logo search

Авторитаризм — источник отклоняющегося поведения

Авторитаризм — источник отклоняющегося поведения. Ребенок недисциплинирован и зол потому, что страдает. Мирное благополучие снисходительно, а раздражительная усталость агрессивна и мелочна.

Я. Корчак

Авторитарное воспитание (от лат. auctoritas— влияние, власть) — это воспитание, основанное на беспрекословном подчинении ученика. В истории педагогики оно имеет убедительное научное обоснование. Так, немецкий педагог И.Ф. Гербарт (1776—1841), выдвинув положение о том, что ребенку от рождения присуща «дикая резвость», требовал от воспитания строгости. Приемами воспитания он считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения. Для детей, нарушающих порядок, рекомендовал ввести в школе штрафные журналы. В значительной степени под его влиянием сложилась практика воспитания, которая включала целую систему запрещений и наказаний: детей оставляли без обеда, ставили в угол, помещали в карцер, записывали в штрафной журнал. Россия была в числе тех стран, которые весьма рьяно следовали заповедям авторитарного воспитания.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.-Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка. В наши дни, получив хорошие результаты и приобретя многочисленных сторонников во всем мире, эта теория вылилась в мощное течение гуманистической педагогики.

Среди российских педагогов, активно выступивших за гуманизацию воспитания, были Л.Н. Толстой, К.М. Вентцель, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и многие другие. Благодаря их стараниям российская педагогика смягчила свой крутой норов и сделала значительные уступки в пользу детей. Но гуманистические преобразования пока не завершены, российская школа продолжает их наращивать.

Воспитание, сложившееся в последние десятилетия в российской школе, тяготеет к авторитаризму. В нем по-прежнему доминирует власть учителя, а ученик остается в положении подчиненности и зависимости. Иногда такое воспитание называют еще директивным (руководящим), потому что воспитатель принимает решения и направляет весь процесс, а воспитанник обязан только выполнять требования.

Педагогика указаний рассматривает воспитательное влияние по схеме «требование — восприятие — действие». Поведение ученика, организованное по этой схеме, толкает его на приспособленчество. Ученик выполняет требования; но действовал бы он так без указаний учителя? Самостоятельных решений он ведь не принимает, ответственности за них не несет, за последствия не отвечает.

Теперь проследим за результатами авторитарного воспитания. Человек растет безынициативным, подавленным, несвободным. На каком-то этапе он видит, что взрослым справляться с ним становится все труднее. И рост, и вес, и пробивающиеся усы требуют самоуважения, которое воспитанник начинает завоевывать сам. То, что ему недодали, он начинает отбирать. Так появляется неуважение к взрослым, отчуждение от них и высшая степень проявления этого чувства — хамство и нахальство. Возникнув лишь один раз и не получив привычного подавления, оно разрастается как снежный ком. Привычно отшлепать уже нельзя, стращать милицией еще рано, выгонять и избавляться — некуда. Пожинаются горькие плоды неуважительного воспитания ребенка. Прав был А.С. Макаренко: правильное воспитание — наша спокойная старость, а неправильное — горе и слезы.

Почему учитель чаще всего сбивается на авторитарные отношения с учеником и вынужден действовать жестко? Не от злой воли, нежелания или непонимания. Обычной причиной становится детская импульсивность, неспокойное поведение. Проявляя гуманное отношение к детям, воспитатель рассчитывает на встречное движение. Но его чаще всего нет. Дети не понимают воспитателя, не поддерживают его усилий, действуют наперекор. «Раз проученный, — пишет Я. Корчак, — воспитатель ухватится за любое средство, чтобы подавить, покорить. Никаких фамильярностей, невинных шуток; никаких бурчаний в ответ, подергиваний плечами, жестов досады, упрямого молчания, гневных взглядов! Вырывать с корнем, мстительно выжечь пренебрежение и злобную строптивость! Вожаков он подкупит особыми правами, подберет себе приспешников, не позаботится о справедливости наказаний — были бы суровы в назидании, чтобы вовремя погасить первую искру бунта, чтобы толпа-богатырь даже мысленно не отважилась разгуляться или ставить требования».

Что же делать? Прежде всего, поднимемся выше обид на детей. Дети потому и дети, что не понимают наших взрослых отношений, у них еще не сформировалось наше мещанское «ты мне, я тебе». Дети спонтанны, непосредственны и невинны в своих желаниях и действиях. Они совершенно не задумываются, совпадают ли их действия с намерениями взрослых. Чаще всего нет. Будем обижаться на них, мстить? Как же низко падет тот воспитатель, у кого даже мысль такая появится! Врачей учат: на больных не обижаются, потому что они больные. Пора и учителям понять: на детей не обижаются, потому что они дети. Отбросим ложное представление, что от дружеского общения дети портятся, наглеют и что ответом на доброту будут недисциплинированность и беспорядок. Портятся легко, исправлять трудно и долго. Вырвать и пресечь легче. Только что это даст? Любить детей надо ответственной, требовательной любовью. Она не имеет ничего общего с умилениями и сюсюканьем. Учителю надо быть твердым и неуступчивым, иногда жестким, требовательным, когда он видит, что без этого нельзя и что это пойдет на пользу ребенку. Дети легко могут сесть на голову, стать неуправляемыми. Нельзя, конечно, грубить. Но жесткие требования вполне уместны.

Почему с таким трудом прививаются гуманистические подходы? Традиции, конечно, свою роль играют, но не только они помеха в деле гуманизации отношений. Милосердие и сострадание стали чужды нашему учителю. Если бы педагоги придерживались только двух заповедей коррекционной педагогики, многие проблемы исчезли бы сами собой. Каких заповедей? Первая — поддерживать детей и развивать их самооценку. Вторая — не жаловаться на ребенка родителям. Дело профессиональной чести педагога — выполнить свою часть воспитательной работы.

В российских школах, утверждает профессор Д. Левитес из Мурманска, процветает педагогическое насилие. Это, по мнению ученого, постоянное давление на ученика, основанное на приказах, запретах, нотациях, ограничениях, принуждениях, упреках, навязывании ценностей, убеждений, норм поведения, подавлении инициативы, желаний, стремлений. Бывает оно прямым — через учителя и косвенным — через родителей, одноклассников, администрацию, других взрослых и детей.

Традиционно еще многие наши учителя относятся к ученику без должного уважения. Возможно, это специфика нашего менталитета, и ничего особенного в этом нет. Но подход нужно менять, если мы хотим, чтобы ребенок воспринимал и принимал себя серьезно. Ведь совершенно очевидно, что, смирившись с этим в начальной школе, он уже не будет особенно напрягаться, чтобы ответственно взрослеть.

Если ребенок не справляется с требованиями, его унижают и наказывают. Это вызывает протест и враждебность к воспитателю, поскольку ребенок не может сохранить собственное достоинство. Протест невозможен — он будет направлен против педагога, чье поощрение ребенок хочет получить. Потому до поры он таит и копит обиды. Так формируется внутренний конфликт, который отнимает много сил. Чуточку доброты — и эти силы будут направлены на созидание.

В современной школе еще, к сожалению, существует взгляд на методы воспитания как средство преодоления негативных тенденций в развитии личности, средство перевоспитания, а не формирования положительных качеств. Это свидетельство устоявшегося отношения к ученику как объекту воспитательной деятельности, игнорирование его роли как субъекта этой деятельности.

Естественно, ребенок будет тянуться туда, где его любят, где он может быть самим собой, где его понимают и поддерживают. Когда-нибудь школа будет таким местом, где дети будут в ней самыми счастливыми людьми на свете. А школа, в которой ребенок сталкивается с прямо противоположным, делает его самым несчастным существом.

Технология «любимой школы» уже известна. Здесь хозяева дети. Их воспитатели — взрослые друзья, с которыми можно решить любой вопрос. Воспитатель не только охотно играет с ними в эту игру, но все делает для того, чтобы эта игра никогда не иссякла и все больше увлекала воспитанников. Главная забота педагога — сделать так, чтобы ребенок захотел выполнить необходимые действия, совершить нужные поступки. Вместо привычного требования, приказа «сделай!» воспитатель должен искать пути вызова самостоятельного желания ребенка. Методик для этого разработано много. Например, профессор Е.В. Субботский, исследуя поведение дошкольников, установил, что многие из них не только хорошо знают моральные нормы (что такое хорошо и что такое плохо), но и сознательно их нарушают. Например, все знают, что с соседями надо поздороваться. Что делает учитель, сталкиваясь с подобными фактами? «Читает мораль», наказывает реже организует повторение и закрепление навыков. При этом всегда упускается из виду, что каким бы сознательным и послушным ни был ребенок, он не будет делать с охотой то, что лично для него лишено смысла. Умом он уже понимает, но необходимости не чувствует. Поэтому нужно, прежде всего, формировать у детей моральные основания поведения. Есть много различных путей и способов решения этой проблемы.

Профессор применил не новый, но действенный прием, который практикуют многие учителя. Он попросил детей быть его помощниками, учить других детей правилам поведения и следить за правильностью их исполнения. Как видим, решение вопроса из плоскости прямого приучения было перенесено в плоскость добровольной игры — проводника и защитника правил. Здесь была учтена еще одна закономерность: эффективность непосредственного влияния детей друг на друга во многих случаях значительно выше влияния взрослых. «Ребенок — ребенку» — это очень эффективная воспитательная методика при условии, что тот, кто воспитывает, уже осознал и принял правила, которые он прививает своему «ученику».

Несмотря на уже известные нам сведения о вреде авторитарного воспитания, приходится постоянно напоминать о необходимости изменения подходов. Авторитаризм служит мощным источником отклоняющегося поведения. Ребенок относится к учителю, к взрослым точно так же, как они относятся к нему. Потому неправильное поведение — это не его, а наши ошибки, которые мы начнем искоренять, перестраивая своё авторитарное поведение.