ЁВопросы к зачету по курсу «Профессиональная этика»
-
Место этики в системе философского гуманитарного знания.
-
Нравы и опыт их философского осмысления в истории культуры.
-
Основные этапы истории этической мысли.
-
Происхождение, сущность и специфика морали.
-
Культурно-исторические формы морали и нравственности, их наследование и трансформация в опыте поколений.
-
Добро и зло как центральные понятия этики, как онтологические начала мира и способы достижения блага.
-
Добро, добродетель, доброта.
-
Природа зла, его источники и критерии. Проблема борьба со злом в истории этики и культуры.
-
Совесть как внутренний регулятор поведения, нравственная самоpефлексия. Природа совести и механизмы ее функционирования.
-
Категория "долг" в регуляции взаимоотношений личности и общества. Долг и свобода личности.
-
Категории "честь", "достоинство" как личностная самооценка, отражение нравственной ценности личности.
-
Необходимость, свобода, моральная ответственность как программа нравственного саморазвития.
-
Моральный выбор: условия, структура, свобода.
-
Справедливость как непременное условие реализации гуманистических принципов в обществе.
-
Смысл жизни и счастье как проблемные категории, их значимость как ценностно-мотивационной константы нравственного сознания.
-
Профессиональная этика как вид трудовой морали.
-
Основные принципы и категории педагогической этики, специфика их проявления в педагогической сфере.
-
Долг и честь учителя в контексте педагогической этики.
-
Специфика понятий «профессионализм» и «отношение к труду».
-
Понятие, условия, стадии формирования педагогического такта.
-
Профессиограмма современного педагога.
С точки зрения педагогической этики возможно выделить также и критерии педагогического профессионализма [109], овладение которыми может быть включено в обязательный комплекс профессионально-значимых ка-честв:
• терпимость (многократные ответы на вопросы воспитанников, отсут-
ствие «репрессивной» реакции на детские шалости),
• доброжелательность (тон, стиль речи, поведение),
• чуткость (умение проводить опрос на уроке, не подавляя личность
ученика, не «подлавливая» его на незнании),
• уравновешенность (единый стиль общения, как «с легкими», так и с
«трудными» воспитанниками),
• утонченность (охрана детских чувств),
• сострадание (эмпатия),
• общечеловечность (любовь к каждому ученику).
Любая классификационная модель или профессиограмма идеальна и ста-
тична. В педагогической практике многообразие личностных качеств педаго-
га проявляется в динамике, где достаточно сложно провести грань между
тем, что положительно оценивается учениками в личности педагога и что
высоко ценит сам учитель в себе как профессионал.
-
Содержание
- ЁВопросы к зачету по курсу «Профессиональная этика»
- Сущность творческого характера педагогической деятельности.
- Принципы гуманизма и демократизма как основа общения в системе "педагог - обучащийся".
- Педагогическая справедливость и уважение достоинства личности ученика как основа партнерского взаимодействия.
- Решение проблем дистанции в современной педагогике на основе педагогического такта.
- Педагогический авторитет учителя: сущность и его составляющие. Ложный авторитет и его формы (педантизм, резонёрство, мнимая доброта).
- Профессионально-деловые отношения в педагогическом коллективе: «по горизонтали» - с коллегами и «по вертикали» - с администрацией.
- Этический кодекс педагога
- Семиотика невербального поведения педагога в аудитории.
- Этикет в профессиональной этике педагога.
- Проблемы общения в современном технизированном мире и виртуальной реальности: профессиональная готовность педагога.