logo search
Краткий обзор лекций по теории воспитания

21. Цели и задачи гуманистического воспитания. Модель и функции воспитательного процесса.

Общемировымм идеалом гуманистич-о восп-я явл-ся всесторонне и гармонично развитая личность (статичная хар-ка), саморазв-я и самореа­л-я личности (динамич. хар-ка). Цель:создание усл. для саморазв-я и самореал-и личности в гармонии с собой и общ-ом. Саморазв-я и самореал-я – важн.составл. социализации. Социали­зация – это 1.вхождение чел-ка в социум; 2. пр-сс форм-я лично­сти в опр.соц.условиях, в ходе ктрых чел-к усваивает накоп­ленный предшеств. поколениями соц. опыт. Усл. соц-ии:

1.Макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, гос-во).

2.Мезофакторы (этнокульт. особ-ти, религ. усл, тип поселения, СМИ).

3.Микрофакторы (семья, гр.сверстников, микросоциум, институты общ-ва и т.д.).

Стр-ра социализации:

Интеграция(вхождение личности в социум)→ адаптация→ самореал-я (преодоление «-» влияния среды, мешающего саморазв-ю) → саморазв-е (преодоление внутр. противоречий, как движущих сил развития личности).

Социализация (стихийное в/д человека со средой) ↔ Воспитание (целена­правленный и соц-но контролируемый пр-сс социализации).

Вывод: воспитание явл-ся своеобразным мех-мом управл-я пр-сом соц-ии.

Функции воспитания:

1.упорядоч-е всего спектра влияния на личность;

2.ускор-е пр-са соц-ии в целях разв-я личности.

Задачи гумм. воспитания:

1.фил-мировоззренч ориентация личности в понимании своего места в мире, в своей ценности и уникальности (воспитание как смыслопо­раждающий пр-сс).

2.оказание помощи в построении «Я»-концепции.

3.приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих бо­гатство общечел-ой и нац. кул-ры, выработка личного от­ношения к ней.

4.раскрытие общечел-их норм гуманистич. морали и культивиро­вание интеллигентности, как значимого хар-ра воспитания.

5.развитие валеологических установок и представлений.

6.формирование соц знач отношения к труду.

7.возраждение традиции российской мент-ти, чувство патриотизма, граждан­ственности.

8.развитие интеллект-нравств сп-ти к адекватным само­оценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деят-ти, самоанализу.

Модель в.п.

Пед.процесс → в.п. (целенапр-е, контрол-е и управл-е ф-е л-ти) → составляющие: восп-е, самовосп-е, перевосп-е → соц.обусловленность (соц.заказ, соц. условия) → компоненты: содержа­тельно-целевой, орг-управл, процес-деят-ый, результат-оценочный → субъекты восп-я и их в/д: учи­тель→ученик – учитель оказывает воспитат. воздейсвтие, ученик выражает к нему отношение.

Особенности в.п.: 1. целенаправл, орг, управл, 2. индивид-личн хар-р, 3. длит-ть, отсроч рез-тов восп-я во времени, 4. непрерывность, 5. комплексность, 6. вариативность, 7. неопр рез-тов, 8. 2сторонний хар-р, 9. диалектичность (опр-ся противоречиями в.п. и выр-ся в непрер-ти развития, динамичности, измен-ти восп-я).Противоречия: внешн (школа-семья, школа-СМИ) и внутр (м/у нов.потреб-ми личности и возмож-ми для их удовлетворения). 10.многофакторность. Факторы: объективные (имеющие усл) и субъективные (потребн личности).

Функции в.п.:упорядочивание воспитат. воздействий; ускорение социолизации; побуждение к самовоспитанию; профилакт; перевоспитание.