logo search
Занятие 1 Методика преподавания в вузе / Книги / Андреев А

2.Качество человека как составная часть качества образования

Таким образом, концептуально качество образования включает в себя:

Качество человека;

Качество содержания;

Качество образовательных технологий.

Каждая из этих составляющих имеет, в свою очередь, сложную структуру. Рассмотрим, например, как представляет себе качество человека дважды доктор наук Субетто А.И .[7].

Качество человека - сложная категория, ключевая для понимания категории и проблемы качества образования, построения инструментария диагностики качества и квалиметрического мониторинга в образовательных системах на базе методологии синтетической квалиметрии. В квалиметрии человека и образования действует принцип: квалиметрия человека составляет «ядро» и основание квалиметрии образования. Полное раскрытие категории качества человека и составляет предмет человековедения как формирующейся в конце XX века единой науки о человеке, интегрирующей знания на определенном уровне философского и междисциплинарного обобщения, наработанных в отдельных отраслях научного знания о человеке: в биологии, психологии, социологии, философской антропологии, демографии, этнологии, валеологии и т.п. С определенной условностью качество человека можно раскрыть в виде вложенных друг в друга «сфер качества» (рис. 3.1.1).

199

Рис. 3.1.1. Качество человека

Внутреннее ядро-сферу качества составляют компоненты:

системно-социальное качество человека (социальность, гражданственность, патриотизм, выражающиеся в соответствующих позициях личности);

ценностно-мировоззренческое качество человека, отражающее ценностные ориентации, тип и доминанты мировоззрения, его целостность, исповедуемые общественные идеалы личности; ценностно-мировоззренческое качество является социально-потенциальным качеством, влияющим на проявления системно-социального качества человека через поведение и поступки личности;

духовно-нравственное качество человека, связано с ценностно-мировоззренческим и проявляется через систему духовности и нравственности личности, фиксирующую уровень освоения ею а своем «внутреннем мире» духовно-нравственных регулятивов поведения (в зависимости от принятых систем ценностей и «картин мира»): совесть, стыдливость, любовь к природе, любовь к богу, коллективизм, освоение личностью заповедей нравственного поведения и т.п.; при этом духовность личности понимается не только в религиозном (например, православном) толковании, связанном с любовью к богу, но и в светском, как форма саморефлексии личности по поводу смысла жизни, ответственности ее перед обществом, человечеством, природой и т.п.;

психолого-мотивационное качество человека отражает развитость психики человека и ее мотивационно-поведенческого блока, уровень

200

психического развития и психического здоровья, уровень развитости способностей;

качество физического развития человека выражает собой уровень физического здоровья человека, развития его «сомы», т.е. тела (мышечно-мускульное развитие, физическая выносливость, развитость антропометрических показателей качества «сомы» и др.);

качество интеллектуального развития отражает собой развитость интеллекта человека, его интеллектуальных способностей и умений, в первую очередь качество мышления, гностических умений, владения алгоритмами по знания, уровень владения процедурами классификации, систематизации, проблематизации, распознавания, прогнозирования, диагностики, синтеза, анализа и т.д.;

Если первые три компонента качества человека определяют качество его личности в «узком смысле» слова как системно-социального качества, которое интегрирует ценностно-мировоззренческую, социальную и духовно-нравственную компоненту, то вторые три компоненты качества человека определяют психо-интелектно-соматическое качество личности, норма которого определяет психо-соматическое здоровье личности. Оно служит как бы психо-биологическим базисом развития системно-социального качества личности. «Круговая» форма взаимосвязи указанных компонент качества человека отражает «кругооборот качества» человека в процессе его развития (или деградации).

Сфера, объемлющая внутреннее «ядро-сферу» (см. рис.3.1.1), есть сфера качества знаний личности, выступающих субстанцией развития ее интеллекта, процессов социализации психики, «бессознательного», «памяти» личности. Здесь имеются в виду все виды знаний, осваиваемых личностью и поступающих к ней не только по «каналам» систем образования, но и семьи, культуры и социума. В целом, биогенетическим каналам.

Качество знаний как «потенциальное качество» актуализируется через деятельность, качество деятельности. Деятельность переводит качество знаний из потенциального состояния в актуальное. Естественно, что в этом «потенциально-актуальном» переходе «знаний» в «деятельность» опосредующую трансформационную функцию выполняют «умения» («знания», перешедшее в «инструмент деятельности», в «активную форму» своего существования) и «навыки» («знания» в форме «умений», трансформированные в «автоматизмы», «стереотипы» деятельности, поведения личности; в последней деятелъностной форме существования знаний их активизация приобретает характер автоматического исполнения, знания из-под контроля сознания переходят под контроль «бессознательного» в человеке как «бессознательной части» его интеллекта.

Таким образом, на базе «сферы качества знаний» формируется «сфера качества деятельности» как форма актуализации качества знаний

201

через деятельность. Единство качества знаний и качеств деятельности (то, что называется единством «слова» и «дела»), составляет особое качество личности, которое обеспечивается в первую очередь блоком системно-социального качества личности. Разрыв между этими «сферами» может носить целевой характер со стороны личности, тогда он отражается в таких негативных свойствах как «цинизм», «лицемерие», «ханжество», «подлость», «предательство» и других, порождаемых негативами в развитии в первую очередь ценностно-мировоззренческого и духовно-нравственного качеств человека.

Две сферы - сфера качества знаний и сфера качества деятельности разбиваются на два основных блока (см. рис.3.1.1): качество общеобразовательной подготовки и качество профессиональной подготовки, при этом второй «блок» «надстраивается» над первым.

Общеобразовательный блок носит универсальный характер, он обеспечивает готовность личности через профессиональное образование к освоению любых видов профессиональной деятельности. Он формирует на языке системогенетики своеобразный

общеобразовательный деятельностно-знаниевый «системо-ген», на базе которого происходит освоение профессий (специальностей).

На деятельностном уровне активизации знаний универсальность общеобразовательного блока раскрывается через полноту системы деятельности личности, которая включает в себя: производственную (экономическую), «научную» (исследовательскую), экологическую, художественную (эстетическую), и 4 рода деятельности, реализуемых в системе «человек - человек»: педагогическая, управленческая, физкультурная и медицинская (здравообеспечивающая).

И, наконец, «периферийная сфера» есть сфера качества культуры личности, она ассимилирует в себе «сферы качества знаний» и «сферу качества деятельности». В конечном итоге культура личности проявляется через культуру деятельности. Качество культуры немыслимо без культуры качества.

Внутренние «ядра» проявляются на поверхности «внешних сфер». Культура личности в этом понимании и есть сама личность, а качество личности есть качество ее культуры. При этом два блока -«общеобразовательная подготовка» и «профессиональная подготовка» образуют единство в культуре личности как единство общей и профессиональной культур, высшим проявлением которых становится мастерство, профессионализм, «акме» - как вершина профессионального самовыражения личности.

Данная схема структуры качества человека позволяет глубже познать процесс восхождения качества человека как объект образования и воспитания в образовательной системе, их взаимопроникновение друг в друга. Воспитание направлено на формирование личности в человеке и затрагивает все компоненты качества человека в «ядре-сфере», но в первую очередь ценностно-мировоззренческую, духовно-нравственную

202

и системно-социальную. Ценностно-мировоззренческий блок формируется под воздействием ценностно-мировоззренческого воспитания, в котором особо проявляется интегративно-воспитательная функция «единых картин мира», исторического образования и воспитания и общественных идеалов. Духовно-нравственный блок определяет приоритеты духовно-культурного, нравственного и трудового направлений воспитания, поскольку духовность и нравственность действенно формируются в атмосфере «труда-заботы» по А.С. Макаренко. Системно-социальный блок включает в себя такие направления как коллективистские формы воспитания, патриотическое воспитание, историческое воспитание и образование, правовое и гражданское воспитание, социальная педагогика и другие. Формирование «корневого человека» по П.А.Флоренскому, личности укорененной в чувстве достоинства истории своего народа - важнейшее направление данного блока.

Качество воспитания переходит в качество образования и наоборот, т.е. они образуют единое качество.

Единство 4-х сфер определяет структуру данного единства качеств воспитания и качества образования.

Таким образом, квалиметрия человека в образовании разбивается на направления:

квалиметрия учащегося, дифференцирующаяся по 6-ти объектам оценки-компонентам «внутреннего» ядра;

квалиметрия знаний учащегося;

квалиметрия деятельности личности учащегося;

квалиметрия культуры личности учащегося;

квалиметрия общеобразовательной подготовки;

квалиметрия профессиональной подготовки.

Качество и удовлетворенность потребителей являются наиболее важными вопросами, которым уделяется возрастающее внимание в мире. Системы качества согласно международного стандарта ISO - 9001 получили особенно большое развитие в промышленности. Цель системы качества согласно ISO - 9001 - обеспечить качество, востребованное заказчиком, и последующей сертификации систем качества, предоставить доказательства способности предприятия выполнить эти требования. Эффективность систем качества - это грамотно вложенные инвестиции, которые дают через короткое время прибыль. Многие из этих положений применимы и к системе образования.

203

Выводы

1. Тенденция описание всего, что происходит в образовании в терминах качества, с позиций качества (его повышения), является всеобщей. Если под качеством понимать соответствие норме, то нормы могут оказаться разными (для индивида, образовательного учреждения. Говоря о качестве образования можно говорить о качествах преподавания, исследования, управления. О качестве участников образовательного процесса (студентах, учащихся, преподавателях, администрации и т.д.), а также о качестве условий, процесса и результата. Содержание образования является самым главным фактором, позволяющим получить выпускника лучшего качества

2. Качество человека — сложная категория, ключевая для понимания категории и проблемы качества образования, построения инструментария диагностики качества и квалиметрического мониторинга в образовательных системах на базе методологии синтетической квалиметрии. Ядро квалиметрии образования составляет квалиметрия человека.