Тема: Формы и типы организации процесса обучения истории и москвоведения в начальной школе.
В дидактике существует различный подход к классификации уроков. Одни авторы осуществляют ее по основным дидактическим целям и выделяют следующие типы уроков: вводные, уроки овладения новыми знаниями, закрепления знаний, повторительно - обобщающие и учетно - проверочные уроки и т.д. Другие авторы принимают за основание для классификации особенности используемых на них методических средств и преобладающий метод проведения урока: уроки - беседы, кино, видеоуроки, уроки самостоятельной работы и т.д.
В современной педагогической литературе встречается деление уроков на два основных типа: урок, содержащий четко выделенные звенья - этапы - процесса обучения, и безэтапный или объединенный урок, на котором проверка знаний и их закреплкение соединены с изучением нового материала.
Традиционные структурные элементы урока (структура):
- проверка ранее изученного материала,
- переход к новому материалу,
- изучение нового материала,
- закрепление,
- домашнее задание.
Структурные элементы подвижны, зависят от его содержания, дидактической задачи, целей и типа.
Требования к уроку:
а) четкость цели урока в единстве образовательных, воспитательных, развивающих задач;
б) определение главного, существенного для каждого урока;
в) целесообразный выбор средств, методов и приемов для каждой части урока;
г) организация активной познавательной деятельности учащихся.
Урок с различными элементами обучения получил название комбинированного и наиболее распространенный в начальной школе. Сочетание основных звеньев учебного процесса на одном уроке делают его наиболее гибким и эффективным. Цельность такого урока и органическая связь всех его звеньев может быть достигнута при условии правильного перехода от одного звена к другому, особенно от опроса к изучению нового материала. Проверка знаний на комбинированном уроке обычно проводится как самостоятельное звено в начале урока, а иногда - после изучения нового материала. В отдельных случаях проверка органически сливается с выполнением самостоятельных работ в процессе приобретения новых знаний.
Превращение комбинированного урока в обязательную схему свидетельствует о неумении учителей творчески подходить к определению содержания и структуры урока.
Урок изучения нового учебного материала проводится главным образом в старших классах. Однако его можно проводить и в начальных классах, когда новый материал сложен и велик по объему или не связан с предшествующим (Куликовская битва).
Повторительно - обобщающий урок - важный из типов уроков. Чаще всего он проводится в форме эвристической беседы при активном привлечении всех учащихся к разбору основных вопросов, к внесению исправлений и дополнений ответов товарищей.
Эффективным является сочетание беседы с обращением к знакомым учащимся картин, художественной литературы. Целесообразно завершать беседу составлением тематической или хронологической таблицы.
Хорошим приемом является использование экранных пособий с последующим обобщением их содержания.
- Тема: Предмет и задачи методики обучения предметам общественного цикла.
- Тема: Задачи и содержание курса истории и москвоведения в начальных классах
- Тема: Методы и приемы обучения
- Наглядный метод обучения.
- Вещественные памятники прошлого и изобразительные наглядные средства.
- Методика работы с учебной картиной.
- Условнографическая наглядность.
- Тема: Формы и типы организации процесса обучения истории и москвоведения в начальной школе.
- Урок проверки и учета знаний.
- Тема: Структура исторического знания и методика его представления в начальной школе.
- Тема: Формирование пространственно - временных представлений у младших школьников.
- Формирование временных представлений.
- Формирование пространственных представлений у младших школьников.
- 2)Уметь: узнавать и называть на карте географическое пространство; определять последовательность и время, отображенных на карте событий; находить на карте знаки по легенде.
- Тема: Методика формирования исторических представлений и работа над понятиями в начальной школе
- Исторические источники.
- Формирование исторических представлений.
- Методика формирования исторических представлений.
- Методика работы над историческими понятиями.
- Тема: работа с учебником, иллюстрациями, рабочей тетрадью
- Первоначальное ознакомление учащихся с учебником.
- Работа с терминологией и отдельными элементами текста учебника.
- Объяснительное чтение учебника.
- Работа с документами, помещенными в учебниках.
- Использование вопросов и заданий в учебнике.
- Организация, формы, приемы проверки.
- Формы проверки:
- Оценка, отметка и комментирование учителем результатов обучения.