logo search
Voprosy_k_zachetu_Pedagogicheskaya_etika_1

ЁВопросы к зачету по курсу «Профессиональная этика»

  1. Место этики в системе философского гуманитарного знания.

  2. Нравы и опыт их философского осмысления в истории культуры.

  3. Основные этапы истории этической мысли.

  4. Происхождение, сущность и специфика морали.

  5. Культурно-исторические формы морали и нравственности, их наследование и трансформация в опыте поколений.

  6. Добро и зло как центральные понятия этики, как онтологические начала мира и способы достижения блага.

  7. Добро, добродетель, доброта.

  8. Природа зла, его источники и критерии. Проблема борьба со злом в истории этики и культуры.

  9. Совесть как внутренний регулятор поведения, нравственная самоpефлексия. Природа совести и механизмы ее функционирования.

  10. Категория "долг" в регуляции взаимоотношений личности и общества. Долг и свобода личности.

  11. Категории "честь", "достоинство" как личностная самооценка, отражение нравственной ценности личности.

  12. Необходимость, свобода, моральная ответственность как программа нравственного саморазвития.

  13. Моральный выбор: условия, структура, свобода.

  14. Справедливость как непременное условие реализации гуманистических принципов в обществе.

  15. Смысл жизни и счастье как проблемные категории, их значимость как ценностно-мотивационной константы нравственного сознания.

  16. Профессиональная этика как вид трудовой морали.

  17. Основные принципы и категории педагогической этики, специфика их проявления в педагогической сфере.

  18. Долг и честь учителя в контексте педагогической этики.

  19. Специфика понятий «профессионализм» и «отношение к труду».

  20. Понятие, условия, стадии формирования педагогического такта.

  21. Профессиограмма современного педагога.

С точки зрения педагогической этики возможно выделить также и критерии педагогического профессионализма [109], овладение которыми может быть включено в обязательный комплекс профессионально-значимых ка-честв:

терпимость (многократные ответы на вопросы воспитанников, отсут-

ствие «репрессивной» реакции на детские шалости),

доброжелательность (тон, стиль речи, поведение),

чуткость (умение проводить опрос на уроке, не подавляя личность

ученика, не «подлавливая» его на незнании),

уравновешенность (единый стиль общения, как «с легкими», так и с

«трудными» воспитанниками),

утонченность (охрана детских чувств),

сострадание (эмпатия),

общечеловечность (любовь к каждому ученику).

Любая классификационная модель или профессиограмма идеальна и ста-

тична. В педагогической практике многообразие личностных качеств педаго-

га проявляется в динамике, где достаточно сложно провести грань между

тем, что положительно оценивается учениками в личности педагога и что

высоко ценит сам учитель в себе как профессионал.