2.6. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов
По окончании практического исследования нами был проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов (Таблица 3).
Таблица 3
Сводная таблица результатов констатирующего и контрольного экспериментов
Этапы исследования | Группы | Виды мышления | Уровни | ||
Высокий | Средний
| Низкий | |||
Констатирующий эксперимент | Эксперимен- тальная группа | Вербально-логическое | – | 4 | 8 |
Наглядно-образное | 4 | 8 |
– | ||
Контрольная группа | Вербально-логическое | – | 5 | 7 | |
Наглядно-образное | 6 | 6
| –
| ||
Контрольный эксперимент | Эксперимен- тальная группа | Вербально-логическое | – | 7 | 5 |
Наглядно-образное | 9 | 3 | – | ||
Контрольная группа | Вербально-логическое | – | 6 | 6 | |
Наглядно-образное | 6 | 6 | – |
Таким образом, из вышепредставленных данных видно (Таблица 3), что за время проведенной работы по развитию мышления младших школьников в экспериментальной группе нам удалось значительно повысить уровень развития наглядно-образного мышления детей (Рис. 8).
– Уровень развития наглядно-образного мышления на момент констатирующего эксперимента
– Уровень развития наглядно-образного мышления на момент контрольного эксперимента
Рис. 8. Уровень развития наглядно-образного мышления учащихся 1-го класса экспериментальной группы на момент констатирующего и контрольного экспериментов
Следовательно, полученные во время практического исследования результаты позволяют говорить о том, что у учащихся начальных классов доминирует наглядно-образное мышление; большинство детей имеют средний уровень его развития, но при целенаправленной, систематической работе по его развитию большинство учащихся будет иметь средний и высокий уровень развития мышления.
В ходе практического исследования был разработан ряд общих рекомендаций и советов для родителей по развитию мышления младших школьников дома (См. Приложение 3).
Обобщая вышеизложенное, следует подчеркнуть, – сопоставление результатов констатирующего и контрольного экспериментов показало, что за время проведенной работы по развитию мышления младших школьников в экспериментальной группе нам удалось значительно повысить уровень развития наглядно-образного мышления детей. Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в данной дипломной работе: у учащихся начальных классов доминирует наглядно-образное мышление; большинство детей имеет средний уровень его развития, но при целенаправленной, систематической работе по его развитию большинство учащихся будет иметь средний и высокий уровень развития мышления – подтверждена.
Суммируя результаты практического исследования, следует отметить, – процедура проведения исследования состояла из трех этапов, на каждом из которых был использован свой психолого-педагогический метод: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Результаты проведенного констатирующего эксперимента показали – у учащихся начальных классов доминирует наглядно-образное мышление; большинство детей имеет средний уровень его развития. Таким образом, исходя из итогов констатирующего эксперимента, стало видно, что у младших школьников необходимо целенаправленно и систематически развивать наглядно-образное мышление, не забывая, однако и о других видах мышления. Для проведения формирующего эксперимента был разработан и применен на практике методический комплекс. Основной акцент при проведении занятий в процессе формирующего эксперимента был сделан на развитие наглядно-образного мышления младших школьников экспериментальной группы. Результаты проведенного контрольного эксперимента показали – при целенаправленной, систематической работе по развитию мышления младших школьников, большинство учащихся имеют высокий уровень его развития. Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в данной дипломной работе: у учащихся начальных классов доминирует наглядно-образное мышление; большинство детей имеет средний уровень его развития, но при целенаправленной, систематической работе по его развитию большинство учащихся будет иметь средний и высокий уровень развития мышления – подтверждена.
- Содержание
- Введение
- I. Теоретические основы проблемы развития мышления у учащихся младших классов
- 1.1. Феномен мышления в психолого-педагогической литературе
- 1.2. Виды мышления, мыслительные операции, качества ума
- 1.3. Особенности мышления младшего школьника
- 1.4. Влияние обучения на развитие мышления у учащихся младших классов
- II. Экспериментальное изучение мышления учащихся младших классов
- 2.1. Методы и методики изучения мышления младших школьников
- 2.2. Процедура проведения эксперимента
- 2.3. Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента
- 2.4. Система занятий по развитию мышления младших школьников
- 2.5. Результаты контрольного эксперимента
- 2.6. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов
- Заключение
- Список литературы
- Оценка вербально-логического мышления Методика “Исключение слов”
- Бланк методики “Исключение слов”
- Процедура проведения
- Оценка наглядно-образного мышления Методика “Укажи лишний предмет”
- Обработка и интерпретация результатов
- Общие рекомендации для учителей