Тема 4. Роль детского коллектива в воспитании, развитии ре-
бенка.
Содержание понятия «коллектив» в педагогике. Группа и коллек-
тив. Психологическая структура группы как коллектива. Поэтапное
развитие группы как коллектива, краткая характеристика этапов. Мо-
тивация групповой деятельности (по Е.И. Тимощук). Необходимость
организации детского коллектива. В.А. Сухомлинский о детском кол-
лективе.
Понятие «детский воспитательный коллектив». Функции коллек-
тива. Характеристика основных признаков воспитательного коллек-
тива. Структура детского воспитательного коллектива: характеристи-
ка основных компонентов. Стадии развития коллектива (А.С. Мака-
ренко, Л.И. Новикова, Б.Т. Лихачев).
Пути, средства и методические основы воспитания ученического
коллектива. Особенности основных методов по руководству развити-
ем воспитательного коллектива (единые педагогические требования,
*
См. учебно-методическое пособие «Основы ненасильственного взаимо-
действия в начальной школе».
7
коллективное самообслуживание, соревнование, самоуправление).
Коллективные творческие дела как средство, способ организации
творческой, яркой жизни единого педагогического коллектива.
Необходимость в едином педагогическом коллективе воспитате-
лей и воспитанников. Система перспективных линий в работе с дет-
ским коллективом. Место, роль и воспитательные возможности дет-
ских организаций в школе.
- Комплексная программа воспитания личности подростка
- Тема 1. Воспитание как общественное явление. Воспитание отно-
- Тема 2. Общие методы и средства воспитания.
- Тема 3. Формирование готовности ребенка к ненасильствен-
- Тема 4. Роль детского коллектива в воспитании, развитии ре-
- Тема 5. Нравственное и эстетическое воспитание школьников.
- Тема 6. Гражданское воспитание школьников.
- Тема 7. Формирование мировоззрения школьников в общей
- Тема 8. Физическое и трудовое воспитание школьников.
- Тема 9. Совместная воспитательная работа школы, семьи и
- Тема 10. Организация самовоспитания детей.
- Тема 11. Внеклассная и внешкольная воспитательная работа