logo search
Программа воспитания подростка

Комплексная программа воспитания личности подростка

 

А) Характеристика социальной среды

1. Город, район города, улица, поселок, деревня.

2.    Характеристика   застройки    (например, частный сектор, новостройка), состояние двора.

3.   Транспортная инфраструктура (возможность с наименьшими затратами времени добраться до различных районов города, центра города, учреждений досуга).

4.   Бытовая инфраструктура.

5.   Наличие или отсутствие нарушений правил торговли (например, спиртными напитками, сигаретами и т.д.).

6.    Наличие    или   отсутствие    мест,    где    подростки «делают деньги» (например, стоянок машин).

7.   Наполняемость ближайших школ (переполнены ли школы).

8.    Досуговая   инфраструктура   (наличие   вблизи   места жительства государственных и негосударственных учреждений досуга,   каких;   какие виды  досуговой деятельности преобладают; ориентированы они на мальчиков или девочек; укомплектованность преподавателями; кружковая работа в учебном   заведении,   где   обучается   подросток:   есть   ли кружки, какие, кто ведет, в какое время, популярны они или нет;  другие характеристики досуговой инфраструктуры). 

Б) Социально-педагогическая характеристика личности (пол, здоровье; род деятельности, среда обитания, другие показатели, уровень самооценки, уверенность в себе, социальное окружение, его влияние на развитие личности (семья, школа, детские субкультуры, СМИ и Интернет), роль в совместной деятельности, положение в коллективе, преобладающий характер направленности личности, личностные качества, потребности, способности, волевые качества, нравственные качества, обучаемость (успеваемость), уровень воспитанности; уровень развития; представления о смысле жизни; социальная готовность к жизненным испытаниям и трудностям; степень социальной адаптации личности; дополнительные характеристики.

В) Социальный портрет ребенка (педагогическая позиция по отношению к личности как к субъекту социально-педагогического процесса; прогнозирование развития личности на основе педагогического оптимизма; динамичность изучения личности в различных ситуациях и видах  деятельности; диалектический подход к личности: выявление противоречий, жизненных установок и ценностных ориентаций.

Г) Анализ педагогической концепции (цели и задачи воспитания, источники формирования целей воспитания, воспитание и социализация, воспитание как процесс присвоения общественных ценностей и социальных норм, воспитание как формирование системы отношений, характеристика факторов и условий воспитания, педагогические ценности и воспитание, составные части развитой личности, базовая культура личности, особенности современной авторской концепции воспитания, критерии выделения и анализа структуры воспитательного процесса, закономерности воспитания личности, принципы воспитания, педагогическое взаимодействие: сущность, принципы, сущность методов воспитания и их классификация, условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания, критерии выбора средств и методов воспитания (возрастные особенности, актуальность, уровень самодеятельности школьников, традиции детского коллектива), система средств воспитания: виды деятельности, микросреда, предметы, приспособления для осуществления деятельности.

Классный руководитель в воспитательной системе школы. Основные характеристики детского коллектива.

Оценка результативности воспитательной деятельности.

Эффекты воспитательной деятельности.

Преобразование участников воспитательного процесса как показатель эффективности воспитательной деятельности.

Проект открытой педагогической площадки. Консалтинговый центр "Психолого-педагогическое сопровождение семьи по вопросам подготовки ребенка к школе"

Церковная Ирина Анатольевна, заместитель заведующего Волкова Светлана Александровна, заведующий

Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Объявление

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 17” функционирует с 1983 г. Расположено в перспективном, молодом районе города, (Парижской коммуны , 10) . В детском саду работает 11 групп, в течение 6 лет учреждение реализует комплексную программу “Детство” под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой.

Педагогический состав – 23 человека. Коллектив стабильный, перспективный (100% – имеют педагогическое образование, 70% – аттестовано, 65 % – имеют стаж работы более 10 лет, 26% – работают в данном учреждении более 20 лет). Педагоги принимают активное участие в конкурсном движении, в работе городских методических формирований.

Теоретическая основа проекта

Современные психологические исследования показывают, что дошкольники, которых систематически готовят к школьному обучению в ущерб традиционным детским занятиям, оказываются не только психологически не готовые к школе, но и недостаточно хорошо психически развиты.

По мнению Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина понимание психологической готовности к школе представляет собой концепцию, основанную на возрастном, мотивационном и генетическом подходе.

Возрастной подход предполагает понимание возраста как особого сочетания внутренних и внешних факторов развития, определяющих закономерности психического развития в конкретный возрастной период.

Понятие возраста, предложенное Л.С. Выготским, основывается на следующих представлениях:

  • о социальной ситуации развития;

  • о кризисных и литических возрастах ребенка;

  • о психологических новообразованиях, возникающих к концу каждого возрастного периода и определяющих психическое развитие ребенка.

Возрастной подход предполагает учет закономерностей психического развития ребенка, которыми нельзя пренебрегать ради тех или иных социальных интересов общества. Границы возраста не могут произвольно меняться в результате того, что ребенка включают в новую (например, присущую следующему возрасту) социальную ситуацию.

Мотивационный подход предполагает, что только при наличии учебной мотивации ребенок становится субъектом учения, а учение – целенаправленной деятельностью. В связи с этим считается целесообразным начинать систематическое обучение детей не ранее, чем у них возникает учебная мотивация и возможность принятия поставленной цели, а также формирования намерения по достижению цели.

Учебная мотивация состоит из познавательных и социальных мотивов учения, а также мотивов достижения.

Ребенок, готовый к школьному обучению, хочет учиться в школе и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович “внутренней позицией школьника”.

Внутренняя позиция школьника, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и достижении целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.

Мотивационный подход показывает ту же возрастную точку целесообразного начала обучения в школе, что и возрастной подход.

Генетический подход, по мнению Н.И. Гуткиной, позволяет понять генезис психологической готовности к школе, вырастающей из разнообразных дошкольных видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, игр с правилами, дидактических игр, конструирования, рисования, раскрашивания, лепки, изготовления детских поделок, выкладывания узоров из мозаики, складывания кубиков по картинкам-образцам, игры на игрушечных музыкальных инструментах и т. д. Кроме того, каждый день ребенку необходимо читать хорошие детские книги. Для формирования психологической готовности к школе также очень важно полноценное общение ребенка с взрослыми и сверстниками.

Генетический подход позволяет проследить, как в рамках игры, ведущей деятельности дошкольного возраста, развиваются мотивация, произвольность и интеллект ребенка до уровня, необходимого и достаточного для начала обучения в школе в группе сверстников. Но этот уровень возникает только тогда, когда игра полностью исчерпывает себя как источник зон ближайшего развития. В это время происходит смена ведущей деятельности, в роли которой теперь начинает выступать учебная деятельность. Наблюдения психологов и педагогов свидетельствуют о том, что указанные изменения в развитии ребенка происходят не ранее 7 лет, то есть при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Н.И. Гуткина отмечает, что генетический подход показывает ту же самую возрастную точку целесообразного начала школьного обучения, что и возрастной, и мотивационный подходы.

Сочетание указанных выше подходов позволит:

  • разработать систему психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки детей к школе, направленную на профилактику школьной дезадаптации;

  • использовать эффективную диагностику психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению.

Новизна и актуальность проекта

В Постановлении Правительства РФ (октябрь 2001 г.) “О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.” особое внимание уделено решению проблемы доступности дошкольного образования, обеспечения равных стартовых возможностей и условий для качественной подготовки детей к обучению в школе, повышению уровня квалификации педагогов и родителей для достижения соответствия образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ (декабрь 2004 г.) “Стратегия РФ в области развития образования на период до 2008 г.” в структуру общего образования введена предшкольная ступень.

Таким образом, предшкольная подготовка обусловлена государственным заказом и заказом родителей.

Изучение проблем готовности детей к школе и их школьной адаптации показывает, что интенсивная целенаправленная когнитивная подготовка приводит к искажениям в развитии детей и дальнейшей неуспешности в школьном обучении. По данным мониторинга готовности к школьному обучению, на сегодняшний день можно отметить, что без затруднений в первом классе обучается менее 50% детей. Остальные дети испытывают значительные трудности при освоении учебного материала, у них наблюдается высокий уровень психофизиологических и эмоциональных затрат, ухудшение состояния здоровья. Причины неуспешности детей зависят от разных факторов: от особенностей психического развития, состояния здоровья, методов обучения, а также от низкого уровня педагогической компетентности родителей.

Смена модели воспитания и обучения дошкольника с общественной на семейную актуализировала проблему не готовности достаточно большого числа родителей взять на себя ответственность за осуществление этой деятельности. Одни просто не считают нужным, другие испытывают дефицит специальной психолого-педагогической информации по данному вопросу.

Поэтому проблема организации психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки детей к школе является актуальной.

Научный аппарат исследования

Гипотеза: консалтинговая деятельность, направленная на психолого-педагогическое сопровождение семьи по вопросам подготовки детей к школе позволит:

  • сформировать осознанное отношение родителей к ценности дошкольного детства;

  • снизить уровень школьной и личностной тревожности среди выпускников ДОУ;

  • повысить уровень готовности к школьному обучению у старших дошкольников.

Объект: психолого-педагогическое сопровождение семьи по вопросам подготовки ребенка к школе.

Предмет: консалтинговый центр как форма организации психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки ребенка к школе.

Цель: объединение научно-образовательных, педагогических ресурсов для комплексного обеспечения разносторонней поддержки семьи в процессе подготовки ребенка к школе.

Задачи:

  1. Обеспечить научно-методическое, нормативно-правовое сопровождение опытной педагогической деятельности.

  2. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки к школе.

  3. Совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации педагогических кадров по вопросам использования эффективных технологий сотрудничества с семьей в период подготовки ребенка к школе.

Стратегия и механизмы достижения цели

Этапы реализации проекта.

Первый этап – подготовительный (сентябрь–февраль 2009 г.)

Задачи:

  1. Проанализировать методическую литературу и опыт работы других образовательных учреждений города, края по вопросам предшкольной подготовки и организации консалтинговых центров.

  2. Организовать сетевое взаимодействие по решению проблемы предшкольной подготовки (образовательные учреждения города, проектный офис управления образования “Предшкольное образование”).

  3. Разработать нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность ОПП.

  4. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки к школе.

  5. Разработать мониторинг эффективности деятельности ОПП.

Ожидаемый результат: нормативно-правовая база ОПП, критерии эффективности деятельности ОПП, программа психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки к школе.

Второй этап – основной (март 2009 – октябрь 2010 г.)

Задачи:

  1. Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам подготовки детей к школьному обучению.

  2. Реализовать программу психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки к школе.

  3. Разработать план совместной консалтинговой деятельности в рамках сетевого взаимодействия (Детский сад – ПМПК, общеобразовательные школы, проектный офис управления образования “Предшкольное образование”).

Ожидаемый результат:

Методические, дидактические, диагностические пособия и методики “Психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки ребенка к школе”.

Командное обучение педагогов и специалистов ДОУ (учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов) по теме проекта.

Третий этап – рефлексивный (октябрь–декабрь 2010 г.)

Задачи:

  1. Обобщить и распространить ценный педагогический опыт деятельности ОПП на муниципальном и краевом уровнях.

  2. Аттестовать педагогов на высшую квалификационную категорию по результатам деятельности опытной педагогической площадки.

  3. Проанализировать эффективность деятельности ОПП.

Ожидаемый результат: повышение педагогической компетентности родителей, повышение уровня готовности к школьному обучению на 40%, снижение уровня тревожности выпускников ДОУ на 30%, повышение квалификации педагогов на 30%, публикации материалов в сборниках научно-практических конференций, периодических изданиях дошкольного образования.

Ожидаемый результат деятельности опытной педагогической площадки

Количественный показатель – снижение школьной и личностной тревожности среди выпускников ДОУ на 40%, повышение уровня готовности к школьному обучению на 30%, повышение квалификационной категории педагогов-участников проекта – 30%;

Качественный показатель – осознанное отношение родителей к ценности дошкольного детства, сознательный выбор с их стороны учебного заведения и программы школьного обучения; программа психолого-педагогической поддержки семьи по вопросам подготовки к школе.

Рабочий план первого года реализации проекта (2008–2009 уч. г.)

п/п

Мероприятия

Время выполнения

Ответственные

Ожидаемый результат

1

Разработка нормативной базы

Декабрь

2008 – апрель 2009

Руководитель ОПП

Нормативные документы, определяющие деятельность ОПП

2

Анкетирование родителей “Как помочь ребенку подготовиться к школе”

Декабрь 2008

Руководитель ОПП, педагоги-участники ОПП

Определение запроса родителей

3

Круглый стол “Образовательные программы нового поколения”

Февраль 2009

Руководитель ОПП, педагоги-участники ОПП

Буклеты о деятельности общеобразовательных учреждений, повышение уровня знаний родителей

4

Консультации по вопросам подготовки детей к школьному обучению для родителей детей, посещающих и не посещающих ДОУ

В течение года

Руководитель ОПП, педагоги-участники ОПП

Сборник консультаций “Как помочь ребенку подготовиться к школе”, повышение уровня знаний родителей

5

Подбор диагностического материала для определения готовности к школьному обучению и уровня тревожности детей

Октябрь 2008 ноябрь 2008

Педагог-психолог, учитель-логопед

Методики для определения готовности к школьному обучению и уровня тревожности детей

6

Диагностика готовности к школьному обучению и уровня тревожности детей посещающих и не посещающих ДОУ

Ноябрь 2008, Апрель 2009

педагоги-участники ОПП

Первичный уровень готовности к школьному обучению

7

Разработка программы психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки к школе

Февраль–май 2009

Научный руководитель, руководитель ОПП

Программа психолого-педагогического сопровождения семьи по вопросам подготовки к школе

Ресурсное обеспечение реализации проекта

  • Организационное – имеется договор и план о взаимодействии с ПМПК, школами, СГПИ, СПК.

  • Информационное – педагоги участники научно-практических конференций (городских, региональных, Всероссийских), городских методических объединений, педагогической лаборатории на кафедре педагогики и частных методик СГПИ.

  • Кадровое – дошкольное учреждение способно осуществлять инновационную деятельность, так как обладает необходимыми кадровыми ресурсами: узкие специалисты – педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели I квалификационной категории; педагоги прошли курсы повышения квалификации, имеют первую категорию.

  • Мотивационное – по результатам анкетирования готовности к инновационной деятельности, педагоги дошкольного учреждения обладают высокой мотивационной готовностью к освоению инновационного опыта деятельности.

  • Научно-методическое – участие в научно-методическом семинаре кафедры психологии и коррекционной педагогики СГПИ; в ДОУ имеется психолого-педагогическая служба.

  • Нормативно-правовое – имеется план работы с неорганизованными детьми, положение о творческой группе.

  • Материально-техническое – наличие кабинета педагога-психолога, учителя-логопеда, кабинета для групповых консультаций.

  • Финансовое – дополнительная выплата к тарификационному окладу надбавки в размере до 15% от ставки (должностного оклада) заработной платы в пределах утвержденного фонда оплаты труда педагогическим и руководящим работникам, участвующим в опытной работе; привлечение внебюджетных средств для оплаты привлеченным специалистам, для разработки и распространения наглядной информации.

  • Трансляция проекта – публикации в СМИ, участие в научно-практических конференциях, презентация проекта, обобщение ценного передового опыта в городской и краевой банк педагогической информации.

  • Дальнейшее развитие – присвоение ДОУ статуса “Опорное образовательное учреждение” по вопросам подготовки детей к школьному обучению.

Предполагаемые риски

Риски

Способы их преодоления

Изменение состава ОПП

Введение в состав ОПП педагогов, аттестовавшихся на 1 категорию в 2008–2009 гг.

Изменение контингента детей

Проведение консультативной методической работы с воспитателями старших групп

Изменение системы оплаты труда

Оплата деятельности участников ОПП из стимулирующего фонда оплаты труда.

© 2003—2009 Издательский дом 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ