logo search
с 26 по 50

40.Формирование положительной концепции я-ученика.

«Я-концепция» - это относ. устойч., осоз­нанная сист. представлений индивида о самом себе, на основе кот. он строит свое взаимодействие с другими и относится к себе. Может быть «-», «+», противоречивой. Основа формирования - усвоение им ожиданий других (родителей и педагогов).

Хар-ки: 1.«Я-к.» возможно изменить (педагог может как положительными, так и отрицательными воздействиями). 2.   Изменить «Я-к.» нелегко (медленно). 3.   Важно уметь связывать воедино разнообразные успехи и усилия ребенка.

Условия форм. позитивной «Я к.»: 1. Личность учителя. Должен сам иметь пол. «Я-к» (способ. к эмпатии, вниманием к потреб. учащихся, эмоционально уравновешен, жизнерадостностью, умением создать в классе атмосферу тепла, взаимного доверия). Позитивное восприятие учителем самого себя - важнейший критерий эф-ти. его работы.

2. Создание среды, в кот. ребенок чувствует себя эм. защищенным 3. Умение найти индив. подход к ученику (центр вним. – эм. жизнь ученика) 4. Максимальная вовлечённость (повышает самооценку ученика, но при условии, что род деятельности школьник должен выбрать сам). 5. Способ. учителя выдвигать достижимые цели своей работы и помогать в целеполагании ученику; 6. Учитель должен научиться принимать школьника таким, какой он есть;

7. Позитивная Я-к. связана с успеваемостью, а ожидания учителя способны улучшить или снизить самооценку уч. 8. Уч-ль должен быть аккуратен в своих высказываниях о внешних виде уч. (частое обращение уч. к уч-ся по фамилии воспринимается как пренебр. отн. к нему).

Педагог может действовать в 3 напр-ях

Школа - фактор, кот. определяет, как пойдет развитие личности - позитивном или отягощенном грузом срывов и неудач. Дух поддержки, доверия, принятия ребенка без осуждения помогает ему построить позитивную «Я-концепцию».