Теории обоснования содержания образования
Обоснование содержания образования - коренная и вечная проблема, разрабатываемая дидактикой [9].
Теория дидактического материализма («энциклопедисты») (Я.А. Коменский и др.) согласно которой основная цель образования состоит в передаче обучаемым как можно большего объема знаний из различных областей науки. Выпускник должен стать энциклопедически образованным. Глубина понимания определенного фрагмента действительности пропорциональна количеству изученного материала.
Теория дидактического формализма (Гераклит, Цицерон, Э.Кант, И. Г. Песталоцци И. Гербарт, Г. Спенсер, Ф. Дистервег, Ж. Пиаже и др.). При ее реализации упор делается на развитие способностей и познавательных интересов обучающихся, их внимания, памяти, мышления. Базовыми предметами являются математика, логика, латинский язык.
Теория дидактического утилитаризма (Д.Дьюи, Г.Кершенштейн, Ч. Куписевич, В.Оконь, Ф. Янушкевич и др.). Обучать видам деятельности, которые позволили цивилизации выйти на современный уровень. Основной критерий отбора и построения содержания нацелен на то, что обучающийся должен иметь возможность индивидуализировать свою работу, должен иметь возможность использовать приобретенные знания для решения задач практического характера.
Содержание обучения строится на принципах:
Соответствия содержания образования уровню современной науки;
Соответствия сложности содержания образовательного материала реальным учебным возможностям обучающихся;
Соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение;
Учета международного опыта;
Учета соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе образовательного учреждения;
6. Опережения (ориентировано на будущее);
7. Ориентация на те средства и программное обеспечение средств информационных и телекоммуникационных информационных технологий, которые ждут выпускника на работе по будущей специальности.
171
Система формирования содержания образования
Она включает в себя следующие элементы:
Государственный образовательный стандарт (ГОС);
модель специалиста (квалификационные требования);
методика, принципы и критерии отбора основ наук для учебных дисциплин;
учебные планы;
учебные программы;
группа разработчиков содержания;
экспертная группа.
- Статистики и информатики
- Глава 1 Система образования и ее научное обеспечение 9
- Глава 2 Педагогика в современных информационно-образовательных средах……………………………………………………………………...124
- Глава 3 Качество образования 194
- Глава 1 Система образования и ее научное обеспечение
- 1.1 Педагогика, андрагогика и философия образования
- Учебные вопросы
- Цели (в результате учения Вы будете)
- Андрагогика
- Философия образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 1.2 Роль образования в обществе
- 2. Международные организации и программы в образовании
- Совет Европы
- Лиссабонская декларация
- Сорбоннская и Болонская декларации
- Болонская декларация
- 1.3 Информатизация и глобализация современного образования
- 2. Глобализация современного образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- 1.4 Открытое образование
- 3.Открытое образование
- Вопросы самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 1.5 Система образования России
- 2. Университеты в системе открытого образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Глава 2 Педагогика в современных информационно-образовательных средах
- 2.1 Категории педагогики
- 1. Понятие категории в педагогике
- Обучение
- Воспитание
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.2 Методологические и дидактические принципы в системе
- Методологические принципы
- Аксиологический метопринцип
- Культурологический метопринцип
- Антропологический метопринцип
- Гуманистический метопринцип
- Синергетический метопринцип
- Герменевтический метопринцип
- Валеологический метопринцип
- Дидактические принципы
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 2.3 Современные информационно-образовательные среды.
- 2. Пример современной информационно-образовательной среды.
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.4 Электронная педагогика
- 2.Педагогическая система как предмет э-педагогики
- Цель образования
- Содержание обучения
- Понятие
- Иерархия понятий «содержание»
- Носители содержания
- Теории обоснования содержания образования
- Обучающиеся
- Обучающие
- Преподаватель в виртуальной образовательной среде
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.5 Актуальные проблемы электронной педагогики
- Учебные вопросы
- Цели (в результате учения Вы будете)
- Учебный материал
- 2.Актуальные проблемы э-педагогики
- 3. Проблемы оптимизация психолого - эргономического представления учебного материала, восприятия человеком учебного материала, представленного в электронном виде и его понимания.
- Современную иос.
- Раздел I. Введение в открытое образование (теоретические основы).
- Тема 1.1. Открытое образование - составная часть информационного общества
- Тема 1.2. Открытое образование за рубежом и в России
- Тема 3.2. Готовность участников образовательного процесса к обучению с помощью сетевых курсов.
- Тема 3.3. Теоретические и практические основы разработки сетевых курсов.
- Тема 3.4. Теоретические и практические основы применения сетевых курсов в учебном процессе.
- Тема 3.5. Информационные источники и их использование в учебном процессе
- 5. Воспитательные проблемы, вызванные ограниченностью очного контакта участников образовательного процесса.
- 6. Валеологические проблемы.
- 7. Проблемы качества учебного материала, качества обучения и соответствия образовательным стандартам.
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.Качество человека как составная часть качества образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 3.2 Теоретические основания стандартизации в сфере образования.
- Учебные вопросы
- Цели (в результате учения Вы будете)
- 1. Стандартизация в педагогических процессах
- 2.Технологические стандарты в системе образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 3.4 Образовательные стандарты
- 2. Государственные образовательные стандарты
- Структура гос
- Вопросы для самопроверки и рефлексии
- 2. Подходы к оценке качества обучения в Интернет
- Интегральные показатели качества курса
- Целенаправленность
- Уровень организации
- Вопросы для самоконтроля рефлексии
- Литература
- Заключение
- Сведения об авторе