logo search
Ответы на билеты по мрр

Формирование фонематического восприятия речи как основы для овладения навыками чтения и письма.

На современном этапе развития общества среди детей, которые поступают в школу, нет таких, которые не знали бы о существовании букв, не видели бы их в книгах. Звуки же, в отличие от букв, могут до обучения отсутствовать в сознании ребенка, не существовать для него. Поэтому правильно поступают те учителя, которые до того, как перейти к работе со звуками, проводят с первоклассниками беседу, помогающую создать у детей представление о звуках как материи языка.

Одна из необходимых характеристик развитой личности - диалектико-материалистическое мировоззрение, в частности, понимание материалистической природы языкового знака. Словесные задачи, как и всякие другие, например, дорожные или ритуальные, воспринимаются нашими органами чувств. Материальную природу языкового знака составляет его звучание.

Чтобы развивающийся индивид приобрел со временем научные взгляды, учитель должен последовательно перестраивать мышление младшего школьника, в сознании которого значение языкового знака и его материальная, звуковая, оболочка слиты воедино. Для ребенка звучание слова как нечто самостоятельное не существует, ему еще нужно раскрыть эту сторону языковой действительности: «Осознанное изучение речи начинается только тогда, когда ученик начинает замечать материю языка, когда он может хотя бы на короткое время заставить себя разделить в своем сознании сам язык и то, что с его помощью можно выразить». Итак, знакомство со звуковой стороной языка является необходимой предпосылкой успешного воспитания и обучения младшего школьника. Заметим, что ни один из разделов программы не представляет таких богатых возможностей для применения игровых методов, как фонетика. Это отметил еще А. М. Пешковский, известный русский лингвист и методист. Он писал: «Нигде игра не сливается так близко с делом и трудом, как именно в фонетике, и поэтому ничто так не пригодно для начального обучения, как она. Нигде опять-таки эта игра не превращается с такой легкостью в серьезное, развивающее мыслительный аппарат дело, как в фонетике».

Практической значимость фонетических знаний определяется тем, что фонетические знания и умения являются предпосылкой формирования всех 4 видов речевой деятельности: понимания, говорения, чтения и письма.

Овладение грамотой - первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения и письма. Чтении и письмо - сложные процессы, состоящие из многочисленных операций (восприятие графических знаков (при чтении), перекодирование их в звуки, произношение прочитанного вслух или «про себя», осмысление информации, заложенной в слове, предложении, абзаце).

Психофизиологическая основа чтения взаимообусловленная и взаимозависимая деятельность слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов. Большую роль для овладения чтением имеют мышление, речь, память. Внимание, образное восприятие и другое.

Владение письмом как видом речевой деятельности требует еще большего количества операций. Пишущий должен оформить свою мысль в предложение, точно подобрав слова и спрогнозировав место каждого в тексте, осуществить звуковой анализ этих слов. Соотнести звук и букву, учитывая правила графики и орфографии, выполнить двигательно-графические действия, точно соблюдая пространственную ориентировку.

Психофизиологическая основа письма та же, что и чтения, с дополнительным включением в работу моторного анализатора.

Для начинающего читать и писать каждая операция представляет сложную задачу, состоящую из действий. При чтении ребенок останавливает взгляд на одной букве, затем на другой; сохраняет направление движения глаз слева направо; узнает последовательно каждую букву, соотносит с определенным звуком, осуществляет синтез звуков и произносит слог (слово) в целом.

Запись в тетрадь требует от ребенка умения правильно держать ручку. располагать тетрадь, четко произносить слог для записи, делить его на соответствующие элементы (выполнять звуковой анализ), обозначать звуки буквами, записывать последовательно их в тетради, фиксируя расположение элементов букв и их соединений, ограничивая письмо линейками строки.

Так как ребенок, в большинстве случаев, подготовлен к школе, то у него хорошо развиты фонематический слух и зрительное восприятии, сформирована устная речь. Ребенок владеет операциями анализа и синтеза, также у него есть опыт становления устной речи, догматических речевых обобщений. Готовность сенсомоторной и психической сфер ребенка к обучению грамоте создает условия его быстрейшего овладения операциями, необходимыми для чтения и письма.

Действительно, чтобы адекватно воспринимать слышимую речь, нужно иметь развитый фонематический слух, благодаря которому мы различаем слова по их звучанию. Кроме того, развитые фонетические способности позволяют нам проникать за пределы первоначального значения слова: по интонации речи улавливать смысл, который говорящий вкладывает в то, о чем нам сообщает (одобрение, негодование, порицание).

Фонетические знания и умения необходимы не только для понимания речи, но и для обучения говорению. Это касается, в частности, произносительных норм, соблюдение которых необходимо для того, чтобы коммуникативная деятельность происходила без помех. Некоторые учащиеся (да и родители) относятся к этому требованию педагогов, как к некоторой прихоти «чересчур умных» учителей. «Не все ли равно. -- считают они, -- как сказать: п[о]года или п[а]года. заме[ча]т или замеча[и]т. Все равно понятно. Вот учиться писать правильно - это другое дело. Это нужно. Сторонники «свободы» говорения не учитывают важной закономерности: если два человека, общаясь, говорят по-разному, их внимание раздваивается между содержанием беседы и тем, как это было сказано. А значит, общение затрудняется. Так что обучение единому литературному произношению - не выдумка учителей, а настоятельная объективная предпосылка беспрепятственного функционирования языка. Применение русского языка в целях общения предполагает, ориентацию на единые литературные нормы, среди которых весьма существенными являются нормы орфоэпические - «лакмусовая бумажка» речевой культуры человека.

В овладении орфоэпическими нормами большая роль отводится семье и школе. К сожалению, учителя далеко не всегда понимают объективную потребность в фонетических знаниях, в развитии фонематического слуха, без которых невозможно формирование осознанных произносительных навыков. Традиционно велик приоритет навыков письменной речи - орфографических.