Вопрос 14. Анализ программы по изобразительному искусству. Вариант 1 (авторы н.Д.Минц, ф.О.Таланцева). Содержание программы в 1-4 классе. Принципы планирования занятий.
Программа занятий в каждом классе состоит из двух разделов:
«Восприятие действительности и искусства» и «Практическая деятельность». В каждом разделе указаны учебно-воспитательные задачи и примерные задания.
В результате освоения программы учащиеся получают представление о роли искусства в жизни общества, основах белорусского и мирового искусства, особенностях различных видов и жанров искусства и взаимосвязи живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, архитектуры, их художественного языка, а также народного и профессионального искусства.
На основе изучения действительности и освоения навыков художественной деятельности учащиеся рисуют, работают красками, лепят, создают декоративно-прикладные работы — с натуры, по памяти, наблюдению, воображению и на темы - в объёме требований программы.
Раздел восприятия в программе постепенно расширяется. Цель данного раздела - систематическое развитие у детей способности воспринимать и оценивать явления художественной культуры, понимать значение искусства в жизни. Особое внимание уделяется национальным традициям культуры, народному искусству.
В процессе восприятия искусства решаются три основные задачи:
1. развитие способности сопереживания в связи с содержанием произведения; умение выразить своё отношение к произведению;
2. развитие умения различать средства художественного выражения и понимать их роль в создании автором художественного образа;
3. формирование знаний и представлений об искусстве и художниках.
Практическая деятельность включает:
1, работу на плоскости (рисование красками и графическими материалами, аппликация);
2. лепку из пластилина и работу со скульптурными материалами (глина, гипс, пенопласт, дерево, папье-маше);
3. декоративно-прикладную деятельность (художественное решение плоских и объёмных изделий с элементами архитектуры, современного дизайна, художественного конструирования, декоративной лепки, традиционного народного искусства).
Содержание практических занятий предполагает решение четырёх основных групп учебных задач:
1. композиция;
2. цвет и освещение;
3. форма, пропорции, конструкция;
4. пространство и объём.
Одна из основных задач - воспитание у детей чувства радости художественного труда, активности, уверенности в своих силах, умения самостоятельно выбрать сюжет и исполнить его на практике.
Содержание программы.
1-й класс (66 ч).
1 цикл «Сказка о красках» (8 ч). Сказка о художниках и красках: о разных видах изобразительного искусства. Впечатления о природе. «Образы» цветов. Игрушки.
2 цикл «Осенняя песнь» (8 ч). Наблюдение красок осенней природы.
З цикл «Сказочные звери» (8 ч). Художники-анималисты. Животные - персонажи народных сказок.
4 цикл «Здравствуй, гостья зима!» (12ч). Наблюдения зимней природы.
5 цикл «Мой любимый цирк» (6 ч). Яркие и весёлые образы цирковых артистов.
б цикл «Мои родные» (б ч). Близкие люди. Мама, поющая колыбельную песню.
7 цикл «Мир вокруг нас» (6 ч). Разнообразие форм и цвета в природе.
8 цикл «Мои друзья - животные» (4 ч). Передача характера животных, передача пластики и формы тела.
9 цикл «Весна идёт!» (8 ч). Передача цветовых особенностей весеннего пейзажа.
2 класс (33 ч).
Восприятие действительности и искусства (7 ч).
Эстетическое восприятие действительности (3 ч). Общие представления о связи изобразительного искусства, деятельности художника, разных видов изобразительного искусства с жизнью, окружающей действительностью.
Восприятие искусства (4 ч). Представления об изобразительном искусстве, о передаче в художественном образе наиболее характерного. важного, значительного в предметах и явлениях действительности. Графика. Скульптура. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство.
Практическая деятельность (26 ч).
Изображение на плоскости (1 4ч).
Цвет (5 ч): основные цвета, светлые и тёмные оттенки цвета.
Композиционная деятельность (4 ч): выбор положения листа, заполнение плоскости листа, ритмическая организация изображения.
Форма, пропорции, конструкция (3 ч): передача характерных особенностей формы предмета, сравнение предметов по величине и форме. Пространство (2 ч): рисование предметов с учётом их взаимного положения.
Лепка (6 ч): лепка предмета способом составления из частей, гравировка и рельеф на поверхности вылепленного предмета, составление небольших скульптурных групп из работ, выполненных учениками класса.
Декоративно-прикладная деятельность (6 ч): декоративное обобщение растительных и животных форм, связь предмета с украшением и его назначением, создание из природного материала различных видов объёмной скульптуры.
3 класс (34 ч)
Восприятие действительности я искусства (7 ч),
Воспрнятне действительности (З ч). Развитие эмоциональной отзывчивости на состояние настроения образов природы в разное время года. Впечатление о зимней природе. Разнообразие красоты окраски и формы, выразительности движений ПТИЦ. зверей. рыб.
Восприятие искусства (4ч). Художественные материалы живописи. Графика. Скульптура. Архитектура.
Декоративно-прикладное искусство.
Практическая деятельность (27 ч).
Изображение на плоскости (11ч).
Цвет (7 ч): формирование элементарных представлений о порядке цветов в цветовом круге. понятие об ярких, контрастных. тусклых и мягких цветовых решениях. Композиционная деятельность (2 ч): выбор положения листа, заполнение плоскости листа. Форма, пропорции. конструкция (5 ч):
формирование понятия о прямоугольных круглых, квадратных формах и их признаках. особенности строения тела человека и животного. Пространство 2 ч): передача глубины и планов пространства.
Лепка (5 ч): сохранение соотношений основных частей тела при передаче движения. соотношение двух предметов по массе и размеру.
Декоративно-прикладная деятельность (б ч): декоративное обобщение растительных и животных форм, связь предмета с украшением и его назначением, создание из природного материала различных видов объемной скульптуры.
4 класс (34 ч).
Восприятие действительности и искусства (8 ч).
Эстетическое восприятие действительности (З ч). Развитие наблюдательности, образного мышления, фантазии. Художественные особенности городского и сельского пейзажей, их своеобразие. Охрана природы, памятников культуры.
Восприятие искусства (5 ч). Цвет и освещение как выразительные средства живописи. Тёплая и холодная цветовая гамма. Цвет - средство передачи пространства, настроения. Графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Их выразительные средства.
Практическая деятельность (26 ч).
Изображение на плоскости (12 ч).
Цвет (3 ч): формирование представлений о промежуточных цветах и шести основных группах оттенков цвета, понятие о тёплых и холодных гаммах цвета и их роли в передаче образа. Композиционная деятельность (4 ч): выбор величины изображения соответственно размеру листа, изображение движущихся объектов, передача характерных черт выразительности фигуры человека и животного.
Форма, пропорции, конструкция (3 ч): формирование понятия о явлении света и тени, элементарные сведения о строении лица человека. Пространство (2 ч): передача глубины и планов пространства.
Лепка (6 ч): цельность скульптурной формы, лепка из цельного комка пластилина.
Декоративно-прикладная деятельность (8 ч): образное значение цвета, связь формы с назначением предмета, художественное проектирование.
В основе программы полжены принципы:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников. учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
- яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела “Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас” за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
- система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важное средство нравственного. трудового и эстетического воспитания;
- система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.
Вопрос 15. Основные положения национальной программы “Изобразительное искусство и художественный труд в 1-4 классах”. Вариант 2 (автор В.Н. Данилов). Структура, тематика программ. Развивающее обучение на уроках изобразительного искусства и художественного труда.
Изобразительное искусство — действенное средство воспитания творчески активной личности.
В процессе занятий изо у учащихся активно развиваются фантазия, воображение, образное мышление.
В основу программы положен принцип систематического развития у учащихся умения воспринимать художественный образ в произведениях искусства и создавать его в собственных работах.
Основные требования к содержанию и методам преподавания изо в школе:
- связь с жизнью, с народными художественными традициями.
- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности
народа.
- учет возрастных возможностей учащихся.
- разнообразие видов работы и применяемых художественных материалов.
- межпредметные связи.
Основой преподавания изо является органичное единство учебного и воспитательного процессов: нравственное, эстетическое и художественное воспитание должно быть основано на систематическом усвоении учащихся художественных знаний и освоении практических навыков художественной деятельности.
Показателем и условием эффективности уроков изо является увлеченность детей работой, интерес и желание заниматься искусством.
Программа занятий в каждом классе состоит из 2-х основных разделов:
- восприятия действительности и искусства.
- практической художественной деятельности.
В каждом разделе указаны учебно-воспитательные задачи и примерные
задания.
В процессе восприятия искусства решаются три основные задачи:
- развитие способности сопереживания в связи с содержанием произведения;
умение выразить свое отношение к произведению.
- развитие умения различать средства художественного выражения и
понимать их роль в создании автором художественного образа.
- формирование знаний и представлений об искусстве и художниках.
Содержание практических занятий предполагает решение четырех основных
групп учебных задач:
- композиция
- цвет и освещение
- форма, пропорция, конструкция
- пространство и объем
Содержание программы усваивается детьми в основном без домашнего задания.
домашнее задание выполняется по желанию и поощряется учителем.
Важно сформировать у школьников способность к самостоятельному восприятию и обоснованной оценке произведений художников.
- Вопрос 1.Виды искусства. Классификация. Взаимосвязь в синтезе искусств. Виды и жанры изобразительного искусства.
- Выразительные средства живописи.
- Основные разновидности графических произведений
- Основные выразительные средства
- Декоративно-прикладное искусство
- Народные художественные промыслы
- Русские народные художественные промыслы
- Архитектура Беларуси
- Вопрос 5. Восприятие произведения искусства. Анализ произведения изобрази тельного искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.
- Вопрос 11. Дидактические принципы и методы обучения изобразительному искусству и художественному труду.
- Вопрос 12. Художественное воспитание школьников. Цели, задачи, требования к преподаванию изобразительного искусства в начальных классах.
- Вопрос 14. Анализ программы по изобразительному искусству. Вариант 1 (авторы н.Д.Минц, ф.О.Таланцева). Содержание программы в 1-4 классе. Принципы планирования занятий.
- Вопрос 16. Основные требования к современному уроку изобразительного искусства
- Вопрос 17. Методы и приёмы преподавания изобразительного искусства и художественного труда. Авторская педагогика.
- Структура урока изобразительного искусства и художественного труда.
- Урок изобразительного искусства в 1-м классе “Птицы прилетели”
- Ход урока
- Вопрос 19. Дидактические игры и упражнения на уроках изобразительного искусства и художественного труда в начальных классах. Классификация и содержание, методика проведения.
- Вопрос 20. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству и художественному труду. Планирование занятий в кружке по изобразительному искусству. Первый год обучения.
- 1 Четверть
- 2 Четверть
- 3 Четверть
- 4 Четверть
- Вопрос 21. Организация занятий с шестилетками по изобразительному искусству и художественному труду в 1-ом классе
- Вопрос 22. Развитие творческих способностей. Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда.
- Вопрос 23. Диагностика индивидуальных психических особенностей учащихся. Методика проведения изо-тестов.
- Вопрос 25. Оборудование занятий по изобразительному искусству. Художественные техники и материалы, применяемые на уроках изобразительного искусства в начальных классах.
- Вопрос 27. Термины и понятия по изобразительному искусству. Методика изучения
- Вопрос 28. Психологические и возрастные особенности детского рисунка. Анализ и критерии оценки детских работ.
- Вопрос 29. Педагогический рисунок на уроках изобразительного искусства и художественного труда в 1-4 классах. “Альбом учителя”. Методика педагогического рисования.