logo search
Ekzamen_po_pedagogike-2

19.Профессиональные требования к личности педагога.

Педагогическая профессия предъявляет некоторые требования к личности педагога, а именно, он должен обладать устойчивой социальной и профессиональной позицией, которая выражается в его отношениях к окружающему миру, профессии и субъектам педагогики. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция будущего педагога формируется, начиная с детского возраста, продолжает развиваться в процессе обучения в общеобразовательной школе и является основой для формирования взглядов и убеждений, связанных с педагогической профессией.

Существуют так же профессионально-обусловленные требования к педагогу, они подразделяются на две группы. В первую входят психологическая, психофизиологическая и физическая готовность, а ко второй относятся научно-теоретическая и практическая компетентность как основа профессионализма.

Профессиональная готовность учителя определяется соответствием его личностных и профессиональных качеств в профессиограмме, которая объединяет их идеализированный вариант в три взаимосвязанных комплекса: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету.

Важнейшую роль в деятельности педагога играет его личностная направленность, отраженная в профессиограмме и характеризующая его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

Основой всех видов деятельности педагога является его идейная убежденность, определяющая его нравственную основу. Выбор профессии педагога должен, прежде всего, основываться на любви к детям, желании помочь им в самосовершенствовании и самореализации путем открытия для них путей достижения этих целей. Профессиональная направленность учителя выступает в роли стержня, вокруг которого формируются все его профессиональные качества. Важным и неотъемлемым качеством достойного педагога является его самоотверженность, готовность работать вопреки временным и территориальным рамкам, ставя превыше всего свой профессиональный долг.

Познавательная деятельность педагога обусловливается его стремлением к овладению новыми знаниями, интересом к новому в педагогической науке и предметной области учителя, способностью к самообразованию. Один из главных факторов познавательного интереса – любовь к преподаваемому предмету

20. Кретерии профессионализма учителя. Модели педагогического профессионализма.

В ходе профессионализации в деятельности учителя формируется педагогическое мастерство, которое охватывает личность педагога, его знания и педагогический опыт. Основы педагогического мастерства, реализуемые в практической деятельности – это проявления профессионализма педагога. Отличительные признаки, которые могут быть использованы для оценки степени профессионализма, называют его критериями. Выделяют несколько групп критериев профессионализма, каждая из которых представляет собой биполярную шкалу: 1. Объективные критерии (соответствие человека требованиям профессии) – Субъективные критерии (соответствие профессии требованиям человека). Для учителя объективным критерием профессионализма является возможность решать задачи обучения и воспитания в соответствии с требованиями системы образования и запросами семьи учащихся. Субъективные критерии профессионализма учителя выражаются в устойчивой педагогической направленности, понимании значимости профессии, совокупности необходимых профессионально-психологических качеств, отсутствии личностных деформаций. 2. Результативные (достигаются ли желаемые обществом результаты труда) – Процессуальные (используются ли для достижения результатов социально приемлемые способы, приемы, технологии). Результативные критерии профессионализма учителя включают знания учащихся, развитие их способностей и личности, адаптация учащихся к последующей профессиональной жизни. В деятельности учителя особенно важна роль процессуальных критериев профессионализма – они выражаются в методах работы, использовании профессиональных знаний и умений, приемов, техник, а также личных психических качествах, психологической цене результата в виде затраты времени учителя и учащихся. 3. Нормативные критерии (соблюдение норм и правил профессии, умение воспроизводить высокие эталоны профессии) – Индивидуально-вариативные критерии (стремление к индивидуализации труда, самореализации в нем). Нормативные критерии профессионализма учителя выражаются во владении методическими приемами, средствами, формами обучения и воспитания, нормами общения, нормами развития личности. Индивидуально-вариативные критерии определяются самобытностью, неповторимостью труда учителя, наличием индивидуального стиля педагогической деятельности. 4. Критерии наличного уровня (достижение определенного уровня профессионализма на данный момент) – Прогностические (перспективы профессионального роста). Для учителя критерии наличного уровня профессионализма характеризуются результатами работы с учениками на данный момент и личностными ресурсами, которые учитель вкладывает в эту работу. Прогностические критерии определяются зоной ближайшего профессионального развития (потенциальные профессиональные возможности учителя, как правило, неосознаваемые – те благоприятные характеристики процесса и результата деятельности, которые только намечаются у данного специалиста и проявляются только в ситуациях поддержки со стороны окружающих). 5. Критерии профессиональной обучаемости (готовность к принятию профессионального опыта других людей) – Творческие критерии (стремление выйти за пределы профессии). Для педагога профессиональная обучаемость характеризуется степенью его открытости к новой информации (излишняя открытость делает педагога внушаемым более опытными коллегами и некритичным к ним; закрытость (“Нас этому не учили в педвузе”) блокирует развитие. Творческие критерии профессионализма учителя выражаются в творческой направленности – предложении инноваций, которые способствуют развитию личности учащихся и сохраняют благоприятный климат в классе. 6. Критерии социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе (умение заинтересовать результатами своего труда) – Критерии профессиональной приверженности (умение соблюдать честь и достоинство профессии, видеть ее вклад в общество). Критерии социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе выражаются в умении учителя убедить органы образования и родителей в значимости своего труда, умении вступить в конкурентные отношения на рынке образовательных услуг, показать преимущество своих форм и методов работы. Критерием профессиональной приверженности можно считать профессиональный патриотизм учителя (преданность профессии может иметь и негативные следствия – замкнутость, противопоставление учительской профессии всем остальным, внешний локус контроля (“Не те дети”, “Не те программы”, “Плохие родители” и т.д.)). 7. Качественные критерии – Количественные критерии. Качество профессиональной деятельности педагога выражается в глубине системности знаний учащихся, сформированности их учебной деятельности и мыслительных операций. Количественная оценка определяется баллами в рейтинге, квалификационной категории и дает возможность сопоставления учителей. В качестве количественной оценки овладения педагогическим мастерством может выступать показатель профессионального роста учителя. Показатель профессионального роста учителя – показатель происходящих изменений в качестве профессиональной деятельности педагога, определяемый как частное от деления суммы объективных показателей текущего года на аналогичный или среднешкольный показатель года предыдущего: Комплексный показатель мастерства педагога охватывает обобщенный функциональный показатель и обобщенный результативно-личностный показатель. Критерии обобщенного функционального показателя определяются как критерии успешности обучающей деятельности педагога. Обобщенный результативно-личностный показатель связан с результатами профессиональной деятельности, относящимися как к учащемуся, так и к педагогу. Он охватывает успешность обучения, комплексное решение задач образования, воспитания и развития учащихся, совершенствование своей профессиональной деятельности, профессионально-педагогическую и социальную значимость личности педагога.