logo search
ekzamen_po_pedagogike

27. Пореформенные изменения системы образования в России (2 половина 19в).

Значительное развитие системы образования в России пришлось на II половину XIX века. Отмена крепостного права и принятие важных социальных реформ повлияли на создание дифференцированной, вариативной школьной системы. В российском обществе широко распространяется взгляд на просвещение как на способ изменения условий жизни. Продолжается разработка теории народности школы и педагогики, идеи национального и общечеловеческого воспитания и образования.

Реформы начальной школы. 19 июня 1864 года было учреждено «Положение о начальных народных училищах». Цель училищ усматривалась в утверждении в народе религиозных и нравственных понятий и распространении первоначальных научных знаний. Срок обучения в училищах не был ограничен, как не был ограничен и возраст учащихся. Начальные народные училища были внесословными учебными заведениями, в них допускалось совместное обучение мальчиков и девочек. Обучение было бесплатным. Преподавались Предметы: закон Божий, чтение, письмо, арифметика, церковное пение. Руководство училищами осуществляли уездные и губернские советы, куда «ходили представители Министерства народного просвещения, Министерства внутренних дел, духовенства, уездного земства, городского самоуправления. В Обязанности уездных школьных советов входило разрешение открытия новых школ, назначение, оплата и увольнение учителей.

С конца 1850-х годов в стране возникают начальные, воскресные школы, делаются попытки создания для детей из народа школ на новых педагогических идеях и принципах. В 1864 году в 34 губерниях России были организованы земства (органы местного самоуправления с весьма ограниченными правами). 13 области образования они занимались преимущественно хозяйственными проблемами, однако за 10 лет (к 1874 году) ими было открыто около 10000 школ. Из всех типов начальных школ земские были лучшими. Для них строили специальные здания, они были лучше оборудованы. Образовательный уровень учителей в них был выше.

В 90-е годы около 70% земств ставили вопрос о переходе к всеобщему начальному образованию. Правительство же стремилось передать земские школы в разряд церковно-приходских. Новый устав начальных школ (1874) предусматривал усиление контроля министерских инспекторов в отдельных учебных заведениях. Поощрялось создание церковно-приходских школ, находившихся в ведомстве Священного Синода. Эти школы были наиболее доступными формами получения начального образования для крестьянских детей, хотя программы были весьма урезаны: церковное пение, чтение религиозных текстов, письменный и устный русский язык, арифметика. Изменилась система обучения в уездных училищах, на их базе создавались двухклассные уездные училища с пятилетним сроком обучения и городские училища с шестилетним курсом обучения. В 1897 году в Ярославской губернии 1/3 школ были земскими, а больше половины - церковно-приходскими.

Среднее образование. Одним из первых документов, положивших начало созданию системы среднего образования, было «Положение о женских училищах» (1860). Женское образование развивалось под руководством двух ведомств: Министерства народного просвещения и Ведомства императрицы Марии

Согласно положению устанавливались два типа женских училищ: училище I разряда - б лет обучения; второго -3 года. В училищах первого разряда обучали закону Божьему, русскому языку и словесности, арифметике и началу геометрии, географии, истории, естествознанию, физике и рукоделию. Дополнительно по желанию учащихся давались предметы: рисование, музыка, пение, ганцы, изучение французского и немецкого языков, в училище второго разряда - закон Божий, русский язык, география, русская история, арифметика, рукоделие.

В 1870 году женские училища преобразованы в гимназии и прогимназии. Срок обучения увеличен до 7 лет и введен дополнительный (педагогический) класс. Женские учебные заведения были внесословными и не ставили задачу подготовки девушек к получению высшего образования.

В Ярославле в 1861 году открыто училище I разряда, в 1870 году преобразовано в Мариинскую гимназию с педагогическим классом. Открыты Рыбинская (1875), Ярославская, Екатерининская (1876) женские гимназии; в Ростове(1870), Угличе (1897) - женские прогимназии. В Ярославле созданы епархиальные училища(1848, 1880) для девиц духовного звания.

Продолжает совершенствоваться система мужского среднего образования. 19 ноября 1864 года был учрежден новый «Устав гимназий и прогимназий», согласно которому устанавливалось два типа гимназий: классическая и реальная и соответственно им прогимназии, которые по содержанию обучения соответствовали первым четырем классам гимназии; открывались они чаще всего в маленьких городах и давали возможность поступления в средние классы гимназий.

Особенностью классических гимназий было изучение древних языков -латинского и греческого, упор на гуманитарные дисциплины. Классическая гимназия давала право поступить в университет. В реальной гимназии больше времени уделялось подготовке к поступлению в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения. Оба типа гимназий объявлялись внесословными учебными заведениями. Срок обучения был рассчитан на семь лет. Новым требованием в деятельности гимназий было создание учебных библиотек, специального оснащения кабинетов.

В 1871 году был издан новый «Устав гимназий и прогимназий», который ликвидировал реальные гимназии. Содержание обучения в классических гимназиях оставался традиционным. На изучение латинского и греческого отводилось 41,2 % всего учебного времени (по 10-12 уроков в неделю). Естествознание исключалось из учебных планов. По литературе изучали в основном древний период, произведения Некрасова, Тургенева, Толстого не включались в программу. При изучении классических языков основное внимание уделялось изучению грамматики, письменным переводам, зазубриванию текстов. На уроках истории в двух младших классах ученики должны были запомнить 316 хронологических дат. Классические гимназии развивали память, давали хорошую грамотность своим питомцам, но одновременно обучение носило сухой, схоластический, книжный характер.

Был резко усилен надзор за гимназиями. Уставом 1871 года учреждены должности классных наставников и их помощников. Учащимся запрещалось появляться на улицах после 9 часов вечера, посещать библиотеки, читальные залы, театры. Отсев из гимназии за время обучения составлял 60 и более процентов. В 1887 году (при министре И.Д. Делянове) был издан циркуляр, получивший название «о кухаркиных детях», предписывавший директорам гимназий и прогимназий воздерживаться от приема в учебные заведения «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек и тому подобных людей, детям коих... вовсе не стоит стремиться к среднему и высшему образованию». Дети дворянства и чиновничества составляли в 1 894 году 56,3 % контингента мужских гимназий, крестьян - 6 %.

С целью ограничения возможности поступления в гимназии детям недворянского сословия в середине 80-х годов была повышена плата за обучение.

Дополнением к «Уставу...»(1871) был «Устав реальных училищ»(1872), которые стали новым типом учебного заведения в России. Училища давали общее и специальное образование, курс обучения был рассчитан на семь лет. Седьмой класс считался дополнительным и имел три отделения: механико-техническое, химико-техническое и общеобразовательное. Пятые и шестые классы также имели отделения - общеобразовательное и коммерческое. Такое обучение помогало ориентироваться учащимся для выбора направления деятельности после окончания училища.

В 1888 году создаются хорошо оснащенные технические училища, которые стали общеобразовательными учреждениями. Выпускники могли поступить в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения, доступ в университет для них был закрыт.

Высшее образование. В июне 1836 года был утвержден новый Университетский устав, который значительно расширил права университетов на автономию. Управление университетов передавалось советом профессоров. Они могли выбирать ректоров и новых преподавателей. Были сокращены полномочия университетских инспекторов, попечителей учебных округов.

После покушения на Александра II (1881) правительство стремится установить жесткий контроль над университетами и другими учебными заведениями. Принимается новый университетский устав (1882), который положил конец университетской автономии, ограничил свободу студентов, передал управление университетами Министерству народного просвещения.

Вдохновлял консервативную политику наставник Александра III и Николая II, глава Священного Синода К.А. Победоносцев, идеолог дискриминации национальных меньшинств в сфере образования, при нем было ограничено обучение в учебных заведениях детей из малоимущих слоев.

К началу XX века Россия подошла со сложившейся сословно-классовой системой образования.. Три четверти населения было неграмотно. Среднее образование давали лишь 900 учебных заведений. В России один учащийся приходился на 564 человека населения, а в США - на 83 жителя. В конце XIX веки в России было 63 высших учебных заведения, среди которых 10 -университетов. Общее число студентов - 29 тысяч (женщины - лишь 4 %).

Развитие системы образования всех уровней требовало широкой подготовки учителей. После упразднения в 1859 году всех педагогических институтов взамен их в университетских городах были открыты педагогические курсы.

Педагогические курсы в учебных округах имели двухгодичный срок обучения и пять профилей подготовки в зависимости от специальности учителей; при этом для всех одинаково было изучение небольших курсов педагогики с дидактикой. Деятельность высших педагогических курсов с самого начала их создания была организована неудовлетворительно, а в 1867 году их вовсе закрыли.

Обучение учителей средних школ с мизерной педагогической и методической подготовкой стали проводить историко-философские и физико-математические факультеты университетов. В 1867 году в Петербурге открывается высшее педагогическое закрытое учебное заведение - Историко-филологический институт с четырехлетним сроком обучения для подготовки учителей гимназии. В него принимались юноши, достигшие семнадцатилетнего возраста, окончившие гимназии и духовные семинарии, прошедшие приемные экзамены и не имеющие «моральных и телесных недостатков».

В 60 - 70-х годах были открыты высшие женские курсы университетского типа, готовившие учителей, главным образом, для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ.

Основным типом педагогических учебных заведений во второй половине XIX века были учительские семинарии. План устроения семинарий был разработан К.Д. Ушинским в 1861 году. В 1870 году вышло «Положение об учительских семинариях», дополненное в 1875 году инструкцией. В семинарию принимались окончившие двухклассные училища. Устанавливался 3-4-годичный курс обучения. Особую инициативу открытия этих учебных заведений проявили земства. Первыми были открыты семинарии в Нижнем Новгороде, Рязани, в 1871 году- Казани, Курске, Вятке, Костроме, Самаре, в селе Новом Мологского уезда Ярославской губернии.

Внимание в подготовке будущих учителей обращалось на воспитание в духе преданности государству и православной церкви. Впервые в подготовке учителей появился такой феномен, как педагогическая практика. Практика проводилась как в опытных, специально прикрепленных к учительской семинарии школах, так и в обычных учебных заведениях.

Таким образом, в дореволюционной России возникло несколько моделей подготовки педагогов в высших учебных заведениях: педагогические институтыпослеуниверситетского типа, интегральные учебные заведения университетского типа, различные педагогические курсы на кафедральном уровне.

Учителей для городских и уездных училищ, начиная со второй половины XIX века, стали готовить учительские институты. В институт, как правило, принимались лица, имевшие начальную педагогическую подготовку или проработавшие несколько лет в школе. Женщины в эти учебные заведения не допускались. Курс обучения устанавливался в три года. Как и учительские семинарии, учительские институты были рассчитаны на небольшое число учащихся, кроме того, они не давали ни высшего образования, ни права поступления в университеты. Учебные планы института разрабатывались, исходя из того, что эти заведения должны были выпускать не узких специалистов по какому-либо одному учебному предмету, а широко образованных педагогов ПО группе родственных предметов. Содержание образования включало изучение Закона божьего, педагогики, русского языка, арифметики, начальной алгебры, истории, физики, географии и других предметов. При преподавании частных методик особое внимание обращалось на изучение предметов, составляющих курс городских училищ. В соответствии с положением при каждом учительском институте специально создавались или закреплялись одноклассные или двухклассные городские училища для организации практических занятий.

Многие учительские институты являлись своеобразными культурными Или просвещенческими центрами. Например, преподавательский состав Ярославского учительского института не ограничивался лишь занятиями со студентами. В его стенах издавался известный в России журнал «Русский экскурсант», целью которого было «содействие развитию в русской молодежи путем экскурсий любви к Родине и знакомство с ней». Кроме того, в Ярославском учительском институте до 1918 года издавался журнал «Родной язык в школе».

Учителей начальной школы до революции готовили также педагогические классы женских гимназий. Учебный план дополнительного класса предполагал обязательное изучение курса педагогики, который включал дидактику и методику преподавания предметов начальной школы. Первое полугодие педагогического класса было посвящено освоению теоретических знаний, второе - педагогической практике в начальных классах гимназии. По окончании 7-го класса выпускницы получали звание учительницы начальной школы, а окончившие 8-й класс - звание домашней учительницы, получившие медаль - домашней наставницы.

Достаточно большое число средних педагогических учебных заведений создавалось по линии духовного ведомства. Женские епархиальные училища принадлежали к типу полузакрытых учебных заведений. В училищный 6-летний курс было введено преподавание педагогики. Курс предполагал изучение особенностей детского возраста, религиозно-нравственное, умственное и физическое воспитание, знакомство с устройством и внутренней организацией школы. Теоретические знания подкреплялись практической частью - занятиями воспитанниц с детьми в школе под наблюдением опытной наставницы и подготовкой под ее руководством к пробным урокам в базовых школах. Позже был открыт 8-ой класс, который состоял из двух отделений: литературно-исторического и естественно-исторического.

Духовные академии и семинарии не ограничивались подготовкой только специально обученных «духовных пастырей», но также готовили преподавателей общеобразовательных предметов, для чего в курс основных дисциплин входили как предметы общего образования, так и риторика, философия, гигиена, педагогика в небольшом объеме, а начиная с 6-го по 12-й год обучения читались психология и физиология по 3 часа в неделю. Кроме того, до получения сана священника выпускники духовных семинарий работали от 3 до 5 лет народными учителями.

В России существовала также практика педагогического экстерната. Лица, желавшие занять место учителя, могли сдать специальный экзамен, проходившийся на базе местного университета или учительского института. Тем, кто окончил полный курс университета, предлагалось испытание по сокращенной программе (по предмету и по педагогике).

В России наряду с постоянным учебными заведениями по подготовке учителей существовала практика, так называемых, «временных» учебных заведений - педагогических курсов. Они, как правило, выполняли функцию повышения квалификации учителей и создавались как по инициативе светских и духовных педагогических учебных заведений, так и по инициативе местных органов городского самоуправления. Курс обучения включал углубление знаний по основным предметам (как правило, по гуманитарному и естественному циклам) и изучение передовых педагогических разработок.

Социокультурный подъем в начале XX века создал условия, позволившие общественно-педагогическому движению России приступить к созданию неправительственной высшей школы. Частные и общественные высшие учебные заведения, находившиеся в различной степени зависимости от правительства, создавались как по инициативе местных граждан, так и общественных групп. В 1906 году на базе Санкт-Петербургской биологической лаборатории П.Ф.Лесгафт создал Курсы для подготовки воспитательниц, и руководительниц физических упражнений, а затем, на их основе - Высшую школу.

В 1908 году был создан Психоневрологический институт В.М. Бехтерева (самая крупная неправительственная школа), который осуществлял подготовку учителей на специально созданном педагогическом факультете. Факультет располагал двумя отделениями: словесно-историческим и естетственно-историческим с предметной системой обучения. Психоневрологический институт Бехтерева одним из первых в истории высшей школы воплощал концепцию интеграции науки, образования и практической деятельности. Многочисленный научно-преподавательский коллектив института стремился к всестороннему исследованию человека в норме и патологии. Здесь осуществлялась многогранная подготовка учителей для средней школы.

В 1908 году на средства, которые слагались из частных пожертвований, открылся Московский городской народный университет А.Л. Шанявского. В основе организации лежал принцип эгалитарности, то есть демократический

принцип доступности образования для лиц обоего пола; прием вне зависимости ОТ национальности, вероисповедания и наличия аттестата о среднем образовании и т.д. Университет стал научно-образовательным центром, в Котором в 1914/1915 академическом году были организованы педагогические курсы Л.А. и Т.А.Королевых, готовившие учителей для городских школ Москвы. 11сдагогические курсы университета привлекали педагогов-экспериментаторов П.П. Блонского, СТ. Шацкого и др.

По частной инициативе в 1911 году был создан Педагогический институт П.Г. Шелапутина. Институт осуществлял практическую подготовку педагогов, располагая гимназией и реальным училищем. В институт принимались лица мужского пола, православного вероисповедания, получившие университетское образование. После изучения цикла психолого-педагогических дисциплин (общая и педагогическая психология, общая педагогика, история педагогических учений, школьная гигиена) на втором курсе проводилась непрерывная педагогическая практика.

Таким образом, в дореволюционной России возникло несколько моделей подготовки педагогов в различных учебных заведениях.