Русские народные художественные промыслы
Хохлома.
Хохломская роспись.
Русский народный художественный промысел; возник в 17 веке. Название происходит от села Хохлома (Нижегородская область). Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким узором с изображением различных растений, выполненное красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.
ПАЛЕХ.
Палехская миниатюра.
Вид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки, портсигары). Возникла в 1923 году в посёлке Палех на основе иконописного промысла. Для Палехских миниатюр (бытовые, фольклорные, исторические, литературные сюжеты), выполненных яркими локальными красками по черному фону, характерны тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящество удлиненных фигур.
Городец.
Городецкая роспись.
Русский народный художественный промысел; существует с середины 19 века в районе г. Городец (Ныне Нижегородская область). Яркая, лаконичная Городецкая роспись (жанровые сценки, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1938 г. основана артель (с 1960 г. фабрика Городецкая роспись), выполняющая сувениры.
Жостово.
Жостовская роспись.
Русский народный художественный промысел; возник в начале 19 века в деревне Жостово (ныне Мытищенский район Московской области). Декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: букеты, фрукты, исполненные яркими красками на черном или цветном фоне. В 1928 году основана артель (ныне Жостовская фабрика декоративной росписи).
Мстёра.
Мстёрская миниатюра.
Вид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки и др.). Возникла в 1923 году в посёлке Мстёра (Владимирская область) на основе иконописного промысла. Для мстёрской миниатюры (бытовые, фольклорные, литературные, исторические сюжеты) характерны теплота и живописная мягкость колорита, небольшие фигурки, пейзажные фоны.
Холуй.
Холуйская миниатюра.
Вид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше. Возникла в 1932 году в поселке Холуй (Ивановская область) на основе иконописного промысла. Сюжетные композиции (современные, фольклорные, исторические, литературные сюжеты) на фоне пейзажа.
Гжель.
Гжельская керамика.
Изделия керамических предприятий в районе села Гжель (Раменский район Московской области) Во 2-й половине 18 века “черные” (простые) и “муравленые” (поливные) гончарные изделия сменяются майоликой с разноцветной росписью по белой поливе. В 19 веке производились фарфор, фаянс и полуфаянс. В наше время традиции гжельской керамики продолжает завод художественной керамики в посёлке Турыгино.
Вопрос 4. Архитектура как вид изобразительного искусства. Выразительные средства архитектуры, монументальной скульптуры. Ее виды и стили. Взаимосвязь архитектуры, монументальной скульптуры и живописи. Архитектура родного края и других стран.
Архитектура (зодчество) в переводе обозначает прочность, польза, красота. В отличие от графики, живописи – архитектура создает из геометрических объемов замкнутую, пространственную сферу в виде различных сооружений, архитектурных ансамблей и городов. Каждое из сооружений, архитектурных ансамблей и городов. Каждое из сооружений имеет определенное назначение. Все они прочны, удобны и необходимы людям, должны создаваться по законам красоты и выражать определенные чувства и настроения. Древнегреческий теоретик Витрувий сказал, что архитектура держится на трех китах: польза, прочность, красота.
К выразительным средствам относятся:
- композиция (от лат. – сочинять, составлять, располагать) – бывает симметричная и антисимметричная;
- масштаб – зависит от общего впечатления, которое он производит на человека. Жилые дома мелкомасштабные, так как много окон, балконов.
- ритм – четкое распределение повторяющегося участка с определенным интервалом. Бывает вертикальным и горизонтальным.
- пластика объемов, пластичность, выразительность, гармония, изящество, фактура и цвет материалов;
- тектоника.
Архитектурный стиль – исторически сложившаяся совокупность художественных средств и приемов, проявляется в способах организации производства, в выборе характерных эпохи форм, пропорций, украшений.
Стили архитектуры:
-
Византийский – стремление к пышной зрелищности, условность языка, глубокая религиозность, строгие формы (Церковь Святой Софии в Константинополе, 6 век).
-
Классицизм – свойственна строгая организация логичных, ясных образов, четкость, регулярность планировки (Дворцово-парковый комплекс в Версале).
-
Античный – Древняя Греция, Рим. Характеризуется богатством, многообразием, свободным расположением комнат, связью с природой (Акрополь в Греции, 1 тыс. до н.э.).
-
Романский – монастыри, церкви, замки (10-13 века). Эти каменные сооружения воздвигались на возвышенной местности. Особенности: монолитная целостность зданий и торжественная сила, узкие проемы окон башен. Ведущая роль – монументальные рельефы, покрывающие поверхность фасадной стены, внутри – колонны, столбы (Дамский собор в Риге).
-
Готика – соборы (12 – 16 века), небывалые по высоте, обширность интерьеров, огромные окна с витражами, на фасаде соборов – статуи (Собор Парижской Богоматери в Париже).
-
Барокко – этот стиль связан с дворцово-церковной культурой. Свойственны смелые контрасты масштабов, совмещение реальности и фантазии. Родился в Италии. В России начал процветать в 18 веке при Петре І (Петродворец, Царское село).
- Вопрос 1.Виды искусства. Классификация. Взаимосвязь в синтезе искусств. Виды и жанры изобразительного искусства.
- Выразительные средства живописи.
- Основные разновидности графических произведений
- Основные выразительные средства
- Декоративно-прикладное искусство
- Народные художественные промыслы
- Русские народные художественные промыслы
- Архитектура Беларуси
- Вопрос 5. Восприятие произведения искусства. Анализ произведения изобрази тельного искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.
- Вопрос 11. Дидактические принципы и методы обучения изобразительному искусству и художественному труду.
- Вопрос 12. Художественное воспитание школьников. Цели, задачи, требования к преподаванию изобразительного искусства в начальных классах.
- Вопрос 14. Анализ программы по изобразительному искусству. Вариант 1 (авторы н.Д.Минц, ф.О.Таланцева). Содержание программы в 1-4 классе. Принципы планирования занятий.
- Вопрос 16. Основные требования к современному уроку изобразительного искусства
- Вопрос 17. Методы и приёмы преподавания изобразительного искусства и художественного труда. Авторская педагогика.
- Структура урока изобразительного искусства и художественного труда.
- Урок изобразительного искусства в 1-м классе “Птицы прилетели”
- Ход урока
- Вопрос 19. Дидактические игры и упражнения на уроках изобразительного искусства и художественного труда в начальных классах. Классификация и содержание, методика проведения.
- Вопрос 20. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству и художественному труду. Планирование занятий в кружке по изобразительному искусству. Первый год обучения.
- 1 Четверть
- 2 Четверть
- 3 Четверть
- 4 Четверть
- Вопрос 21. Организация занятий с шестилетками по изобразительному искусству и художественному труду в 1-ом классе
- Вопрос 22. Развитие творческих способностей. Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда.
- Вопрос 23. Диагностика индивидуальных психических особенностей учащихся. Методика проведения изо-тестов.
- Вопрос 25. Оборудование занятий по изобразительному искусству. Художественные техники и материалы, применяемые на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
- Вопрос 27. Термины и понятия по изобразительному искусству. Методика изучения
- Вопрос 28. Психологические и возрастные особенности детского рисунка. Анализ и критерии оценки детских работ.
- Вопрос 29. Педагогический рисунок на уроках изобразительного искусства и художественного труда в 1-4 классах. “Альбом учителя”. Методика педагогического рисования.