33. Классный руководитель (кр) в воспитательной системе школы.
ВС – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты → цели → содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий интегративными характеристиками (образ жизни коллектива, его психологический климат).
Основным структурным звеном ВС в школе является класс. В нем:
1.организуется познавательная деятельность
2.формируются социальные отношения
3.реализуются представительские функции в органах самоуправления.
4.осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга и сплочения коллектива, формируется эмоциональная сфера.
В решении этих задач важную роль играет КР. Именно он непосредственно взаимодействует с родителями, администрацией школы и учащимися во имя интересов последних. Институт классного руководства сложился давно. В России до 1917г. они назывались классными наставниками/дамами. Их права и обязанности определяются уставом учебного заведения. Должность КР введена в 1934г. Им назначался учитель, на которого возлагалась забота об организации учебной работы.
Типы классного руководства:
1.учитель-предметник
2.КР, выполняющий только воспитательные функции
3.классный наставник, куратор, тьютор (частично выполняют организаторские функции)
Функции КР:
Содержание деятельности КР определяется как организатора и руководителя.
1 уровень функций:
А) Педагогические и гуманитарно-целевые функции(воспитание, социальная защита от неблагоприятного воздействия, интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных педагогических задач).
Названные функции направлены на социальное развитие учащегося, оказание помощи ребенку в решении личностных проблем и в подготовке к самостоятельной жизни. Приоритетной среди них является функция социальной защиты – это целенаправленная, регулируемая на всех уровнях общества система практических, социальных, правовых, политических, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.
Социальная защита как функция КР:
1.комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное развитие, формирование индивидуальности, адаптацию к существующим условиям;
2.деятельность не только исполнителя, но и координатора, помогающего родителям и их детям получить социальную поддержку;
3.это деятельность, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении.
4.забота о всех детях, при этом важен дифференцированный подход.
Б) Социально-психологические функции:
- организаторская.Ее назначение в поддержке позитивной детской инициативе, связанной с совершенствованием жизни региона, среды, самих учащихся. КР не столько организует, сколько помогает школьникам в самоорганизации и в их разнообразной деятельности.
- сплочение коллектива. Эта функция – средство, способ достижения поставленных перед классом целей. В реализации этой функции важно ученическое самоуправление.
Таким образом, функции этого уровня связаны с решением КР задач межличностных отношений в классе и за его пределами.
В) Управленческие функции:
- диагностическая.Выражается в выявлении КР исходного уровня коллектива и постоянных изменений в нем. Цели диагностики:
1.определить результативность своей деятельности
2.обеспечить перевод диагностики в инструмент развития индивидуальности.
- целепологание. Эту функцию можно рассматривать как совместную с учащимися деятельностью по выработке целей воспитательных работ. Мера участия КР зависит от возраста школьников и уровня сформированности коллектива.
- планирование– это помощь КР самому себе и коллективу в рациональной организации деятельности. Назначение плана:
1.упорядочение педагогической деятельности
2.обеспечение таких требований к педагогическому процессу как планомерность, систематичность, управляемость, преемственность результатов.
В планировании значимо сотрудничество учителя и учащихся, уровень которого зависит от возраста. Планировать следует лишь то, что ведет к достижению целей.
- контроль и коррекция. Обеспечивают постоянное развитие ВС. Реализация контроля предполагает выявление «+» результатов, причин недостатков и проблем в воспитательной работе. Проводится коррекция дальнейшей деятельности, как со всем коллективом, так и с отдельными учащимися.
В реализацию этих функций вовлекается и администрация школы.
Обязанности КР:
1.организация в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития личности ученика;
2.оказание помощи ученику в решении острых проблем;
3.установление контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей.
КР – административное лицо. Он имеет право:
1.получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;
2.контролировать успеваемость каждого ученика;
3.контролировать посещение учебных занятий;
4.координировать работу учителей, психолога, социального педагога;
5.организовывать воспитательную работу через проведение различных мероприятий;
6.выносить на обсуждение школы предложения, согласованные с коллективом класса;
7.приглашать родителей в школу;
8.по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, психолого-медицинскую педагогическую комиссию, комиссию содействия семье на предприятиях для решения вопросов о жизнедеятельности коллектива;
9.получать помощь от педагогического коллектива школы;
10.определять индивидуальный режим работы с детьми;
11.отказаться от поручений, лежащих за границей содержания его работы;
12.вести опытно-экспериментальную работу по вопросам профессиональной деятельности.
Формы работы КР с учениками:
1.по видам деятельности:
- учебная
- трудовая
- спортивная.
2.по способу влияния педагога:
- опосредованная
- непосредственная.
3.по времени проведения:
- кратковременная (от нескольких минут до нескольких часов)
- продолжительная (от нескольких дней до нескольких недель)
традиционная (регулярно повторяется)
4.по времени подготовки: формы работы с/без включением учащихся в предварительную подготовку
5.по субъектным организациям:
- субъеты – ученики
- сотрудничество и взрослые, и учащиеся
- педагоги, родители, взрослые
6.по результату:
- информационный обмен
- выработка общего решения
- создание общественно значимого продукта.
7.по числу участников:
- индивидуальная форма. Как правило, связана с внеурочной деятельностью, общением КР и детей. Могут действовать в структуре других форм: беседа, консультация, обмен мнениями и т.д.
- групповая форма (Советы дел, творческие группы, органы самоуправления, кружки). В этих формах КР проявляет себя как рядовой участник, либо как организатор. Его главная задача – помочь каждому проявить себя, создать условия для ощутимого «+» результата, развитие гуманных взаимоотношений между детьми и формирование у них коммуникативных умений. Важную роль имеет личный пример демократично уважительного, тактичного отношения к окружающим.
- коллективная форма. КР взаимодействует с несколькими классами: общешкольные дела, конкурсы, спектакли, соревнования, концерты.
Роль у КР в зависимости от возраста учащихся и других фактов может быть: организация, воздействие примером, участие как новичка, совет, помощь.
Многообразие форм воспитательной работы порождает проблему их выбора. В ее решении рекомендуют следовать требованиям:
1.учитывать воспитательные задачи, так как каждая форма работы должна обеспечить их решение;
2.на основе задач определить содержание работы и основные виды деятельности учащихся;
3.составлять набор возможных способов решения поставленных задач с учетом имеющихся условий;
4.вовлекать школьников в поиск форм деятельности на основе коллективного целепологания;
5.обеспечить непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.
- 21. Цели и задачи гуманистического воспитания. Модель и функции воспитательного процесса.
- 22. Гражданское и духовно-нравственное воспитание.
- 23. Трудовое и экономическое воспитание школьников. Профессиональная ориентация учащихся в воспитательном процессе.
- 24. Эстетическое воспитание (эв) школьников.
- 25. Физическое воспитание школьников.
- 26. Понятие о методе воспитания. Методы формирования сознания личности, взглядов, убеждений.
- 27. Понятие о методе воспитания. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.
- 28. Понятие о методе воспитания. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности.
- 29. Понятие о методе воспитания. Методы самовоспитания.
- 30. Понятие о методе воспитания. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
- 32. Понятие о воспитательной системе (вс). Структура и этапы ее формирования.
- 33. Классный руководитель (кр) в воспитательной системе школы.
- 34. Семья как педагогическая категория. Работа с семьей в процессе воспитания.
- Это во многом объясняет причину устойчивости «старого» в семейной психологии и объективную сложность прогнозирования направления развития семьи.
- 35. Государственная образовательная политика рф. Закон рф «Об образовании».
- 36. Гос и образовательные учреждения как компоненты системы образования в России.
- На ряду с законом «Об образовании» гос является основным нормативным документом, дающим развернутое толкование одной из частей этого закона. Он регламентирует:
- 38. Управление развитием школы.