logo search
Pedagogika

5. Понятие о содержании образования. Основные концепции содержания образования.

Содержание: (это сущность чего-либо), это часть опыта которая отбирается в соответствии с целями и передается учащимся в виде информации. Основой формирования содержания воспитания являются осознанные потребности соц-экон-го развития общества.

Содержание образования

основной элемент образоват.процесса, составляю-щий основу, на которой достигаются его социал.цели; в общем виде термин обозначает совокуп-ть достижений в различ.сферах жизнедеят-ти человеч. общ-ва, которые необх-мо сделать достоянием лиц, вовлеченных в образоват.процесс.

Содержание обучения – совокуп-ть подлежащих изучению предметов и тем, из которых складывается программа или курс образоват.учреждения.

Содержание воспитания: Восп-е состоит в понимании пед. процесса как процесса передачи общественно-исторического опыта одного поколения др. с целью подготовки его к общественной жизни и производ-у труду.

Содержание учебного материала - совокупность З в определенной области, по определенной дисциплине, отвечающая целям и задачам обучения и воспитания определенных возрастных групп.

Функции содержания в педпроцессе:

1.Познавательная - быть предметом познания и передачи опыта поколений. 2.Практическая - быть средством практич.деят-ти. Содерж-е восп-я чел-ка функц-ет в любой его деят-ти, входит в ее состав. 3.Управленческая - средство управления развития педагогов и уч-ся.

Уровни формирования содержания.

1. Целевой - когда создаются концепции, уставы, положения; 2. Моделирование - когда создаются учебные планы, программа воспитания; 3. Программный - когда создаются планы внеклассной воспитательной работы, программы учебных дисциплин; 4. Прикладной - когда разрабатывается тематика, проблематика и их состав применительно к конкретным формам деятельности (уроку,собранию,экскурсии).

Структура содержания образования:

Поскольку содерж-е – часть обществ. опыта, его стр-ра соответ-ет стр-ре этого опыта:

1.Знания о природе, об обществе, о технике, о мышлении, способах деят-ти

2.Опыт осущ-я известных способов деят-ти

3.Опыт творческой деят-ти

4.Опыт эмоционально-ценностного отнош-я к действит-ти.

Состав содержания образования(Компоненты содерж-я образ-я)

Знания - это продукт познания людьми предметов и явлений действительности, законов природы и общества (принципы, законы, факты, события, идеи, проблемы, символы и атрибуты, гипотезы, теории).

Навыки - сформированные в рез-те повторения способы деят-ти, действия, направленные на разрешение какой-либо задачи. Навыки - это автоматизированное действие.

Умения — это сплав З и Н и их использ-е для выборов и осущ-я приемов действия в соответствии с поставленной целью; осознанное применение знаний.

Содержание нач. проф. образ-я - совокупность ЗУН, позволяющих выполнять работу в определенной области деят-ти.

Обучение включает два направления подготовки:

-общеобразовательная (гуманитарный, естественнонаучный блок);

- профессиональная.

Общеобразовательная подготовка осущ-ся на научной основе, с учетом уровня НТП. Приобретаемые знания являются достоверными, отражающими в сознании учащихся подлинную картину окруж. мира. Овладевая системой научных З, учащиеся проникают в сущность явлений, знакомятся с методами научного исследования и историей развития науки. Все дисциплины должны изучаться в строгой системе и логической последовательности, в тесной связи с жизнью.

Профессиональная подготовка

Общетехнический блок - материал отражает научные основы техники и технологии межотраслевого назначения.

Отраслевой блок - раскрывает общетех., общетехнологич., и эконом-кие основы производства и отрасли, место профессии в системе разделения труда, сведения об охране труда на производстве, экологии производства.

Общепрофессиональный блок - теоретический и практический учебный материал, являющийся интеграционной основой для группы родственных профессий.

Профессиональный блок - материал, лежащий в основе освоения соответствующих видов професс. деят-ти на требуемом уровне.

Специальный блок - теорит. и практич. материал, необходимый для освоения специальности, относящейся к профессии, с выходом на требуемый заказчикам уровень квалификации или на средний уровень квалификации.

Специфика технич.знания

Технич.дисциплины представляют основу соответ-щей науки. Предметом основ технич.науки явл-ся объекты технич.практики. Изучаемый обобщен-ный технич.объект опис-ся понятиями, отражающими физич.процесс, функциональное значение и конструкционные параметры тех.устройств. Любой тех.объект можно представить в виде системы понятий:

  1. Понятия, определ-щие назначение устройства;

  2. Понятия, опис-щие физич.принцип действия устройства, системы;

  3. Понятия, опис-щие конструкцию объекта.

На основании этого специфика: на формир-е содерж-я теоретич.обуч-я специалистов влияет стр-ра технич. знания, т.е. логическая взаимосвязь понятий, описывающих теорию функц-я объектов.

Хар-ка основ.направлений восп-я будущих рабочих:

1.Физич.восп-е –основано на обусловленности восп-я чел-ка его биологич.природой. 2.Эстетическое восп-е – закл-ся в развитии эстетич.восприятия и способ-ностей к созданию прекрасного. 3.Трудовое восп-е – восп-е чел-ка – труженника, способного обеспечить созд-е материал-ых ценностей как основы своего собственного сущ-я и сущ-я общ-ва.

4.Умственное восп-е направлено на развитие интеллекта уч-ся.

5.Морально-политич.восп-е – это обобщенное назв-е нескольких направле-ний содерж-я восп-я уч-ся.

Развитие содержания: Традиционная педагогика ориентирована на

знаниево-ориентированный подход.

В последнее десятилетие все более утверждается личностно-ориентированный подход.

Смена подходов к сущности сод-я обр-я показывает, что сод-е обр-я имеет исторический характер. Оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества.

Тенденции развития содержания: