ёгоир т1егаспоп; апё 6) Гштпег 1тргоуетеп18 оГ с1181апсе еёисайоп Ш ГасШШе8 1пс11у1с1иа11еагшпё. ... шесть главных характеристик дистанционного образования: 1) представление предмета, которое облегчает изучение; 2) отношения эмпатии и личностной связи между студентами и тьюторами/консультантами; 3) выбор и использование средств информации; 4) ранняя обратная связь; 5) внутригрупповая интерактивность; и 6) дальнейшие | ^есопёагу) учебных заведений ДО. Определение интересно тем, что, несмотря на американскую принадлежность источника, явно относит ДО к традиции корреспондентного обучения, причём в её британской модификации. Объясняется преимущественной ориентацией частных образовательных учреждений ДО, входящих в БЕТС, на обучение взрослых, профессионально занятых студентов и, как следствие, - на заочную модель ДО. В определении отмечается «регистрация обучение образовательном учреждении», отличающее ДО от полностью самостоятельного (независимого) обучения. Определение входящего в БЕТС СареПа 1Муешгу -частного университета, специализирующегося в области дистанционного бизнес-образования деловых людей. Подтверждает сказанное выше по поводу определения ДО в БЕТС. |
134
| усовершенствования дистанционного образования, облегчающие индивидуальное обучение. \УЫ 18 пелу апс! лупа! й 1шроЛап1 1п сИ^апсе ескюапоп? Но1шЬегё В. ШвпШе Гог Кевеагсп оп Шйапсе Ескюапоп, РепШшуепйШ, Оегшапу. Тоигпа1 агис1е ёепега1 соштеШ т Ореп ргах18, уо.1, 1998, рр.32-33. 1998. дистанционное образование образования на расстоянии, в котором очные и синхронные занятия с преподавателем сведены к минимуму или вообще отсутствуют. Это по преимуществу самостоятельное образование (самообразование), в отличие от самообразования как такового включающее в себя в той или иной форме обратную связь с преподавателем (образовательным учреждением). Программа развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования в 2000-2005 гг. Глоссарий. | Определение ДО, данное Бьоргом Хольмбергом, одним из отцов-основателей современного ДО, автором многочисленных работ по истории и теории ДО, многие из которых считаются классическими. Определение ДО из Программы развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования в 2000-2005 гг., после утверждения Программы Министерством образования РФ 15.06.2000 получившее статус официально признанного, по крайней мере, для системы среднего специального образования (СПО). |
Может сложиться впечатление, что многоаспектность и плюрастичность существуют только в научной педагогике, но это ошибочное мнение. Можно привести пример с понятийно-терминологической системой науки маркетинг, где сама трактовка понятия «маркетинг» имеет до десятка определений, включая определение, сформулированное в свое время ее основоположником Котлером.
Если в этом месте читатель запутался в определениях и понятиях категорий, то это естественное положение дел. Однако, можно сказать, что чем больше подходов к толкованию какого-либо явления, тем лучше, и тем мы ближе к истине, и в пределе, если мы не агностики, то достигнем ее. В конце концов, читатель вправе выбрать то определение, которое считает более правильным, или самому сформулировать, руководствуясь следующими соображениями, касающимися формирования дефиниций.
135
Напомним, что классическое определение понятия указывает, к какому роду принадлежит объект, и дает видовое отличие. Это значит, что мы должны в используемой нами системе понятий (классификации) найти понятие более общее, чем образование, и дать отличительный признак последнего.
Генетическое определение поясняет, как возникает, образуется рассматриваемый объект. Конструируя его, мы должны описать, как, если можно так выразиться, образуется понятие.
Операциональное определение предлагает измерительные процедуры, посредством которых можно найти численное значение измеряемой величины
Возможно еще контекстуальное определение, когда смысл понятия выясняется благодаря его неоднократному употреблению вместе с другими, известными словами и выражениями. Этот способ — самый естественный и глубоко укорененный в жизненной практике.
Оговоримся, что мы глубоко уверены, что строгие определения либо невозможны, либо не приносят никакой пользы в той широкой гуманитарной области, к которой относится педагогика и философия образования. Однако и не слишком строгое определение обретает конкретный смысл лишь в некоторой системе понятий и представлений, его плюрализме.
Еще раз вернемся к новой категории педагогики - открытое образование. Так что же такое ОО? Напомним еще раз, что по нашему мнению – это в значительной мере условное название объективного явления. ОО – это удобная формула, означающая все лучшее, что имело и будет иметь место в образовании. Более сложным языком «ОО, интегрируя в себя все ценное, что выработала наука, отражая действительно гуманистическую направленность образовательного процесса, является доминантой цивилизованного развития социума»[5].
Заметим, что иногда не обязательно формулировать строгое определение какого-либо явления. Достаточно привести некоторые признаки, например, ОО, чтобы у читателя сформировался образ этого явления, сложилось представление об ОО. Напомним, что она обладает такими свойствами:
Открытая, самоорганизующаяся система;
Нацелена на будущее;
Обеспечивает свободный доступ к информационным ресурсам;
Предоставляет свободный выбор стратегии образования;
Организует личную ориентированность процесса обучения;
6. Способствует свободному развитию личности; и др.
136
- Статистики и информатики
- Глава 1 Система образования и ее научное обеспечение 9
- Глава 2 Педагогика в современных информационно-образовательных средах……………………………………………………………………...124
- Глава 3 Качество образования 194
- Глава 1 Система образования и ее научное обеспечение
- 1.1 Педагогика, андрагогика и философия образования
- Учебные вопросы
- Цели (в результате учения Вы будете)
- Андрагогика
- Философия образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 1.2 Роль образования в обществе
- 2. Международные организации и программы в образовании
- Совет Европы
- Лиссабонская декларация
- Сорбоннская и Болонская декларации
- Болонская декларация
- 1.3 Информатизация и глобализация современного образования
- 2. Глобализация современного образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- 1.4 Открытое образование
- 3.Открытое образование
- Вопросы самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 1.5 Система образования России
- 2. Университеты в системе открытого образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Глава 2 Педагогика в современных информационно-образовательных средах
- 2.1 Категории педагогики
- 1. Понятие категории в педагогике
- Обучение
- Воспитание
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.2 Методологические и дидактические принципы в системе
- Методологические принципы
- Аксиологический метопринцип
- Культурологический метопринцип
- Антропологический метопринцип
- Гуманистический метопринцип
- Синергетический метопринцип
- Герменевтический метопринцип
- Валеологический метопринцип
- Дидактические принципы
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 2.3 Современные информационно-образовательные среды.
- 2. Пример современной информационно-образовательной среды.
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.4 Электронная педагогика
- 2.Педагогическая система как предмет э-педагогики
- Цель образования
- Содержание обучения
- Понятие
- Иерархия понятий «содержание»
- Носители содержания
- Теории обоснования содержания образования
- Обучающиеся
- Обучающие
- Преподаватель в виртуальной образовательной среде
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.5 Актуальные проблемы электронной педагогики
- Учебные вопросы
- Цели (в результате учения Вы будете)
- Учебный материал
- 2.Актуальные проблемы э-педагогики
- 3. Проблемы оптимизация психолого - эргономического представления учебного материала, восприятия человеком учебного материала, представленного в электронном виде и его понимания.
- Современную иос.
- Раздел I. Введение в открытое образование (теоретические основы).
- Тема 1.1. Открытое образование - составная часть информационного общества
- Тема 1.2. Открытое образование за рубежом и в России
- Тема 3.2. Готовность участников образовательного процесса к обучению с помощью сетевых курсов.
- Тема 3.3. Теоретические и практические основы разработки сетевых курсов.
- Тема 3.4. Теоретические и практические основы применения сетевых курсов в учебном процессе.
- Тема 3.5. Информационные источники и их использование в учебном процессе
- 5. Воспитательные проблемы, вызванные ограниченностью очного контакта участников образовательного процесса.
- 6. Валеологические проблемы.
- 7. Проблемы качества учебного материала, качества обучения и соответствия образовательным стандартам.
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.Качество человека как составная часть качества образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 3.2 Теоретические основания стандартизации в сфере образования.
- Учебные вопросы
- Цели (в результате учения Вы будете)
- 1. Стандартизация в педагогических процессах
- 2.Технологические стандарты в системе образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 3.4 Образовательные стандарты
- 2. Государственные образовательные стандарты
- Структура гос
- Вопросы для самопроверки и рефлексии
- 2. Подходы к оценке качества обучения в Интернет
- Интегральные показатели качества курса
- Целенаправленность
- Уровень организации
- Вопросы для самоконтроля рефлексии
- Литература
- Заключение
- Сведения об авторе