Белобрыкина о.А., Дмитриева н.В. Границы творчества в профессиональной деятельности практического психолога. Постановка проблемы.
В сб.: Проблемы образования личности. В 2 частях. Ч. 2. – Новокузнецк: РИО НГПИ, 2002. – С. 3 – 10.
Отличительной характеристикой профессиональной компетентности психологов признано считать ее "творческий характер" [12; 17]. Видимо этим объясняется наличие такого факта, что творческий подход распространяется на все направления деятельности психолога и даже достигает тех уголков, где в нем не только нет необходимости, но само по себе творчество даже противопоказано.
В мировой практике сложилось три взаимосвязанных, но не идентичных, направления деятельности практического психолога: психодиагностика, психологическое консультирование и психокоррекция [3, 9, 12]. И, видимо, не случайно в перечне специализаций психодиагностика находится в авангарде, так как без нее не может обойтись ни один специалист-психолог любого профиля. Ведь из-за ошибок в этой области, связанных с отсутствием профессионализма, сводятся к нулю результаты и консультативной, и коррекционной работы. Так, в западных странах разделение труда между практическими психологами, основанное на глубокой специализации в своей области, которая собственно и позволяет достичь высокого уровня профессионализма, является законодательно регламентированным требованием. Деятельность практического психолога в нашей стране чаще всего предполагает и реализуется на основе объединения всех направлений в лице одного специалиста. При этом высоким уровнем компетентности во всех областях профессиональной деятельности обладает ничтожно малое количество практикующих психологов. Вероятно, проблема разделения труда психологов и в этом контексте осуществление глубокой специализации в одном из направлений, является весьма актуальной в настоящее время для нашей страны. Следовательно, и вопрос о доле творчества в каждом из направлений деятельности практического психолога, весьма злободневен сегодня.
Чтобы определить место творчества и пределы его необходимости в каждом из направлений деятельности практического психолога, необходимо, хотя бы в общих чертах, остановиться на содержании этого понятия и его основных характеристиках.
В психологии творчество понимается как внутренне мотивированная деятельность, направленная на создание субъективно (для себя) или объективно (для других) нового результата, продукта, как материального, так и идеального, существующего в форме духовных ценностей [4, 5, 6, 11]. Отличительными чертами творческой деятельности являются ее неповторимость, оригинальность и общественноисторическая уникальность. К числу важнейших характеристик творчества относят [7, 8]:
- оригинальность, рассматриваемую как внесение чего-то нового в имеющийся материал, способность выдавать необычные, нетривиальные решения, неординарность мышления;
- беглость, указывающую на способность быстро и продуктивно реагировать на идеи в пределах ограниченного времени, умение группировать, классифицировать;
- гибкость, свидетельствующую о способности адаптироваться к неожиданным изменениям в реальном бытии, о степени разнообразия принимаемых решений;
- восприимчивость, предполагающая способность к преобразованию неизвестного в известное, чувствительность к восприятию окружающего;
- тщательность, определяемую по степени разработанности и изящности принятого решения или выражения мысли.
Если подходить с этих позиций к анализу содержательной стороны таких аспектов деятельности психолога, как психоконсультирование и психокоррекция, то здесь, и это очевидно, есть смысл говорить не только о необходимости, но и об особой значимости творческого подхода к их осуществлению [1, 2, 13].
Рассматривая "психодиагностику" как специальную область психологической теории, предполагающую разработку в целях практического использования различных психодиагностических средств [3, 9, 10], необходимо отметить значение творчества, благодаря которому создаются уникальные методики изучения и оценки психологических явлений. Что касается психодиагностики как специфической сферы деятельности психолога, связанной с практической постановкой психологического диагноза [3, 10, 12], то определение границ творчества в данном аспекте требует более тщательного рассмотрения.
В психодиагностике, как одном из ведущих направлений деятельности практического психолога, можно условно выделить ряд взаимосвязанных этапов [1, 10]:
принятие заказа и определение задач взаимодействия с клиентом;
выработка исходной гипотезы;
определение соответствующей гипотезе тестовой батареи;
проведение обследования с помощью психодиагностических методик и уточнение гипотезы;
обработка полученных данных;
анализ (качественный, количественный) и психологическая интерпретация результатов;
постановка квалифицированного и обоснованного психологического диагноза;
сообщение и обсуждение результатов психодиагностики.
На наш взгляд, творческий подход в наиболее развернутом виде допустим лишь на первых трех этапах. Хотя, первый и второй этап относятся скорее к области психологического консультирования, в тоже время их значимость в психодиагностике не подвергается сомнению.
Так, в процессе принятия заказа творчество специалиста проявляется в способности действовать не только гибко и бегло, но в то же время и сообразно ситуации взаимодействия с клиентом. Творческий аспект на этапе формулирования исходной гипотезы заключается в реализации способности психолога чутко и конгруэнтно реагировать на получаемую информацию, в умении группировать, классифицировать факты как реального поведения испытуемого, так и представленные заказчиком в качестве проблемы, требующей разрешения.
На этапе выбора и оформления батареи методик применительно к конкретной цели заказа и исходной гипотезе, момент новизны (как один из главных критериев творчества) заключается прежде всего в преобразовании традиционно рекомендуемых и применяемых комплексов измерительных инструментов и дополнении их более экономичными, позволяющими при минимальных затратах достичь максимально эффективного результата. Поисковая деятельность психолога на данном этапе, рассматриваемая как творческий акт в ситуации выбора, проявляется в целеустремленности и осмыслении того, что какой бы ни была хорошей методика сама по себе, ее применение обязательно должно учитывать ситуацию, индивидуальные особенности субъекта, их наличное состояние и другие релевантные психодиагностические факторы.
Если учесть, что в нашей стране распространена открытая публикация в массовом масштабе большинства методик, многие из которых к тому же без специальной проверки на соответствие психометрическим требованиям, не просто перекочевывают из издания в издание, а еще и обрастают множеством недопустимых дополнений (включая полиграфические ошибки, компиляции), то подбор адекватных методик и объективная оценка конечных результатов становятся весьма затруднительными. Сам же психолог в этом случае бывает вынужден творчески подходить не только к поиску соответствующей методики, но и к ее использованию, включая и анализ диагностических результатов.
На этапе организации процедуры тестирования гибкость и беглость в деятельности психолога бывают обоснованы лишь с точки зрения невозможности (по ряду субъективных и объективных причин) полноценного достижения поставленной цели. Здесь творчество допустимо и разумно в пределах необходимости быстрой, т.е. ограниченной временным интервалом, перестройки психологом своих действий по отношению к клиенту или неадекватных действий клиента по отношению к процедуре диагностики, к частному методу. В остальном же диагностический процесс должен полностью соответствовать тем требованиям, которые к нему предъявляются. Так, при использовании тестов, одним из главных требований выдвигается принцип стандартизации, который предполагает единообразие процедуры проведения и оценки его выполнения [3,10]. Другими словами, тесты всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, и кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей. В противном случае деятельность психолога, осуществляемая им в контексте творческого подхода, может совершенно отрицательно повлиять на конечные результаты.
Этап обработки полученных данных является в психодиагностике строго алгоритмизированным процессом [3], что собственно и указывает на отсутствие необходимости и даже вредность творчества в реализации данного акта.
Этап анализа и психологической интерпретации полученных результатов так же предполагает использование довольно четко регламентированных требований, реализуемых по определенной, жестко фиксированной схеме [1, 12], где творчество может принести больше вреда, чем пользы. Особенно это касается методик, имеющих линейные показатели. Вот здесь чаще всего психолог и сталкивается с рядом трудностей, невозможность устранения которых приводит его к "творческому" описанию итоговых показателей. К основным требованиям, указывающим на недопустимость творческого подхода к анализу и интерпретации результатов, относятся следующие:
* интерпретация показателей осуществляется строго в соответствии с конкретным тестом;
* интерпретация полученных результатов базируется на предполагаемых многофактурных отношениях между полученными данными;
* интерпретация результатов является объективной и однозначной, предполагающей сравнение полученной диагностической информации с эталоном или количественной мерой [3, 10].
Наиболее ответственным в психодиагностике является этап постановки психологического диагноза понимаемый как "принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии человека в целом или по отношению к какому-либо отдельно взятому психологическому свойству" [9; 73]. Исходя из данного определения, процесс формулирования психологического диагноза возможно рассматривать как искусство, в основе которого лежит именно принцип реализма, то есть не художественно-творческое описание несуществующих у субъекта особенностей, свойств, качеств, а именно представление обоснованного вывода о реально (объективно) наличествующих характеристиках, даже в том случае, когда они имеются в виде потенциала.
В действительности же, постановка психологического диагноза неизменно превращается в своеобразное творческое сочинение специалиста, в рамках которого он пытается "логически" увязать между собой ряд противоречивых данных, довольно часто наблюдаемых в процессе психодиагностики и, на первый взгляд, опровергающих исходную гипотезу. Итогом подобного творчества является утрата или искажение диалектического основания причинно-следственных связей, которые собственно и указывают на источник и сущность имеющихся у субъекта проблем, свидетельствуя о расхождении между желаемым и возможным. Следовательно, как только психолог делает попытку заменить психологический диагноз пространным объяснением смысла результатов и их места в структуре деятельности субъекта, он выходит за пределы научности психодиагностики.
Сложность заключительного этапа психодиагностики состоит в решении проблемы адекватного представления проинтерпретированной психологической информации заказчику [1, 9]. Творческий контекст этого этапа проявляется и в том, чтобы сообщаемая информация была не только понятна тому, кому она предназначена, но, главное - использована конструктивно. Только в этом случае возможно решение задач психологического прогноза и обоснование соответствующей постдиагностической помощи. И здесь гибкий, нестандартный подход к разработке и осуществлению системы индивидуально направленной (коррекционно-развивающей) помощи действительно является актом творческим, так как:
- во-первых, основан на инициативности психолога, его активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, позволяющих наиболее конструктивно решать задачи психокоррекции;
- во-вторых, предполагает использование психологом своих теоретических знаний и практических умений в новых условиях, то есть применительно к конкретному субъекту и в соответствии с его особенностями;
- в-третьих, изначально детерминирован наличием у психолога позиции профессионального оптимизма, которая придает его деятельности, как психокорректора, эвристический и созидающий характер, что собственно и позволяет ему достигать эффективных результатов;
- в-четвертых, чаще всего опирается на творческое, конструктивное сотрудничество со специалистами смежных отраслей науки и практики. В частности, эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками достигается не только благодаря участию в ней педагога, социальных и медицинских работников, дефектологов и т.п., но и за счет организации оптимальной поддержки социально-психологических достижений ребенка в его ближайшем микросоциуме (семье, детском саду, школе).
Таким образом, значимость творчества в деятельности практического психолога не может рассматриваться однозначно, а вопрос о границах его допустимости требует специальных исследований в этой области.
http://prepod.nspu.ru/mod/resource/view.php?id=8038&subdir=/Dopolnitelnye_materialy/Belobrykina_O.A._publikacii_
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- 1.Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования (2003 г).
- I. Общие положения
- 1. Принцип конфиденциальности
- 2. Принцип компетентности
- 3. Принцип ответственности
- 4. Принцип этической и юридической правомочности
- 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии
- 6.Принцип благополучия клиента
- 7. Принцип профессиональной кооперации
- 8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования
- 2.Этический кодекс Российского психологического общества (2003 г). Предисловие
- 1. Психолог и требования к нему
- 2. Требования к Заказчику услуг Психолога
- 3. Требования к Клиенту - человеку, с которым работает Психолог
- 4. Требования к результатам работы Психолога
- 5. Нормы отношений между Психологом и Заказчиком
- 6. Нормы создания, хранения и применения материалов Психолога
- 7. Нормы отношений Психолога с Клиентом
- 8. Нормы отношений Психолога к результатам исследования
- 9. Нормы передачи материалов исследования Заказчику
- 10. Нормы отношений между Заказчиком и Клиентом
- Главные Этические принципы и правила деятельности психолога
- 11. Принцип ненанесения ущерба Клиенту
- 11.1. Правило взаимоуважения психолога и Клиента
- 11.2. Правило безопасности для Клиента применяемых методик
- 11.3. Правило предупреждения опасных действий Заказчика относительно Клиента
- 12. Принцип компетентности психолога
- 12.1. Правило сотрудничества Психолога и Заказчика
- 12.2. Правило профессионального общения Психолога и Клиента
- 12.3. Правило обоснованности результатов исследования Психолога
- 13. Принцип беспристрастности Психолога
- 13.1. Правило адекватности методик, применяемых Психологом
- 13.2. Правило научности результатов исследования Психолога
- 13.3. Правило взвешенности сведений, передаваемых Заказчику Психологом
- 14. Принцип конфиденциальности деятельности психолога
- 14.1. Правило кодирования сведений психологического характера
- 14.2. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера
- 14.3. Правило корректного использования Результатов исследования
- 14.4. Принцип осведомленного согласия
- 15. Нормы общественно-научного поведения Психолога
- 16. Нарушение Этического Кодекса
- 3.Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик Стандартные требования к психологическим тестам
- 4.Этические принципы проведения исследования на человеке (по в.Н.Дружинину «Экспериментальная психология»).
- 6.Этические принципы и правила работы практического психолога образования Об утверждении Положения о службе практической психологии образования и статуса практического психолога России
- 7.Об организации обучении в первом классе четырехлетней начальной школы Письмо Министерства общею профессионального образования рф от 25.09.2000. №2021/11-13
- 1. Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- 2. Общеобразовательная школа.
- Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни.
- 8.О практике проведения
- Диагностики развития ребенка
- В системе дошкольного образования
- Письмо Министерства образования рф № 70/23-16 от 07.04.19991
- Тематика семинаров по психодиагностике
- (3 ПиП курс 14 часов)
- Инновационное развитие региональной системы образования: гуманистический подход (28.06.2010) Автор: Найденова Зоя Георгиевна
- Проблемы этики в психологической диагностике
- Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик
- 1. Общие этические принципы психодиагностического обследования
- Требования к разработчикам тестов
- Требования к психологу-пользователю
- Требования к специалистам-непсихологам
- Дом. Задание:
- 4. Достоинства и недостатки педологии как науки
- Дом. Задание:
- Глава III решение диагностических задач практическим психологом в системе образования
- Какие задачи решает психодиагностика?
- Ограничения:
- Сомнения:
- В качестве итога:
- Литература
- Субъективные заметки о психологической диагностике
- Возникновение новой психодиагностики: некоторые симптомы и тенденции а. Б.Орлов
- Белобрыкина о.А., Дмитриева н.В. Границы творчества в профессиональной деятельности практического психолога. Постановка проблемы.
- Чупров л.Ф. Еще раз о психологической диагностике