30. Понятие о методе воспитания. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
В динамическом педагогическом процессе учителю приходится решать множество разнообразных задач воспитания. Все они являются задачами социального управления, так как направлены на гармоничное развитие личности, поэтому эффективность решения задач воспитания зависит от того, на сколько грамотно учитель спрогнозирует конечный результат воспитания, продумает путь его достижения и подберет необходимые методы воспитания (МВ).
МВ – это 1.способ профессионального воздействия учителя на ученика с целью решения воспитательных задач; 2.научно-обоснованный способ педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимуляция деятельности и самовоспитания.
Отражая двуединый характер педагогического процесса МВ служат механизмами, которые обеспечивают взаимодействия его субъекта. Это в/действие строится не на равных началах, а в условиях направляющей роли учителя.
Отличительные признаки МВ:
1.Каждый МВ – это особым образом организованная педагогическая деятельность, направленная на решение конкретных задач.
2.Метод обусловлен объективными социальными и природными свойствами человека, его психики.
3.Методу присуща специфическая педагогическая функция, связанная с его возможностями в решении определенного круга задач.
4.Оказывая влияние на формирование личности в целом, МВ доминирует в развитии, изменении, устранении лишь определенных качеств.
МВ включают определенных набор методических приемов. По отношению к методам прием не имеет самостоятельной педагогической задачи. Одни и те же приемы могут входить в структуру разных методов и, наоборот, один и тот же метод может реализовываться через разные приемы.
МВ и приемы взаимосвязаны и могут переходить друг к другу. Например: беседа является самостоятельным методом формирования сознания, взглядов, убеждений, но может быть приемом в реализации метода приучения.
В единстве с методами и приемами воспитания применяются средства воспитания: различные виды деятельности (игровая, учебная и т.д.); предметы, произведения материальной и духовной культуры.
В процессе решения задач воспитания используются разнообразные методы, что требуют знания их классификации. МВ:
1.Методы формирования сознания (рассказ, объяснения, разъяснения).
2.Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнения, поручения и т.д.).
3.Методы стимулирования (наказание, поощрение, соревнования).
4.Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
5.Методы самовоспитания.
Помня о многообразии МВ важно понимать, что в реальном педагогическом процессе они реализуются во взаимодействии.
Помня о многообразии МВ важно понимать, что в реальном педагогическом процессе они реализуются во взаимодействии.
Важную роль в выборе МВ играют, адекватно их специфики, виды влияния, которые являются механизмом воздействия учителя на ученика.
Влияние – это форма осуществления функций учителя, его деятельность в едином процессе социального воздействия, приводящая к изменению каких-либо индивидуальных особенностей учащихся, их поведения, сознания.
Виды влияния:
1.направленное – воздействие учителя на определенных детей или конкретные качества, поступки:
а) прямое – непосредственное проявление учителем совей позиции и связанных с ней требований к учащемуся.
б) косвенное – воздействие, направленное не на объект влияния, а на окружающую его среду.
2.ненаправленное – воздействие не нацелено на определенный объект.
Виды влияния:
1.индивидуально-специфическое – воздействие учителя, выражающееся в передаче учащимся еще не освоенных ими образцов поведения, в которых выражаются его индивидуально-психологические качества.
2.функционально-ролевые – воздействие учителя во взаимодействии с учащимся, выражающееся в выполнении присущих учителю функций через ролевые способы поведения, раскрывающая те или иные социальные ценности, поступки, качества и т.д.
Названные виды влияния реализуются с помощью определенных способов влияния (механизмов воздействия в воспитании).
Способы влияния:
1.Убеждение – это логически аргументированное воздействие учителя на рациональную сферу сознания учащегося. Цель: создание, усиление, изменение взглядов, мнений, оценок и т.д. у учащегося с тем, чтобы он принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности. Убеждение всегда включает в себя определенную систему доводов, аргументов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания. Особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия зависит от степени заинтересованности в этом ученика.
2.Внушение – это механизм воздействия учителя на сознание ученика, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого, при отсутствии целенаправленного, активного его понимания. Направлено на снятие своеобразных барьеров на пути к новым сведениям, способов, действий, аргументация заменяется констатацией внушаемого. Особенность заключается в его направленности не на логику и разум, а на готовность ученика получить инструкцию, распоряжение, указание.
3.Заражение – это общественно психологический механизм воспитания, выражающий бессознательную подверженность учащихся эмоциональному воздействию учителя в условиях непосредственного общения с ним. Осуществляется через передачу психологического настроя. Эффект заразительности определяется не только силой эмоционального заряда, но и самим фактов межличностного взаимодействия.
4.Подражание – это способ усвоение традиций общества, механизм сознательного или бессознательного усвоения учениками опыта учителя (манеры, стиль поведения, привычки и т.д.). Подражание это следование примеру или образцу, который проявляется в повторении одним человеком поступков других людей, копировании их отдельных черт.
Возрастные особенности подражания: от рождения и до поступления в школу объектами подражания выступают взрослые, глядя на которых ребенок учится действовать в мире предметов.
1–3 года – ребенок воспроизводит внешние действия и словесные реакции взрослых.
Дошкольный возраст – подражание поступкам взрослых, включая сложную внутреннюю переработку полученных образцов.
Младший школьный возраст – копирует и принимает личностные качества взрослого.
Подростковый возраст – подражание взрослым постепенно сменяется взаимоподражанием.
Юность – основную роль в выборе объекта подражания начинают играть ценности, убеждения, взгляды.
Методы контроля, самоконтроля и самооценки.
Управление процессом воспитания невозможно без обратной связи, которая несет информацию о его результативности. Оценка эффективности воспитательного процесса предполагает изучение деятельности и поведения воспитанников.
Показателями эффективности воспитания могут быть:
1.степень участия школьников во всех основных видах деятельности соответствующих их возрасту и результативности этой деятельности.
2.характер общения учащихся и их взаимоотношения.
3.информированность школьников в области нравственной, культурной и других сферах.
Ни один из названных показателей не может применяться изолированно, так как невозможно разделить сознание, действие, поведение и общение личности.
Любое деление носит условный характер и применяется для более детального их изучения.
Общий анализ воспитательного процесса складывается не только из оценки его результативного компонента, но и процессуального. При этом оценке подлежат:
1.Действие воспитателей;
2.Правильность их подхода к учащимся;
3.Характер утверждаемого ими стиля общения;
4.Влияние воспитателей на развитие инициативы и самостоятельности школьников.
Методы:
1.Педагогическое наблюдение за учащимися.
2.Беседа, направленная на выявление уровня воспитанности.
3.Опрос.
4.Анализ результатов общественно-полезной деятельности.
5.Создание ситуаций для изучения поведения.
6.Анализ деятельности органов ученического самоуправления.
Педагогическое наблюдениехарактеризуется непосредственным восприятием деятельности, поведения, общения личности в целостности и в динамике.
Виды наблюдения:
1.непосредственное/опосредованное
2.открытое/скрытое
3.непрерывное/дискретное
Для обеспечения успешности наблюдение должно быть целенаправленным, систематическим, развертываться в соответствии с определенной программой изучения личности, конкретные критерии оценки уровня воспитанности.
Беседапомогает выявить степень информированности учащихся в области нравственных проблем, норм и правил поведения. Выявить их причины. Бесед позволяет фиксировать мнения, высказывания учеников, несущие информацию о мнении учащихся, их отношение друг к другу.
Психологические опросникипозволяют выявить характер отношений между учениками в коллективе, обнаружить возникающие конфликты и принимать меры по их разрешению.
Сознательное включение учащихся в определенные виды деятельного общения позволяет выявить те или иные стороны и качества воспитанников по их непосредственному проявлению в деятельности.
Любой контроль за ходом воспитательного процесса завершается оцениванием не только уровня воспитанности школьников, но и уровня воспитательной деятельности учителя и школы в целом.
При оценке воспитательной работы учителя учитывают умения:
1.Использовать современные методы, формы и средства воспитания.
2.Выбирать их оптимальное сочетание с учетом специфики ситуации.
3.Дифференцированно подходить к ученикам.
4.Обоснованно характеризовать их поведение и прилежание.
Кроме этого оценивается роль учителя в трудовом воспитании, профессиональной ориентации школьников, построении рациональных отношений с учениками и их родителями.
О результативности воспитания свидетельствуют:
1.Сформированность у учащихся основ мировоззрения.
2.Умение оценивать события, происходящие в стране и за рубежом.
3.Усвоение норм морали.
4.Знание и соблюдение законов, в том числе правил для учащихся.
5.Общественная активность, коллективизм.
6.Участие в ученическом самоуправлении.
7.Инициатива и самодеятельность воспитанников.
8.Эстетическое и физическое развитие.
- 21. Цели и задачи гуманистического воспитания. Модель и функции воспитательного процесса.
- 22. Гражданское и духовно-нравственное воспитание.
- 23. Трудовое и экономическое воспитание школьников. Профессиональная ориентация учащихся в воспитательном процессе.
- 24. Эстетическое воспитание (эв) школьников.
- 25. Физическое воспитание школьников.
- 26. Понятие о методе воспитания. Методы формирования сознания личности, взглядов, убеждений.
- 27. Понятие о методе воспитания. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.
- 28. Понятие о методе воспитания. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности.
- 29. Понятие о методе воспитания. Методы самовоспитания.
- 30. Понятие о методе воспитания. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
- 32. Понятие о воспитательной системе (вс). Структура и этапы ее формирования.
- 33. Классный руководитель (кр) в воспитательной системе школы.
- 34. Семья как педагогическая категория. Работа с семьей в процессе воспитания.
- Это во многом объясняет причину устойчивости «старого» в семейной психологии и объективную сложность прогнозирования направления развития семьи.
- 35. Государственная образовательная политика рф. Закон рф «Об образовании».
- 36. Гос и образовательные учреждения как компоненты системы образования в России.
- На ряду с законом «Об образовании» гос является основным нормативным документом, дающим развернутое толкование одной из частей этого закона. Он регламентирует:
- 38. Управление развитием школы.