Архитектура Беларуси
Минск. Петропавловская церковь (1611 – 1613гг)
План храма в виде прямоугольника, близкого к квадрату, расчленен на три нефа. Средний из них, заканчивающийся граненой абсидой, шире и выше боковых. Главный фасад фланкируется по углам башен. При реконструкции храма в 70-е годы прошлого века фасады его были изменены. Они приобрели формы, распространенные в русской архитектуре того времени. Сейчас Петропавловская церковь реставрирована, башни ее получили шатровые завершения, а фасады освободились от позднейших пристроек.
Кафедральный собор (1642г.)
Постройка имеет базиликанский план. Внутреннее пространство шестью столбами делится на три нефа. Средний неф, как это принято в базиликальных храмах, значительно шире и выше боковых и заканчивается большой пятигранной апсидой.
Главный, западный, фасад церкви завершается двумя высокими многоярусными башнями, оформленными слоями пилястр, арочными нишами и в верхних ярусах – арочными пролетами. Зажатая между башнями средняя часть решена в виде щита с криволинейным контуром. Архитектурное здание имеет выраженный барочный характер.
Церковь Марии Магдалины (1847г.)
Первично однокупольный одноапсидный храм. К прямоугольной в плане основного объема с восточной стороны присоединены не очень выступающая апсида, с западной – большая пристройка. При реконструкции храма апсида закрыта четырехоконным портиком, поставленным на высокий цоколь. В центре основного объема на световом цилиндрическом барабане возвышался большой купол, который поддерживали массивные столбы.
Стены фасадов церкви членены высокими полуцилиндрическими оконными проемами и декорированы пилястрами. По всему периметру здания проходит тонко-профилеванный карниз. Интерьер зальный, трехнефный. Перекрытия крестовые и цилиндрические.
Церковь – памятник архитектуры псевдорусского стиля.
Несвеж. Замковый комплекс Радивилов (16 – 18 в.)
В его архитектуре можно обнаружить смешение разных стилей, что свидетельствует о многоэтапности строительства и использовании художественных достижений разных эпох. Был заложен на месте деревянного укрепления Н. Радивилом Сироткой в 1583г.
Сооружение его, на первом этапе, вел итальянский архитектор Ян Мария Бернандони. На гравюре Т. Маковского 1613 г. Показаны земляные и каменные укрепления: насыпные валы, бастионы и ров, заполненный водой. Через ров со стороны входа в замок был подъемный мост. Попасть же из города к замковому комплексу можно было только по разборному мосту.
За замковыми укреплениями стояло три отдельных каменных корпуса, образующих внутренний двор – палац. Центральный корпус, поставленный напротив въездных ворот, занимал сам Радивил. Это было трехэтажное здание с небольшими восьмигранными башнями по углам. Слева от него – также трехэтажный казарменный корпус с высокой дозорной башней, а справа – двухэтажное хозяйственное здание. Разобщенные корпуса в последующие века перестраивались и объединялись архитектурными вставками, образовав замкнутый парадный двор.
Центральный корпус выделяется своим архитектурно-художественным решением. Фасад его пластичен благодаря применению пилястр, рельефной декорации, скульптурных заставок. Особенно обильна лепка высокого фронта с гербом. В это же время с тыльной стороны корпуса появляется двухэтажная пристройка с террасой и двумя угловыми башенками.
Башня с аркой въезда в замок вынесена вперед к мосту через ров в виде парадной Брамы, характерной для белорусского зодчества. Арка переходит в тоннель со сводами, который прорезает насыпной вал, и выходит напротив центрального корпуса.
Мир. Мирский замок.
Замок в Мире – выдающееся произведение белорусского зодчества. Выполнен из камня и кирпича. Расположен в стороне от поселения. Среди сторон окружен рва ми и земляными валами с бастионами, а с четвертой – прикрыт водоемом.
План замка представляет собой перекошенный четырехугольник, образованный крепостными стенами. По углам, выступая за стены, стоят четыре башни. Пятая башня – главная – с аркой въезда находится в середине западной стены и обращена к поселку. За стенами, возвышаясь над ними, располагается дворец.
Строительство дворцово-паркового комплекса происходило в несколько этапов. Первоначально были возведены крепостные стены, башни, наружные земляные укрепления и одноэтажное каменное здание в юго-западном углу замка. Затем внутри замка с северной и восточной сторон строятся одноэтажные корпуса с подвалами. В конце 16в. Или в первой половине 17в. Эти корпуса были надстроены до трех этажей и получили планировку, свойственную дворцовому зданию. Надстройка потребовала изменения крепостных стен, к котором примкнул дворец: в них были заложены бойницы, пробиты оконные проемы, а верхняя часть стен разобрана и возведена заново.
В архитектуре комплекса преобладают черты готики и только в дворцовой части встречаются отдельные элементы ренессанса.
- Вопрос 1.Виды искусства. Классификация. Взаимосвязь в синтезе искусств. Виды и жанры изобразительного искусства.
- Выразительные средства живописи.
- Основные разновидности графических произведений
- Основные выразительные средства
- Декоративно-прикладное искусство
- Народные художественные промыслы
- Русские народные художественные промыслы
- Архитектура Беларуси
- Вопрос 5. Восприятие произведения искусства. Анализ произведения изобрази тельного искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.
- Вопрос 11. Дидактические принципы и методы обучения изобразительному искусству и художественному труду.
- Вопрос 12. Художественное воспитание школьников. Цели, задачи, требования к преподаванию изобразительного искусства в начальных классах.
- Вопрос 14. Анализ программы по изобразительному искусству. Вариант 1 (авторы н.Д.Минц, ф.О.Таланцева). Содержание программы в 1-4 классе. Принципы планирования занятий.
- Вопрос 16. Основные требования к современному уроку изобразительного искусства
- Вопрос 17. Методы и приёмы преподавания изобразительного искусства и художественного труда. Авторская педагогика.
- Структура урока изобразительного искусства и художественного труда.
- Урок изобразительного искусства в 1-м классе “Птицы прилетели”
- Ход урока
- Вопрос 19. Дидактические игры и упражнения на уроках изобразительного искусства и художественного труда в начальных классах. Классификация и содержание, методика проведения.
- Вопрос 20. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству и художественному труду. Планирование занятий в кружке по изобразительному искусству. Первый год обучения.
- 1 Четверть
- 2 Четверть
- 3 Четверть
- 4 Четверть
- Вопрос 21. Организация занятий с шестилетками по изобразительному искусству и художественному труду в 1-ом классе
- Вопрос 22. Развитие творческих способностей. Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда.
- Вопрос 23. Диагностика индивидуальных психических особенностей учащихся. Методика проведения изо-тестов.
- Вопрос 25. Оборудование занятий по изобразительному искусству. Художественные техники и материалы, применяемые на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
- Вопрос 27. Термины и понятия по изобразительному искусству. Методика изучения
- Вопрос 28. Психологические и возрастные особенности детского рисунка. Анализ и критерии оценки детских работ.
- Вопрос 29. Педагогический рисунок на уроках изобразительного искусства и художественного труда в 1-4 классах. “Альбом учителя”. Методика педагогического рисования.