Совместная аналитическая деятельность руководителя школы и учителя в процессе анализа урока.
В ходе совместной аналитической деятельности (САД) при анализе урока, последняя должна вылиться в своеобразную микроконференцию, основанную на общении равноправных сторон, не на субъектно-объектной, а на субъектно-субъектной форме отношений. САД можно разделить на два этапа:
Этап совместной аналитической деятельности.
Совместная аналитическая деятельность руководителя школы и учителя начинается с самоанализа своего урока учителем, в ходе которого к нему подключается директор или завуч.
В процессе САД руководитель школы: уходит от прямых замечаний и оценок; путем дополнений расширяет и углубляет самоанализ учителя; помогает учителю, если это ему не удается, сконструировать логику связи фактов, явлений, со6ытий.
Путем наводящих вопросов старается выяснить: дидактическую, методическую подготовленность учителя; его взгляды на те или иные проблемы дидактики и педагогики; его взгляды на стиль отношений с детьми.
Не критикует учителя, а постепенно подводит его к осознанию допущенных ошибок, к самокритике и самооценке.
Когда урок не имеет серьезных ошибок и прошел успешно, руководитель школы в ходе САД должен помочь учителю осознать причины успеха и вместе с ним наметить меры и пути по его развитию.
Сопоставляет самооценку учителя со своей собственной оценкой, что помогает уйти от субъективности и более объективно оценить урок и его реальный результат.
Этап совместной преобразовательной деятельности.
Опираясь на исходную информацию, полученную в результате совместной деятельности на первом этапе, учитель и руководитель школы приступают к формированию оптимальной модели урока с учетом особенностей класса, не меняя (если это возможно) цели и содержания урока.
В процессе САД руководитель школы: помогает найти учителю оптимальный набор методов обучения и форм познавательной деятельности учащихся позволяющих в полной мере реализовать поставленную учителем цель урока, обеспечивает совместную деятельность по конструированию оптимальной модели урока.
Совместная аналитическая деятельность руководителя и учителя, при условии высокой подготовки первого, является важнейшим и незаменимым средством формирования у учителя нового педагогического мышления, сильнейшим инструментом индивидуальной методической работы, способом соединения достижений педагогической науки с практической деятельностью учителя, повышения теоретической грамотности последнего, его технологического мастерства.
Специфика САД и отличие ее от анализа урока руководителем заключается в том, что здесь теория непосредственно соединяется с практикой, ибо руководитель школы (если урок у учителя не получился) совместно с педагогом создает новую модель этого же урока, в ходе САД, но на более высоком технологическом уровне. Что-то подобное уже было в практике управленческой деятельности некоторых руководителей школ. Так, В. А. Сухомлинский писал: "После урока мы анализируем творческие находки и недостатки. Готовимся к следующему уроку, опять идем на урок. Это не просто помощь учителю со стороны директора. Это наблюдение, изучение, умственного труда школьников, которое проводится прежде всего учителем. Миссию руководителя школы вижу в том, чтобы делать каждого учителя вдумчивым, пытливым исследователем. Подчиненному педагогическому творчеству свойственны черты исследования, творческого обобщения своего труда" (Сухомлинский В. А., Разговор с молодым директором школы. - с. 27 - 28.)
И, тем не менее, в сегодняшних условиях, по нашему мнению, это принципиально новый подход к посещению и анализу урока, подход демократический, ликвидирующий ту стену, которая в наши дни существует между руководителем и учителем, дающий возможность оказать реальную помощь учителю, а, следовательно, повысить КПД внутришкольного управления. Руководитель школы в ходе совместной аналитической деятельности должен обеспечивать, как нам думается, прежде всего, социальную сторону деятельности учителя, ибо для учителя это новая сторона самоанализа, направленная на рассмотрение своих отношений с учащимися в ходе осуществления урока, и самому учителю сделать это достаточно трудно.
Самому руководителю в одиночку сделать это тоже нелегко, т. к. чаще всего он не знает класса. Опираясь же на характеристику, данную учителем в самоанализе, совместно они успешно могут справиться с решением этой задачи.
Слабым местом большинства самоанализов учителем является их нецелеустремленность. В ходе САД руководитель должен включаться в нее таким образом, чтобы делать самоанализ урока учителем целенаправленным, целеустремленным, целесоо6разным.
Особое внимание в ходе САД руководитель должен уделять совместно с учителем анализу соответствия компонентов урока и его учебно-воспитательных моментов, вырабатывая, если такое не сформировано у учителя, "чувство соответствия". Если в анализируемом совместно уроке, допустим, методы обучения не всегда соответствуют содержанию учебного материала или формы организации познавательной деятельности выбранным методам обучения, то, моделируя с учителем этот же урок, необходимо это соответствие заложить в него.
Руководитель в ходе САД должен добиваться осознания учителем достоинств и недостатков своей собственной деятельности на уроке, что далеко не каждый педагог может сделать сам. В процессе САД очень важно добиться, чтобы в самоанализе учитель соединял оценку результата своей деятельности со способами его достижения, - ибо относительно один и тот же результат может быть достигнут разными, в том числе и антипедагогическими, способами. Такое соединение лежит в основе самопознания учителя, когда он начинает видеть, понимать связь между способом его деятельности и ее конечным результатом.
Немалую роль в САД играет деятельность руководителя, направленная на то, чтобы в ходе самоанализа учитель связывал свою деятельность с деятельностью учеников и рассматривал конечный результат урока через ракурс этих двух деятельностей.
В задачу САД входит развитие объективного взгляда учителя на свой собственный труд, освоение сравнения своего поведения на уроке с таким мощным контролером, как учительская совесть. Если это все не развито в учителе, он всегда ищет самооправдание любым своим действиям на уроке. Самооправдание в ходе самоанализа, если оно идет в разрез с истинным, - это своеобразный самообман, явление чрезвычайно опасное для педагога.
Таким образом, совместная аналитическая деятельность руководителя и учителя по анализу урока, с одной стороны, складывается из глубокого самоанализа урока учителем, а с другой стороны, дополнением, корректировкой отдельных позиций самоанализа, анализа отдельных моментов, не получившихся у учителя, руководителем школы. Завершается САД, когда это необходимо, построением новой модели этого же урока, спроектированного совместно.
Необходимо ответить, что САД надо рассматривать в двух ракурсах: как инструмент формирования системного видения урока учителем, инструмент освоения системного подхода к самоанализу и как новую демократическую форму аналитической деятельности в школе.
Совместная деятельность двоих в ходе анализа урока, построенная на субъектно-субъектной основе, на общении дает совершенно иной результат, чем посещение и анализ урока руководителем школы.
Для учителя она:
• служит школой совершенствования урока и его самоанализа;
• формирует творческое отношение к педагогическому труду;
• развивает прогностические умения;
• совершенствует качество преподавания;
• формирует отношения сотрудничества с учащимися;
• катализирует творческий потенциал учителя.
Для руководителя школы совместная аналитическая деятельность:
• позволяет установить фактическое состояние педагогического мастерства учителя, определить его потенциальные педагогические возможности;
• определяет пути и средства для перевода учителя на более высокий уровень профессиональной деятельности:
• выясняет в какой-то степени профессиональную позицию учителя, ибо урок - это всегда самовыражение педагога, его взгляд на свою профессию в целом;
• дает возможность оказать конкретную помощь учителю, не ущемляя его человеческое достоинство;
• совершенствует процесс внутришкольного управления, демократизируя, гуманизируя и интенсифицируя его.
Осуществить переход от анализа урока к самоанализу и совместной аналитической деятельности возможно лишь при условии организации систематической учебы педагогического коллектива и его руководителей, направленной на освоение этого сложнейшего вида человеческой деятельности.
Если поставить вопрос: «Кто анализирует урок научно?», то на него можно ответить, видимо, следующим образом: только тот, кто мыслит диалектически. А диалектическое мышление никогда не укладывалось, не укладывается, и не будет укладываться ни в какие схемы анализа урока. Сама суть диалектики педагогического анализа заключается в том, что диалектика не стоит где-то рядом с ним, а органически включается в ткань этого сложнейшего процесса.
Педагогический анализ урока - это сложная, высокоразвитая, интеллектуальная деятельность руководителей школы, требующая немалой подготовки и тренинга. Глубокий анализ - это следствие индивидуальной силы ума руководителя, таланта, умения и опыта, способности к достаточно напряженному умственному труду. Вот почему, как говорится, перед анализом урока надо с почтением "снять шляпу" и самым серьезным образом готовиться к научному его осуществлению.
Иногда от некоторых руководителей школ можно слышать, что системный подход к анализу урока очень сложен. Но, во-первых, и сам урок является чрезвычайно сложной, подвижной, многомерной, многофакторной системой. В силу принципа предметно-методической адекватности сложности предмета должна соответствовать и сложность метода его изучения, систему на научном уровне можно глубоко проанализировать только при помощи системного анализа. Третьего не дано!
Во-вторых, как пишет психиатр В. Леви, рассматривая проблему простоты и сложности окружающей нас действительности: "В сущности, нет ничего сложного и ничего простого, равно как и все сложно и все просто. Камень прост, если нам надо поднять его и кинуть, и сложен, если мы хотим постичь его кристаллическую структуру. Сложность или простота любого предмета зависит только от нашего к ним подхода, произвольного и вынужденного, от того, какие задачи мы ставим".
Если мы подходим к уроку с позиций "здравого смысла", "житейского опыта", он прост, как "дважды два четыре", но если мы хотим проникнуть в его сущность, превратить процесс его анализа в школу педагогического мастерства для учителя, то процесс анализа, конечно, усложняется, и ему необходимо учиться.
И, наконец, в-третьих, пора отказаться от "скользящей сохи управления", надо браться за "глубокую вспашку", иначе интенсифицировать процесс управления школой просто невозможно. Надо отказываться от рецептурного мышления, а не ссылаться на то, что та или иная работа написана чересчур сложно. "Теория о том, что о науке надо говорить так, чтобы и человеку с четырьмя классами за душой все было понятно, - пишет член-корреспондент АПН СССР И. Т. Фролов, - весьма спорна для страны со всеобщим средним образованием, особенно, если учесть, что всеобщая компьютеризация для нас сегодня - не благое пожелание, а крайняя необходимость"("Известия", 1982, 209). И педагогической науке, наверное, тоже пора прекращать выпускать методические рекомендации и указания с оглядкой на дипломированного специалиста с высшим образованием, но с четырехклассным пониманием педагогической и управленческой деятельности. Тем более, что практика опровергает утверждение о сложности и доказывает, что тот из руководителей школ, кто хочет научиться системному подходу и анализу урока, успешно его осваивает.
Использованы материалы сайтов:
- 1 Курс.
- Тема 1. Методика обучения иностранным языкам в системе филологического образования
- Методика обучения иностранному языку как наука
- Связь методики с другими науками
- Методы исследования в методике обучения иностранным языкам
- Лекция 5. Методы обучения.
- 1. Понятие о методах обучения и их классификация.
- 1 Группа методов
- 2 Группа методов
- 3 Группа методов
- Словесные методы обучения
- Наглядные методы обучения
- Практические методы обучения
- Индуктивные и дедуктивные методы обучения
- Репродуктивные и проблемно поисковые методы обучения
- Проблемно-поисковые методы обучения.
- Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения.
- Методы контроля и самоконтроля в обучении.
- Выбор оптимального сочетания методов обучения.
- Требования, предъявляемые к контролю за знаниями ученика:
- Как происходит обучение иностранному языку?
- Роль учителя в обучении
- Упражнения и задания
- Преподаватель в сфере образования.
- 1. Индивидуальный стиль работы преподавателя
- 2. Виды стилей деятельности преподавателя
- 3. Уровни результативной деятельности преподавателя
- 4. Создание атмосферы психологической поддержки.
- 5. Личностные способности преподавателя.
- 5 Курс Лекция 1. Обучение аудированию
- Лекция 4 обучение переводу
- Упражнения как основная форма обучения иностранному языку
- Классификация упражнений
- Понятие системы упражнений. Система упражнений для формирования речевых навыков.
- Система упражнений для обучения рецептивным видам речи
- Виды упражнений для обучения продуктивным видам речи
- Текст как высшая единица обучения. Использование текста для работы над языковыми средствами.
- Использование текста для обучения рецептивным видам речи
- Использование текста для обучения репродуктивно-продуктивной речи
- Контроль при обучении иностранному языку. Функции и виды контроля.
- Обучение чтению Обучение технике чтения
- Обучение говорению говорение как вид речевой деятельности
- Существующие методы обучения говорению, их достоинства и недостатки
- Трудности при обучении говорению
- Требования к структуре и содержанию элементов комплекса упражнений для обучения говорению
- Разработка и экспериментальная отработка элементов комплекса упражнений.
- I. Тема: Хобби.
- I. Тема: у светофора на перекрестке.
- Комплекс упражнений 1.
- Комплекс упражнений 2.
- Комплекс упражнений 3.
- Письмо как вид речевой деятельности. Психологические и лингвистические особенности письменной речи.
- Обучение продуктивной и репродуктивной письменной речи
- (4 Курс) Лекция 1. Процесс обучения
- Структура процесса обучения
- Характеристика процессов обучения
- Проектирование процесса обучения
- Правила организации учебного процесса в обобщенном виде:
- Лекция 2. Урок в современной школе.
- 1. Триединая цель урока.
- Развитие речи:
- Развитие мышления
- Развитие сенсорной сферы.
- Развитие двигательной сферы.
- Структура урока. Требования к уроку.
- Примеры структуры уроков некоторых учителей-новаторов:
- 3. Классификация уроков.
- Требования к уроку.
- Технологические требования к уроку.
- Самостоятельная работа на уроке. Классификация самостоятельных работ.
- Лекция Языковые и речевые аспекты в преподавании иностранного языка. Аспектность, комплексность в преподавании.
- Обучение произношению. Задачи, содержание и принципы обучения.
- Лингвистические и психологические основы обучения произношению
- Вводно-фонетический курс
- Проблема отбора лексики. Принципы отбора. Лексические минимумы.
- Обучение лексике на начальном этапе
- Работа над словом как единицей фонетики, лексики, грамматики
- Роль грамматики в практическом овладении русским языком.
- Практическая грамматика. Принципы организации учебного материала.
- Грамматический навык. Требования к навыку.
- 1. Этапы планирования урока и подготовки учителя к нему.
- 2. Общие вопросы посещения и анализа урока. Внутришкольный контроль.
- Система посещения уроков
- Классификация целей посещения уроков:
- 3. Памятка для составления тематического плана Общие вопросы плана:
- Частные вопросы, решаемые на уроке:
- 4. Анализ урока.
- Анализ урока проверяющим.
- Признаки эффективности анализа урока.
- 5. Самоанализ урока учителем. План самоанализа урока.
- Примерные вопросы для самоанализа.
- Примерная памятка для самоанализа урока учителем.
- Самоанализ урока, как один из инструментов самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств дает возможность:
- Один из вариантов алгоритма самоанализа урока может представлять собой следующее:
- Характеристика замысла урока (план):
- Как был построен урок, исходя из его замысла? (Морфологический аспект самоанализа):
- Функциональный аспект анализа:
- Аспект оценки конечного результата урока:
- 6. Алгоритм самоанализа урока.
- Лекция 3. Понятие о средствах обучения План
- Системный подход к самоанализу урока.
- Совместная аналитическая деятельность руководителя школы и учителя в процессе анализа урока.