Болонская декларация
В 1999 г. министры образования почти 30 европейских стран подписали Болонскую декларацию, которая была разработана в развитие идей Сорбоннской декларации 1998 г. Ее цель — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе. Декларация предлагает принять систему сравнимости образовательных степеней, организовать систему кредитования, а также устранить все оставшиеся препятствия в передвижении студентов и преподавателей по европейскому пространству. Данная декларация гласит: '"Мы должны с особым вниманием контролировать повышение конкурентоспособности европейской системы высшего образования в мире. Жизнеспособность и эффективность любой цивилизации измеряются в действительности привлекательностью ее культурных ценностей, т.е. степенью влияния на другие страны. Мы должны быть уверены, что европейская система высшего образования обладает в мире той степенью привлекательности, которая соответствует значимости наших выдающихся культурных и научных традиций".
В Болонской декларации констатируется, что с целью установления европейской зоны высшего образования и содействия распространению европейской системы высшего образования в мире должны быть предприняты следующие шаги:
- принятие более удобной в плане сравнимости системы уровней (ступеней) образования, чтобы содействовать трудоустройству европейских граждан, а также конкурентоспособности европейской системы высшего образования на мировом рынке;
принятие системы, базирующейся на двух образовательных уровнях; первый, который признан на европейском рынке труда, а также в системе высшего образования в качестве соответствующего уровня квалификации, должен иметь продолжительность, по крайней мере, три года;
создание системы зачетных единиц, т.е. развитие европейской системы зачетных единиц, а также системы зачетных единиц для проведения экспериментального обучения и довузовского обучения, при условии, что указанные зачетные единицы будут приняты университетской системой в качестве средства, способствующего мобильности студентов; -устранение препятствий в доступе студентов ко всем услугам, имеющим отношение к образованию;
-время работы в Европе преподавателей, научных работников и административного персонала (научно-исследовательские работы, преподавательская деятельность, обучение, стажировка и т.д.) должно
44
учитываться без какого-либо нарушения их прав при начислении пенсии и выплат по социальному страхованию;
- развитие критериев и методологии оценки качества преподавания;
- введение такого важного понятия, как "европейское пространство высшего образования", в том числе относительно содержания курса обучения, сотрудничества между учебными заведениями, схем мобильности, интегрированных программ обучения, тренинга и проведения научных исследований.
Мероприятия но достижению указанных целей запланированы на короткий срок и в любом случае должны закончиться не позднее первых десяти лет нового тысячелетия, учитывая многообразие культур, языков, национальных образовательных систем, а также принцип университетской автономии. Для этого будут использованы все доступные пути организации сотрудничества па межправительственном уровне.
Исследования, проведенные в процессе подготовки Болонской конференции, показали, что в настоящее время существует больше образовательных структур, чем стран в Европе. В некоторых случаях в одной стране насчитывается до сотни разных академических квалификаций. В этой связи было подчеркнуто, что "потенциальные образовательные структуры, предусматривающие присвоение определенной квалификации, не могут быть менее сложными, чем наиболее сложные структуры в национальных системах, включенных в них". Кроме того, было обнаружено, что в отношении программ трехгодичного курса обучения студентов в Европе сближения в действительности не наблюдалось. Сроки обучения по программам бакалавриата колеблются от трех до четырех лет. В то же время весьма близки по продолжительности обучения (около пяти лет) магистерские программы, стандартные программы продолжительностью восемь лет, предусматривающие получение докторской степени, отсутствуют. Заключение Болонской декларации гласило, что жесткая модель реформ была бы нежелательной и вряд ли выполнимой для Европы, но, тем не менее, возможны общие рекомендации по данному вопросу:
- уровень бакалавриата предполагает обучение от трех до четырех лет на базе система зачетных единиц (ECTS);
- магистерская степень ~ около пяти лет на базе системы зачетных единиц (ECTS);
-уровень, предусматривающий получение докторской степени, -
приблизительно от семи до восьми лет.
Предлагаемая многоуровневая структура образования аналогична
структурам, сложившимся в Германии и Австрии после реформ, где
новые учебные программы, предусматривающие получение степени
бакалавра (магистра), были введены наряду с уже существующими
программами.
45
Рекомендуется введение многообразных учебных программ в учреждениях высшего образования: Развиваются дополнительное образование (образование для взрослых), различные курсы переподготовки, т.е. обучение в течение всей жизни- Многообразие профессий на рынке труда требует более гибкого подхода к процессу обучения. Этот процесс, по мнению М. Ван дер Венде, по-видимому, войдет в противоречие с усилиями по гармонизации высшего образования . Следовательно, большой проблемой станет одновременное обеспечение и сочетание разнообразных образовательных потребностей на наднациональном уровне. Такие усилия приведут к сложностям в системе зачетных единиц, начиная с трехлетнего обучения и до после вузовского уровня, и в системе аккумулирования средств, получаемых от реализации программ, которые существуют не в каждой стране. Проблема сочетаемости демонстрирует важность сотрудничества на национальном и европейском уровнях.
Основной целью новой системы получения той или иной академической степени является содействие в трудоустройстве европейских граждан. Существующий в настоящее время в странах -членах Европейского союза 10%-ный показатель безработицы, а также низкий уровень мобильности рынка труда инициируют принятие таких усилий, ибо существующая ситуация снижает конкурентоспособность Европы в рамках мировой экономики.
Одними из основных препятствий на пути мобильности являются многообразие профессий и отсутствие упрощенного доступа на рынок образования. Потенциальные работодатели, которые готовы принимать работников из других стран - членов Европейского союза, редко имеют возможность осуществить грамотное сравнение квалификаций. Существующие конвенции по признанию академических степеней, а также структура национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности и Европейская сеть информационных центров по академическому признанию и мобильности (NARIC и ENIC) являются неэффективными в плане обеспечения связи между интеллектуальным потенциалом и возможностью трудоустройства. Поэтому следующая основная задача Болонской декларации - выход за рамки задач академического признания дипломов в направлении оценки компетентности (знаний) как реальной возможности устроиться на работу до того, как инструкция станет ключевым моментом в развитии конкурентоспособной Европы. Эта деятельность потребует активного участия партнеров по рынку рабочей силы, работодателей и профессиональных организаций, а также их будущих сотрудников - студентов. Только такое широкое вовлечение специалистов не из сферы образования сможет принести успех данной инициативе.
46
Второй ступенью новой системы получения академических степеней является повышение конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Данная задача продиктована двумя обстоятельствами: I) Европа утратила первую в мире позицию в качестве места для получения образования иностранцами; 2) европейское образование столкнулось с угрозой, которая исходит из нетрадиционных и неевропейских провайдеров высшего образования, проникающих на европейский рынок через филиалы кампусов, виртуальные университеты и другие организации.
Упрощенная процедура доступа к образованию укрепила бы позиции Европы на мировом рынке высшего образования. Однако пока еще не ясно, до какой степени это действительно является предметом беспокойства для Европы. Европейская Комиссия до настоящего времени не проявляла устойчивого интереса к проблеме исследований, касающихся соотношения числа студентов, убывающих из стран Европейского союза и прибывающих на обучение. Соответствующая статистика отсутствует. В центре внимания до сих пор оставались, в основном, вопросы мобильности студентов, стремящихся обучаться в Европе.
Активность в данном вопросе также будет сильно зависеть от заинтересованности отдельных европейских государств. Некоторые из них уже продемонстрировали большую заинтересованность в привлечении студентов не из Европы, например, Великобритания, Нидерланды, Германия и Франция. Другие страны, к сожалению, все еще сталкиваются с недостатком мест для своих собственных студентов. Эти страны (например, Греция) являются "экспортерами" студентов.
Другой важный аспект доступа к образованию относится к возможности той или иной страны привлекать иностранных студентов, и в этом плане важен язык, на котором осуществляется преподавание. Страны, упомянутые выше, или имеют язык "лингва-франка" в качестве родного, или хотели бы использовать такой язык для отдельных курсов. Следовательно, успех Болонской инициативы в повышении конкурентоспособности европейского высшего образования по привлечению большого количества студентов не из Европы будет самым непосредственным образом зависеть от конвергенции национальных образовательных программ и инициатив, а также от способности учреждений системы высшего образования реагировать на указанную конвергенцию.
Болонская декларация включает фразу "содействие выработке критериев и методологии для оценки качества образования". В недавнем прошлом Европейская Комиссия намеревалась инициировать сотрудничество в этой области, как это имело место в ряде стран Европейского союза. В некоторых из них системы оценки качества еще не были полностью разработаны, в то время как в других европейских странах усовершенствованные системы уже использовались. В то же
47
время деятельность государства до настоящего времени еще не стала достаточно успешной в данном деле. Наряду с культурными и системными различиями национальные правительства рассматривают оценку качества образования как основную сферу своей ответственности.
Введение более конвергентной системы получения академических степеней, однако, немедленно привело бы к необходимости иметь согласованные критерии оценки качества и, согласно мнению многих экспертов, к установлению минимума стандартов или требований для предусматриваемых образовательных уровней. Поэтому можно ожидать, что Болонская декларация введет вопросы аккредитации в центр дискуссий о высшем образовании в Европе. В настоящее время инициативы, идущие "снизу", подталкивают развитие этого вопроса. Введение в Германии программ, предусматривающих получение степени бакалавра/магистра, инициировало учреждение
аккредитационного совета. Подобные предложения разрабатываются и в Нидерландах. Правительство этой страны рассматривает в этой связи возможные аспекты сотрудничества с Германией и Великобританией. Другие инициативы "снизу" приходят от европейских профессиональных организаций и от сети учреждений европейского высшего образования. Кроме того, в Европу прокладывает свой путь международная аккредитация (например, аккредитация АВЕТ). Поэтому можно сделать заключение: разнообразные аккредитации станут более распространенным явлением в Европе.
Таким образом, в вопросах аккредитации студенты и работодатели будут играть важную роль. Поэтому важно упомянуть, что первая европейская конференция по обсуждению влияния Болонской декларации на процесс аккредитации учреждений высшего образования в Европе была организована Национальным союзом студентов Европы (Е81В) при спонсорской поддержке одной из ведущих консультационных компаний мира. В обращении участники конференции указали на важность сотрудничества между правительствами, учреждениями системы высшего образования, работодателями и студентами.
Международные программы ЕС в области высшего образования
ЕС с самого начала своего существования стремился содействовать развитию образования и профессиональной подготовки в странах-членах. С этой целью успешно осуществлялся целый ряд программ: ЕКА8МШ (обмен студентами между вузами различных стран ЕС), БОКСЕ (продолженное обучение), РЕТКА (базовое обучение), СОМЕТТ (сотрудничество между университетами и бизнесом), Е1ЖОТЕСНКЕТ (содействие профессиям, связанным с технологическими новациями), РНАКЕ (развитие дистанционного
48
образования в странах Восточной Европы) и ЫЖША (языковая
подготовка).
В настоящее время граждане стран - членов ЕС могут пользоваться
возможностями, которые предоставляют им такие программы, как
"8осга1ес", "Ьеопагсю", "Е8 Тешрш",
Программа "8осга1е8" начала действовать в 1995 г. Она охватывает все 15 стран - членов ЕС, а также Норвегию, Исландию и Лихтенштейн. В ее рамках продолжают осуществляться обмены студентами между странами - членами ЕС, программы по языковой подготовке, а также другие новые акции в области образования. В 1995-1999 гг. на реализацию программы было выделено 850 млн. экю. Особое внимание в программе "8осгаге8" обращается на решение следующих задач: увеличение мобильности студентов; признание учебных курсов, изучаемых студентами в одной стране, другими странами - членами ЕС; обмен преподавателями; распространение школ "второго шанса", дающих возможность людям, покинувшим школу слишком рано, вернуться к учебе,
В 1998 г. программа "8осга1е8" была дополнена программой "8осга1е8-ОБЬ" (в сфере открытого и дистанционного образования), определяющей открытое и дистанционное образование как "использование новых методик (как технического характера, так и других) с целью повышения гибкости обучения по отношению к месту, где оно проводится, времени, выбора содержания программы, преподавательских ресурсов и/или облегчения доступа к образовательным системам на расстоянии".
В конце 1994 г. образовательные программы ГОКСЕ, РЕТКА, СОМЕТТ, ЕипЛссЪш* и "Ьшёиа" были объединены в программу "Ьеопагсю" для большей согласованности между ними. Она охватывает те же страны, что и "8осга1е8". Цель программы - повышение профессиональной подготовки граждан Европы с тем, чтобы помочь им в полной мере воспользоваться преимуществами, которые предоставляет развитие технологии и промышленности. Программа позволяет молодежи пройти стажировку или обучение в любой стране ЕС. Она включает также и обмен специалистами в области профессиональной подготовки. На 1995-1996 гг. для осуществления программы было выделено 620 млн. экю.
В рамках ЕС в 1997 г. была создана "Тематическая сеть в области подготовки преподавателей в странах ЕС" ("Тпе Тпетапс пег^огк оп 1еаспег еёисайоп т Еигоре" - ТОТЕЕ), способствующая развитию европейского измерения в вопросах подготовки преподавателей. Сотрудничество осуществляется в значительной степени через Интернет. Рабочий язык - главным образом, английский. Это сотрудничество - трехлетний проект ЕС, однако в нем участвуют также страны, не входящие в ЕС, -Норвегия, Исландия, Швейцария, США и Канада.
49
В основу международного сотрудничества в области подготовки преподавательских кадров был положен доклад экспертов ЕС "Подготовка преподавателей в Европе". Основная цель программы -развитие сотрудничества и новых стратегий подготовки преподавателей в Европе, вторая цель - анализ и подготовка преподавателей в различных странах, а также усиление контактов между обучением и наукой.
В рамках TNTEE насчитывается шесть самостоятельных разделов:
культура и политика в подготовке преподавателей; новая стратегия сотрудничества между учебными заведениями, готовящими преподавателей, школами и системой образования в целом; подготовка преподавателей как учебная среда - изменения в методах обучения;
ошибочные звенья в процессе подготовки - дидактика в профессии преподавателя; связь науки с практикой.
Вопрос о подготовке преподавательских кадров также был рассмотрен и в июне 1997 г, на встрече министров образования стран-членов ЕС. Представители многих стран признавали, что подготовка преподавателей нуждается в реформировании, так как школьное образование в Европе находится накануне больших перемен. Требуется обновление роли учителя и его подготовки. Развитие непрерывного образования и информационной технологии также выдвигает вопрос подготовки кадров на передний план. На этой встрече государствам-членам было предложено положить в основу стратегии "европейского измерения"' развитие информационных и коммуникационных технологий н образования, особенно в вопросе подготовки преподавателей. Была подчеркнута новая роль учителя, заключающаяся в том, чтобы учитель не обучал, а помогал ученикам в поисках знаний, руководил их учебой, обсуждал и оценивал достигнутые успехи, создавал учебную атмосферу.
Цель программы "Tempus", являющейся частью программы PHARE, - содействие развитию и перестройке систем высшего образования в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ и Монголии с участием партнеров из стран ЕС. В се рамках была оказана поддержки проектам сотрудничества между высшими учебными заведениями, 200 тыс. студентов и 57 тыс. преподавателей были предоставлены стипендии. Были осуществлены весьма важные по своей экономической значимости проекты. Так, университеты Киля и Оснарбрюка в Германии и университет г. Твери в России совместно разрабатывают механизмы сотрудничества этого российского вуза с преподавателями области.
Сотрудничество ЕС со странами Центральной и Восточной Европы и СНГ в сфере профессионального образования только начинается, но оно имеет явную тенденцию к расширению. Особые надежды возлагаются на Европейский фонд образования (ЕФО) самостоятельное агентство ЕС, штаб-квартира которого расположена в итальянском городе Турине. ЕФО призван содействовать странам
50
Центральной и Восточной Европы, СНГ и Монголии в реформировании своих систем образования и установлении прочных контактов между учебными заведениями Западной Европы и странами-партнерами.
Московское представительство Фонда - первое и пока единственное из 24 стран-партнеров, где осуществляются программы ЕФО. Раньше в Москве существовало информационное бюро программы "Tempus". Теперь представительство курирует также проекты в области профессионального образования и дистанционного обучения. Ведущими партнерами ЕФО в Москве являются Министерство образования.
Один из проектов ЕФО направлен на то, чтобы изучить российский рынок труда и спрос на профессиональное образование, а также выявить проблемы, которые необходимо решить. Еще один проект ЕФО - пилотный проект для Северо-Запада России. Большая часть ресурсов идет на разработку программ обучения, переподготовку учителей и передачу "ноу-хау''. Предусматривается обмен специалистами и преподавателями для ознакомления с практикой партнеров. Предполагается, что оборудование будет покупаться на средства внешних инвесторов. Среди приоритетов деятельности ЕФО в России называется также развитие дистанционного обучения.
Проекты в рамках программы "Tempus" осуществляются в России в течение нескольких лет. Ее цель состоит в совершенствовании системы управления российскими университетами и разработке для них учебных программ путем создания консорциумов из двух-трех университетов, которые затем помогают другим российским университетам. Функции московского представительства ЕФО состоят в контроле над текущими проектами, а также распространении информации о программе "Tempus" потенциальными ее участниками. В разных частях России функционируют 36 совместных европейских проектов.
Проекты "Tempus" географически сильно разбросаны, однако они привязаны к высшим учебным заведениям, имеющим обширную сеть собственных контактов, по которым распространяются информация и опыт. Проекты "Tempus" имеются в таких городах, как Петрозаводск, Калининград, Самара, Саратов, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Тюмень, Томск, Новосибирск, Иркутск, -Якутск, Череповец, Орск.
Несмотря на то, что высшее образование в основном считалось заботой органов на национальном или региональном уровне, в последние десятилетич: наметилась растущая тенденция к интернационализации и даже глобализации этого процесса. В связи с развитием глобализаци роль международных организаций в решении проблем высшего образования возрастает. Как отмечалось в заключительном документе, принятом на конференции ЮНЕСКО в 1997 г. "Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры", все
51
межправительственные и неправительственные организации, действующие в области высшего образования должны более активно способствовать международной академической мобильности как средства распространения высшего образования, которое будет основным элементом будущего глобального общества знаний. Высшие учебные заведения промышленно развитых стран должны стремиться принимать меры, направленные на развитие международного сотрудничества с аналогичными учреждениями развивающихся стран.
Выводы
1. Условия существования человечества в XXI веке настоятельно требуют скорейшего перехода к новой стратегии развития общества на основе широкомасштабного использования знаний и информации, как стратегических ресурсов развития, а также перспективных высокоэффективных технологий, как основных инструментов этого развития. Именно поэтому в последние годы в мировом научном сообществе начинает все более четко осознаваться возрастание роли образования в процессе дальнейшего развития цивилизации. При этом система образования начинает восприниматься уже не только как важнейший фактор технологического и социально-экономического развития той или иной страны, но также и как стратегический фактор выживания цивилизации.
2.К международным организациям, оказывающим влияние на формирование и развитие образования в мире, относятся ЮНЕСКО, СЕ (Совет Европы).
3. Развитие образования ориентируется на стратегические ориентиры, текстуально оформленные в Сорбонской, Лиссабонской и Болонской конвенциях. Придерживаться положений конвенций для национальных систем образования так же важно, как и придерживаться принципов Всемирной торговой организации для промышленности и экономики.
4. Развитие общеевропейской системы высшего образования руководствуется положениями Болонской конвенции, которые сводятся к ключевым позициям:
Введение двухциклового обучения
Введение кредитной системы
Контроль качества образования
Расширение мобильности
Обеспечение трудоустройства выпускников
Обеспечение привлекательности европейской системы образования
52
Вопросы для самоконтроля и рефлексии
Приведите примеры значимости системы образования в социальном и экономическом развитии.
Проанализируйте соотношение физического, природного, человеческого капиталов, используя Рис. 1.2.1. Учитывая, что это данные 1994г, введите поправки на настоящее время и обоснуйте их.
Назовите самые влиятельные международные организации, оказывающие влияние на образование и дайте им краткую характеристику.
Дайте краткую характеристику Лиссабонской, Сорбонской и Болонской деклараций.
Литература
Основы сетевого обучения. Под ред. Л.Г. Титарева –М.:МЭСИ, 2001
Черноморова Т.В. Глобализация образования: роль международных организаций Глобализация и образование Сб. обзоров Отв. ред. Зарецкая С.Л. –М.: ИНИОН,2001.
53
- Статистики и информатики
- Глава 1 Система образования и ее научное обеспечение 9
- Глава 2 Педагогика в современных информационно-образовательных средах……………………………………………………………………...124
- Глава 3 Качество образования 194
- Глава 1 Система образования и ее научное обеспечение
- 1.1 Педагогика, андрагогика и философия образования
- Учебные вопросы
- Цели (в результате учения Вы будете)
- Андрагогика
- Философия образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 1.2 Роль образования в обществе
- 2. Международные организации и программы в образовании
- Совет Европы
- Лиссабонская декларация
- Сорбоннская и Болонская декларации
- Болонская декларация
- 1.3 Информатизация и глобализация современного образования
- 2. Глобализация современного образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- 1.4 Открытое образование
- 3.Открытое образование
- Вопросы самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 1.5 Система образования России
- 2. Университеты в системе открытого образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Глава 2 Педагогика в современных информационно-образовательных средах
- 2.1 Категории педагогики
- 1. Понятие категории в педагогике
- Обучение
- Воспитание
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.2 Методологические и дидактические принципы в системе
- Методологические принципы
- Аксиологический метопринцип
- Культурологический метопринцип
- Антропологический метопринцип
- Гуманистический метопринцип
- Синергетический метопринцип
- Герменевтический метопринцип
- Валеологический метопринцип
- Дидактические принципы
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 2.3 Современные информационно-образовательные среды.
- 2. Пример современной информационно-образовательной среды.
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.4 Электронная педагогика
- 2.Педагогическая система как предмет э-педагогики
- Цель образования
- Содержание обучения
- Понятие
- Иерархия понятий «содержание»
- Носители содержания
- Теории обоснования содержания образования
- Обучающиеся
- Обучающие
- Преподаватель в виртуальной образовательной среде
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.5 Актуальные проблемы электронной педагогики
- Учебные вопросы
- Цели (в результате учения Вы будете)
- Учебный материал
- 2.Актуальные проблемы э-педагогики
- 3. Проблемы оптимизация психолого - эргономического представления учебного материала, восприятия человеком учебного материала, представленного в электронном виде и его понимания.
- Современную иос.
- Раздел I. Введение в открытое образование (теоретические основы).
- Тема 1.1. Открытое образование - составная часть информационного общества
- Тема 1.2. Открытое образование за рубежом и в России
- Тема 3.2. Готовность участников образовательного процесса к обучению с помощью сетевых курсов.
- Тема 3.3. Теоретические и практические основы разработки сетевых курсов.
- Тема 3.4. Теоретические и практические основы применения сетевых курсов в учебном процессе.
- Тема 3.5. Информационные источники и их использование в учебном процессе
- 5. Воспитательные проблемы, вызванные ограниченностью очного контакта участников образовательного процесса.
- 6. Валеологические проблемы.
- 7. Проблемы качества учебного материала, качества обучения и соответствия образовательным стандартам.
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 2.Качество человека как составная часть качества образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии.
- Литература
- 3.2 Теоретические основания стандартизации в сфере образования.
- Учебные вопросы
- Цели (в результате учения Вы будете)
- 1. Стандартизация в педагогических процессах
- 2.Технологические стандарты в системе образования
- Вопросы для самоконтроля и рефлексии
- Литература
- 3.4 Образовательные стандарты
- 2. Государственные образовательные стандарты
- Структура гос
- Вопросы для самопроверки и рефлексии
- 2. Подходы к оценке качества обучения в Интернет
- Интегральные показатели качества курса
- Целенаправленность
- Уровень организации
- Вопросы для самоконтроля рефлексии
- Литература
- Заключение
- Сведения об авторе