logo search
Занятие 1 Методика преподавания в вузе / Книги / Андреев А

Целенаправленность

Основное назначение учебного курса - формирование целенаправленного способа действий учащихся в заданной предметной среде. Основная цель учебной работы учащегося - овладеть системой целенаправленных действий в заданной предметной среде.

С нормативной точки зрения целевые требования к знаниям и умениям специалистов определяются Государственными

образовательными стандартами и образовательными программами. Однако формулировки образовательных программ имеют весьма размытый характер и практически всегда требуют конструктивного уточнения учебных целей в реальном учебном процессе.

Значение показателя целенаправленности СУМИК,

рассчитывается с помощью выражений (1) или (2) на основании данных табл.3.5.2, заполненной экспертами, которые проставляют соответствующие значения показателей и их коэффициенты важности.

Таблица 3.5.2 Показатели целенаправленности

Важность

Значения

W1

K1

W2

K2

W3

K3

W4

K4

Характеристики курса '

1

2

Конкретность назначения

3

Перечень формируемых понятий Перечень осваиваемых операций

4

Перечень классов решаемых

задач Иные

Одним из вариантов спецификации (перечня) дидактических целей может послужить следующая градация уровней постижения учебного материала:

ознакомление - получить представление о специфике

предметной области; изучение - знать систему понятий и операций предметной

области; освоение - освоить способы манипуляции с понятиями и объектами предметной области. Важность каждого из уровней можно оценить с помощью соответствующих коэффициентов.

Информационная полнота

В соответствии с общей схемой ЦНС сетевой курс может включать ряд дидактических материалов, представляющих информационную и операционную составляющие осваиваемой предметно-ориентированной деятельности, в том числе:

258

- систему предметно-ориентированных понятий;

-систему операций и действий над объектами предметной среды;

- систему предметно-ориентированных задач.

Значение показателя информационной полноты учебных материалов рассчитывается с помощью выражений (1) или (2) на основании данных табл.3.5.3, заполненной значениями показателей и их коэффициентами важности, полученными в результате экспертной оценки.

Функциональная полнота

В зависимости от основного назначения курса структура показателей функциональной полноты может существенно варьироваться. Их состав и важность для достижения поставленных целей уточняются с помощью детализированного перечня частных показателей и соответствующих значений ситуативных коэффициентов важности, например, увязанных со следующим перечнем видов учебной работы:

изучение – освоение системы понятий и операций заданной

предметной области: экспериментирование – исследование изучаемых объектов или их

моделей; вычисления – выполнение текущих вспомогательных расчетов; упражнения – совершенствование способов выполнения объектно-

ориентированных операций и действий; моделирование –конструирование имитационных моделей

объектов заданной предметной области; решение проблем – применение знаний при поиске решении для новых классов задач.

Значение показателя функциональной полноты электронного курса рассчитывается с помощью выражений (1) или (2) на основании данных табл.3.5.4, заполненной соответствующими значениями показателей и их коэффициентов важности.

259

Таблица3.5.3 Показатели информационной полноты

1 2 3 4 5 6 7 8

Характеристики курса

Важность

Значения

Достаточность теоретического материала

W1

K1

Достаточность фактического материала

W2

K2

Достаточность методического материала

W3

K3

Наличие имитационных моделей

W4

K4

Наличие набора проблемных ситуаций и задач

W5

K5

Доступность упоминаемых источников информации

W6

K6

Возможность получения печатной версии

W7

K7

Наличие мобильных носителей учебной информации (CD, видеокассет и т.п.)

W8

K8

Иные

Таблица 3.5.4 Показатели функциональной полноты

1 2

3 4 5

6 7 8 9

Характеристики курса

Важность Значения

Наличие мотивирующей составляющей курса

W1

K1

Обеспечение доступа к разнообразным формам информации (полнотекстовые документы, видеоматериал, графика, анимация, звук,..)

W2

K2

Наличие имитационных моделей

W3

K3

Наличие тренировочных задач

W4

K4

Контроль успешности (самоконтроль, тесты, проекты)

W5

K5

Возможности общения с автором

W6

K6

Учет текущих знаний учащихся

W7

K7

Учет психофизиологических характеристик учащихся

W8

K8

Выработка корректирующих указаний

W9

K9

Иные