logo search
Занятие 1 Методика преподавания в вузе / Книги / Андреев А

Литература

  1. Фокин Ю.Г. Обучение и воспитание в вузе. –М.: АКАДЕМИЯ, 2002

  2. Государственные приоритеты в науке и образовании. Отв ред А.И. Ракитов –М.: РАН ИНИОН. 2002.-232с.

  3. Зайцева Ж.Н. Открытое образование. –М.: МЭСИ

  4. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе -М.:Академия,2001.

  5. Крылова Л.М. «Основы здорового образа жизни.-М.:РИО РГА,1997.-84с.

193

Глава 3 Качество образования

3.1 Концептуально – программный подход к качеству образования

Непомышляющие о качестве, пусть и не помышляют о культуре

Н. Рерих).

Учебные вопросы

Понятие качества.

Качество человека как субъекта образовательной деятельности.

Цели (в результате учения Вы будете)

1.Знать подходы к определению понятия «качество» и «качество образования».

2.Знать характеристики качества образования и уметь описать их сущность. Знать структуру качества человека.

Учебные материалы

1. Понятие качества

Речь в данном разделе пойдет о понятии качество вообще в природе и качестве высшего образования, в частности. В свое время основатель европейской науки Нового времени Рене Декарта. «Определяйте значение слов. Этим Вы избавите человечество от половины его заблуждений». Поэтому начнем с определений. Здесь уместно определить и прокомментировать основные понятия.

Образование является ведущим механизмом воспроизводства общественного интеллекта, а в его структуре основную позицию занимает высшее образование как механизм воспроизводства образования в целом, науки и культуры.

Сложность определения качества можно представить себе и ощутить в деталях, сделав сравнение с понятием (категорией) «красота», над которым размышляли еще древнегреческие мыслители. Действительно, мы можем прочувствовать, и пояснить, что такое красивая женщина, красивая лошадь и т.д., но что такое красота сама по себе? То же можно сказать и о сущности понятия «качество».

Образную оценку состояния дел в трактовке понятия качества образования приводится в книге[1].

Очевидно, что мы не будем понимать под этим обыденное толкование качества образования, используемое, например, руководителями школ и учителями: процент выпускников, поступивших в вузы, количество победителей олимпиад разного уровня.

194

Слово "качество" производно от слов ""как", "какой", обладающий какими свойствами. В практике обычно пользуются одной из двух трактовок — философской или производственной.

Понятие «качество образования» в его философской интерпретации может быть применено и к различным моделям образовательной практики и не несет никаких оценок (что хуже, что лучше), она фиксирует разное качество, разные свойства, так же как красное и синее, что не означает хорошее или плохое. Т.е. в философии эта категория не носит оценочного характера, а потому философской трактовке качества бессмысленно ставить вопрос об измерении или иной оценке качества, низкого, высокого и т.д.

Мы будем принимать производственную трактовку, где ключевым является понятие «качество продукции» как совокупность существенных потребительских свойств этой продукции, значимых для потребителя. Набор этих свойств и кладется в основу спецификаций на продукцию, эталонов, стандартов. При такой трактовке выделяют два признака качества любой продукции:

наличие у нее определенных свойств;

рассмотрение их ценности не с позиций производителя, а с позиций потребителя.

Здесь уместно отметить, что в словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании (Полонский В.М. ., 1995. С. 20) "качество образования выпускников трактуется как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственною развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения к воспитания.

В широко известной в России книге [2]качество образования определяется как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.п., которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи.

В той же книге дается еще одно определение: "...под качеством образования понимается "степень удовлетворенности ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг" или "степень

195

достижения поставленных в образовании целей и задач", что является достаточно общим определением этого понятия.

В принципе, качество сложная философская, системная, экономическая и социальная категория, раскрываемая через систему определений, отражающих единство системно – структурного и ценностно-прагматического аспектов[3].

Качество есть:

  1. Совокупность, система свойств объектов и процессов;

  2. Единство элементов и структуры объектов и процессов, система качеств элементов и подсистем объектов и процессов; это означает, что качество объектов и процессов представляет собой единство их потенциального, внутреннего и реального, внешнего качеств (принцип дуальной, внешне – внутренней обусловленности качеств);

3.Основа целостности объекта (качество целого не сводится к качествам частей целого –принцип целостности);

4.Иерархическая система свойств или качеств частей объектов и процессов (принцип иерархичности организации качества);

5. Динамическая система свойств или качеств частей объектов или процесса в динамике отражает в себе качество их жизненного цикла;

6. Качество придает объектам свойство единичности, определенности, сущности; сущность есть коренное, внутреннее, потенциальное качество объекта или процесса;

7. Полезность, ценность объектов и процессов, их пригодность или приспособленность к удовлетворению определенных потребностей или к реализации определенных целей, норм, доктрин, идеалов, т.е. соответствие или адекватность требования, потребностям и нормам.

Ввиду сложности проблемы, обсуждению понятия «качество образования» Международный институт планирования образования (МИПО) посвятил две конференции в 1969 и в 1978 гг. [4]

Итогом многолетних дискуссий стал вывод о том, что дать однозначное определение понятию «качество образования» просто невозможно. Естественный для науки результат, на правда ли? Однако для практических целей под качеством образования решили понимать изменения в учебном процессе и в среде, окружающей обучаемого, которые можно идентифицировать как улучшение знаний, умений и ценностей, приобретаемых обучаемым по завершению определенного этапа.

Таким образом, после такого введения понятно, что существует много определений понятия «качество». Наиболее распространено определение качество образования (КО), которое понимается в общем случае как соответствие стандарту, норме. То есть, качество выступает одной из своих граней, аспектов, а именно определяет полезность, ценность объектов, их пригодность к удовлетворению определенных потребностей или к реализации определенных целей, норм, доктрин, т.е. адекватность требованиям, потребностям, нормам.

196

В свою очередь, понятие нормы не является абсолютным и фиксированным, происходит постоянная работа по определению «качества нормы», освобождение его от субъективных суждений.

Вообще говоря, качество образования – многоаспектное явление и лучше говорить, как рекомендуют эксперты, не о качестве, а о качествах [5].

Качество образования, подготовки и переподготовки: Качество преподавания (учебного процесса и педагогической деятельности);

Качество научно-педагогических кадров; Качество образовательных программ;

Качество материально – технической базы, информационно – образовательной среды; Качество студентов, учащихся, абитуриентов; Качество управления; Качество исследований.

Целесообразно оговориться о понятиях и соотношении качества и эффективности. Эффективность – это степень достижения цели при определенных затратах. Можно сказать, несколько упрощая, что эффективность –это качество с учетом затрат.

В соответствии с этим подходом, качество образования выпускника учебного заведения можно рассматривать как соответствие (адекватность) принятым в образовательной доктрине, социальным требованиям и нормам (стандартам), в свою очередь, качество человека (в дальнейшем — качество личности выпускника), определяется, в общем случае, как отношение адекватности человека внешнему миру. При этом выделяются внутреннее и внешнее качества человека. Внутреннее качество человека, его потенциал, трансформируется во внешнее качество в процессе его деятельности при востребованности его знаний и умений. Ядром качества человека является качество его интеллекта, включающее в себя духовно-нравственную, знаниевую и деятельностную составляющие.

Перечислм некоторые характеристики качества образования:

197

послувузовского образования, различных дополнительных образовательных программ; их родители; работодатели; общество в целом и государственные органы; сама система образования;

представители ее различных уровней и ступеней; исследователи системы образования; — эти же субъекты по регионам, стране (в международной системе образования, ее разных уровней);

многокритериальность — качество образования оценивается набором критериев;

инвариантность и вариативность — среди множества качеств образовательных систем, учебных заведений, их выпускников выделяются инвариантные, общие качества для всех выпускников каждого уровня образования, каждой специальности или направления подготовки выпускников вузов и специфические (именно для данного множества выпускников или образовательных систем).

Все перечисленные грани качества образования являются объективным проявлением сложности категории качества образования, инвариантным для любых стран. Из вышеизложенного следует особая необходимость в исследовании всех этих аспектов качества образования, поиска разных аспектов компромиссов объективного (многоаспектности и многокритериальное, полихронность) и субъективного (в связи с множеством субъектов) характера.

Такой подход, в принципе, представляется нам лучшим для компромиссности разрешения противоречивых проблем

многокритериальности, многосубъектности и неопределенности в качестве и содержании образования. Чем выше интеллектуальный уровень и духовная культура всех этих субъектов поиска компромиссов, больше опыт поиска и достижения компромиссов, тем выше их уровень, выше качество образования, т.е. качество образования является результирующей интегральной функцией всех перечисленных факторов.

В конкретных странах реализация подобных компромиссных подходов осуществляется по-разному. Это важно учитывать при создании любых системных проектов мониторинга и управления качеством образования. В России, в отличие от других стран Европы и США, государство от имени общества берет на себя функции

198

организации таких компромиссов в определении квалификационной структуры, содержания и качества образования на более или менее научной основе.

Так, основные цели и содержание образования задаются в двух законах «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и более детально - в структуре и содержании образовательных стандартов всех уровней и ступеней образования, разрабатываемых по заказу правительственного органа научным и общественным организациям системы образования.

В зависимости от эффективности коллективного интеллекта разработчиков соответствующих ГОС и ОП и других вышеперечисленных факторов при их создании удается обеспечить лучший или худший компромисс всех субъектов соответствующего уровня образования, а, следовательно, лучшее или худшее качество содержания образования.

С философской точки зрения - качество образования - есть синтезатор всех современных проблем развития образования в России и одновременно индикатор качества образовательной политики и реформ образования за последние годы [6].