Нарушение письменной речи
Письмо и чтение как один из видов речевой деятельности.
Связь устной речи и письма. Письмо как осознанная деятельность, формирующаяся на базе двойной абстракции. Виды умственных действий, обеспечивающих овладение письмом.
Психофизиологическая структура процесса письма.
Психологическая структура процесса письма. Состав операций письма: фонемный анализ, соотнесение фонемы с графемой, перешифровка зрительных представлений в графические начертания. Виды контроля на письме. Физиологическая структура письма.
Нарушения письма (дисграфия, аграфия) и их классификация.
Определение, терминология, распространенность нарушений письма. Сведения из истории изучения проблемы, вклад отдельных исследователей в разработку вопросов теории и практики преодоления и предупреждения нарушений письма. Характеристика различных форм дисграфии.
Обследование учащихся с нарушениями письма.
Методика обследования устной речи. Приемы обследования навыков письма, письменной речи, психических функций, принимающих участие в процессе письма.
Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с артикуляционно-фонематической дисграфией (у детей с ринолалией, дизартрией, артикуляционно-фонематической дислалией, моторной алалией).
Взаимосвязь работы по формированию навыков письма с системой работы по коррекции устной речи. Формирование учебно-познавательных мотивов; произвольного внимания и памяти; операций звукового анализа слов; операций соотнесения фонемы с графемой, операций морфемного анализа, лексико-синтаксического анализа предложений. Формирование разных видов контроля: предваряющего, текущего и результирующего.
Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с акустико-фонематической дисграфией (у детей с акустико-фонематической дислалией, сенсорной алалией, задержкой психического развития, нарушениями интеллекта).
Взаимосвязь работы по формированию навыков письма с системой работы по коррекции устной речи. Формирование фонематического слуха; операций фонемного анализа слов; соотнесения фонемы с графемой; морфемного анализа слов; лексико-синтаксического анализа предложений. Формирование произвольного внимания и памяти, различных видов контроля.
Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с оптико-пространственной дисграфией.
Формирование психологических предпосылок процесса письма. Коррекция нарушений устной речи, развитие зрительно-пространственных ориентировок. Формирование произвольного внимания и памяти, операций звукового анализа, умения узнавать буквы, определять их символическое значение.
Психофизиологическая структура процесса чтения.
Психологическая структура чтения. Состав действий и операций чтения. Этапы формирования чтения. Физиологическая структура чтения.
Нарушения чтения (дислексия, алексия) и их классификация.
Определение, терминология, распространенность нарушений чтения. История изучения нарушений чтения. Современный взгляд на причины и механизмы дислексии. Спорные и нерешенные вопросы теории дислексии.
Обследование учащихся с нарушениями чтения.
Обследование устной речи. Приемы обследования навыков чтения, высших психических функций, принимающих участие в процессе чтения.
Дифференцированный подход к устранению дефектов чтения в зависимости от их вида, ведущего звена нарушения.
Взаимосвязь работы по формированию навыков чтения с системой работы по коррекции устной речи. Задачи, принципы и система логопедической работы при дислексии. Планирование работы, отбор лексического материала, характер упражнений, типы наглядных пособий.
Дизорфография у школьников.
Определение, терминология, распространенность нарушений данного типа. Современный взгляд на причины и механизмы дизорфографии. Спорные и нерешенные вопросы теории дизорфографии.
Особенности логопедической работы по преодолению дизорфографии у школьников.
Теоретические основы и направления логопедического воздействия при коррекции дизорфографии. Формирование орфографического действия на основе: коррекции нарушений гностико-практических функций; развития восприятия речи на сенсорно-перцептивном уровне; работы над ударением; развития языкового анализа, синтеза; коррекции грамматических средств языка; развития лексики; работы над связной речью; интеграции сформированных психологических предпосылок в процессе применения орфографических правил на письме.
Профилактика нарушений чтения, письма и дизорфографии в системе дошкольной логопедической работы.
Формирование психологических предпосылок процессов письма и чтения. Формирование гностико-практических функций; развитие восприятия речи на сенсорно-перцептивном уровне; развитие языкового анализа, синтеза; коррекция нарушений устной речи; формирование графо-моторного навыка.
- Логопедия программа государственного экзамена
- Екатеринбург 2012
- I. Пояснительная записка
- Содержание логопедия
- Дислалия
- Ринолалия
- Дизартрия
- Нарушения голоса
- Нарушение темпа речи
- Заикание
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
- Общее недоразвитие речи
- Нарушение письменной речи
- Логопедическая работа при нарушениях слуха, зрения, интеллектуальных нарушениях, детском церебральном параличе (дцп).
- Механизм нарушения речи у детей с зпр.
- Профилактика речевых нарушений
- Третичная профилактика.
- Логопсихология
- Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями
- Логопедическая ритмика
- Технология обследования и формирования произносительной стороны речи
- Технология обследования моторных функций
- Технология обследования речи
- Онтогенез речевой деятельности
- Семейное воспитание детей с нарушениями речи
- Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями
- Рекомендуемая литература Основная
- Дополнительная
- Информационное обеспечение