logo search
портфолио(2)

Белобрыкина о.А., Дмитриева н.В. Границы творчества в профессиональной деятельности практического психолога. Постановка проблемы.

В сб.: Проблемы образования личности. В 2 частях. Ч. 2. – Новокузнецк: РИО НГПИ, 2002. – С. 3 – 10.

Отличительной характеристикой профессиональной компетентности психологов признано считать ее "творческий характер" [12; 17]. Видимо этим объясняется наличие такого факта, что творческий под­ход распространяется на все направления деятельности психолога и даже достигает тех уголков, где в нем не только нет необходимос­ти, но само по себе творчество даже противопоказано.

В мировой практике сложилось три взаимосвязанных, но не идентичных, направления деятельности практического психолога: психодиагностика, психологическое консультирование и психокоррекция [3, 9, 12]. И, видимо, не случайно в перечне специализаций психодиагностика находится в авангарде, так как без нее не может обой­тись ни один специалист-психолог любого профиля. Ведь из-за оши­бок в этой области, связанных с отсутствием профессионализма, сводятся к нулю результаты и консультативной, и коррекционной ра­боты. Так, в западных странах разделение труда между практически­ми психологами, основанное на глубокой специализации в своей об­ласти, которая собственно и позволяет достичь высокого уровня профессионализма, является законодательно регламентированным тре­бованием. Деятельность практического психолога в нашей стране ча­ще всего предполагает и реализуется на основе объединения всех направлений в лице одного специалиста. При этом высоким уровнем компетентности во всех областях профессиональной деятельности об­ладает ничтожно малое количество практикующих психологов. Вероят­но, проблема разделения труда психологов и в этом контексте осу­ществление глубокой специализации в одном из направлений, являет­ся весьма актуальной в настоящее время для нашей страны. Следова­тельно, и вопрос о доле творчества в каждом из направлений дея­тельности практического психолога, весьма злободневен сегодня.

Чтобы определить место творчества и пределы его необходимости в каждом из направлений деятельности практического психолога, необходимо, хотя бы в общих чертах, остановиться на содержании это­го понятия и его основных характеристиках.

В психологии творчество понимается как внутренне мотивированная деятельность, направленная на создание субъективно (для себя) или объективно (для других) нового результата, продукта, как ма­териального, так и идеального, существующего в форме духовных ценностей [4, 5, 6, 11]. Отличительными чертами творческой дея­тельности являются ее неповторимость, оригинальность и обществен­ноисторическая уникальность. К числу важнейших характеристик творчества относят [7, 8]:

- оригинальность, рассматриваемую как внесение чего-то нового в имеющийся материал, способность выдавать необычные, нетривиаль­ные решения, неординарность мышления;

- беглость, указывающую на способность быстро и продуктивно реагировать на идеи в пределах ограниченного времени, умение группировать, классифицировать;

- гибкость, свидетельствующую о способности адаптироваться к неожиданным изменениям в реальном бытии, о степени разнообразия принимаемых решений;

- восприимчивость, предполагающая способность к преобразова­нию неизвестного в известное, чувствительность к восприятию окру­жающего;

- тщательность, определяемую по степени разработанности и изящности принятого решения или выражения мысли.

Если подходить с этих позиций к анализу содержательной сторо­ны таких аспектов деятельности психолога, как психоконсультирова­ние и психокоррекция, то здесь, и это очевидно, есть смысл гово­рить не только о необходимости, но и об особой значимости твор­ческого подхода к их осуществлению [1, 2, 13].

Рассматривая "психодиагностику" как специальную область психологической теории, предполагающую разработку в целях практического использования различных психодиагностических средств [3, 9, 10], необходимо отметить значение творчества, благодаря которому создаются уникальные методики изучения и оценки психологических явлений. Что касается психодиагностики как специфической сферы деятельности психолога, связанной с практической постановкой психологического диагноза [3, 10, 12], то определение границ твор­чества в данном аспекте требует более тщательного рассмотрения.

В психодиагностике, как одном из ведущих направлений деятельности практического психолога, можно условно выделить ряд взаи­мосвязанных этапов [1, 10]:

На наш взгляд, творческий подход в наиболее развернутом виде допустим лишь на первых трех этапах. Хотя, первый и второй этап относятся скорее к области психологического консультирования, в тоже время их значимость в психодиагностике не подвергается сом­нению.

Так, в процессе принятия заказа творчество специалиста проявляется в способности действовать не только гибко и бегло, но в то же время и сообразно ситуации взаимодействия с клиентом. Творчес­кий аспект на этапе формулирования исходной гипотезы заключается в реализации способности психолога чутко и конгруэнтно реагиро­вать на получаемую информацию, в умении группировать, классифици­ровать факты как реального поведения испытуемого, так и представ­ленные заказчиком в качестве проблемы, требующей разрешения.

На этапе выбора и оформления батареи методик применительно к конкретной цели заказа и исходной гипотезе, момент новизны (как один из главных критериев творчества) заключается прежде всего в преобразовании традиционно рекомендуемых и применяемых комплексов измерительных инструментов и дополнении их более экономичными, позволяющими при минимальных затратах достичь максимально эффективного результата. Поисковая деятельность психолога на данном этапе, рассматриваемая как творческий акт в ситуации выбора, проявляется в целеустремленности и осмыслении того, что какой бы ни была хорошей методика сама по себе, ее применение обязательно должно учитывать ситуацию, индивидуальные особенности субъекта, их наличное состояние и другие релевантные психодиагностические факторы.

Если учесть, что в нашей стране распространена открытая публикация в массовом масштабе большинства методик, многие из которых к тому же без специальной проверки на соответствие психометрическим требованиям, не просто перекочевывают из издания в изда­ние, а еще и обрастают множеством недопустимых дополнений (вклю­чая полиграфические ошибки, компиляции), то подбор адекватных ме­тодик и объективная оценка конечных результатов становятся весьма затруднительными. Сам же психолог в этом случае бывает вынужден творчески подходить не только к поиску соответствующей методики, но и к ее использованию, включая и анализ диагностических резуль­татов.

На этапе организации процедуры тестирования гибкость и бег­лость в деятельности психолога бывают обоснованы лишь с точки зрения невозможности (по ряду субъективных и объективных причин) полноценного достижения поставленной цели. Здесь творчество допустимо и разумно в пределах необходимости быстрой, т.е. ограниченной временным интервалом, перестройки психологом своих дейс­твий по отношению к клиенту или неадекватных действий клиента по отношению к процедуре диагностики, к частному методу. В остальном же диагностический процесс должен полностью соответствовать тем требованиям, которые к нему предъявляются. Так, при использовании тестов, одним из главных требований выдвигается принцип стандартизации, который предполагает единообразие процедуры проведения и оценки его выполнения [3,10]. Другими словами, тесты всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, и кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей. В противном случае деятельность психолога, осуществляемая им в контексте творческого подхода, может совер­шенно отрицательно повлиять на конечные результаты.

Этап обработки полученных данных является в психодиагностике строго алгоритмизированным процессом [3], что собственно и указы­вает на отсутствие необходимости и даже вредность творчества в реализации данного акта.

Этап анализа и психологической интерпретации полученных результатов так же предполагает использование довольно четко регламентированных требований, реализуемых по определенной, жестко фиксированной схеме [1, 12], где творчество может принести больше вреда, чем пользы. Особенно это касается методик, имеющих линей­ные показатели. Вот здесь чаще всего психолог и сталкивается с рядом трудностей, невозможность устранения которых приводит его к "творческому" описанию итоговых показателей. К основным требова­ниям, указывающим на недопустимость творческого подхода к анализу и интерпретации результатов, относятся следующие:

* интерпретация показателей осуществляется строго в соответс­твии с конкретным тестом;

* интерпретация полученных результатов базируется на предполагаемых многофактурных отношениях между полученными данными;

* интерпретация результатов является объективной и однознач­ной, предполагающей сравнение полученной диагностической инфор­мации с эталоном или количественной мерой [3, 10].

Наиболее ответственным в психодиагностике является этап постановки психологического диагноза понимаемый как "принятие квали­фицированного решения о наличном психологическом состоянии чело­века в целом или по отношению к какому-либо отдельно взятому пси­хологическому свойству" [9; 73]. Исходя из данного определения, процесс формулирования психологического диагноза возможно расс­матривать как искусство, в основе которого лежит именно принцип реализма, то есть не художественно-творческое описание несущест­вующих у субъекта особенностей, свойств, качеств, а именно предс­тавление обоснованного вывода о реально (объективно) наличествую­щих характеристиках, даже в том случае, когда они имеются в виде потенциала.

В действительности же, постановка психологического диагноза неизменно превращается в своеобразное творческое сочинение специалиста, в рамках которого он пытается "логически" увязать между собой ряд противоречивых данных, довольно часто наблюдаемых в процессе психодиагностики и, на первый взгляд, опровергающих исходную гипотезу. Итогом подобного творчества является утрата или искажение диалектического основания причинно-следственных связей, которые собственно и указывают на источник и сущность имеющихся у субъекта проблем, свидетельствуя о расхождении между желаемым и возможным. Следовательно, как только психолог делает попытку заменить психологический диагноз пространным объяснением смысла результатов и их места в структуре деятельности субъекта, он выхо­дит за пределы научности психодиагностики.

Сложность заключительного этапа психодиагностики состоит в решении проблемы адекватного представления проинтерпретированной психологической информации заказчику [1, 9]. Творческий контекст этого этапа проявляется и в том, чтобы сообщаемая информация была не только понятна тому, кому она предназначена, но, главное - ис­пользована конструктивно. Только в этом случае возможно решение задач психологического прогноза и обоснование соответствующей постдиагностической помощи. И здесь гибкий, нестандартный подход к разработке и осуществлению системы индивидуально направленной (коррекционно-развивающей) помощи действительно является актом творческим, так как:

- во-первых, основан на инициативности психолога, его актив­ном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, позволяющих наиболее конструктивно решать задачи психокоррекции;

- во-вторых, предполагает использование психологом своих теоретических знаний и практических умений в новых условиях, то есть применительно к конкретному субъекту и в соответствии с его особенностями;

- в-третьих, изначально детерминирован наличием у психолога позиции профессионального оптимизма, которая придает его деятельности, как психокорректора, эвристический и созидающий характер, что собственно и позволяет ему достигать эффективных результатов;

- в-четвертых, чаще всего опирается на творческое, конструк­тивное сотрудничество со специалистами смежных отраслей науки и практики. В частности, эффективность коррекционно-развивающей ра­боты с детьми и подростками достигается не только благодаря учас­тию в ней педагога, социальных и медицинских работников, дефекто­логов и т.п., но и за счет организации оптимальной поддержки со­циально-психологических достижений ребенка в его ближайшем микро­социуме (семье, детском саду, школе).

Таким образом, значимость творчества в деятельности практического психолога не может рассматриваться однозначно, а вопрос о границах его допустимости требует специальных исследований в этой области.

http://prepod.nspu.ru/mod/resource/view.php?id=8038&subdir=/Dopolnitelnye_materialy/Belobrykina_O.A._publikacii_