logo search
ekzamen_po_pedagogike

25. К.Д. Ушинский о пед-ой науке и искусстве воспит-я. Учитель и его подготовка.

Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и других наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами. Ему хорошо была знакома педагогика его времени.

Ушинский указывал, что недостаточно основывать­ся только на личном, хотя бы удачном, опыте воспитательной работы. Он требовал единства теории и практики.

Ушинский совершенно правильно утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспита­тельной работы, ему необходимо также вооружиться знанием основных законов человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае.

Ушинский стремился исходить из опыта, придавал большое значение наблюдению.

Ушинский правильно считал, что воспитание зависит от исто­рического развития народа. Сам народ прокладывает дорогу в бу­дущее, а воспитание только идет по этой дороге и, действуя за­одно с другими общественными силами, поможет идти по ней и отдельным личностям и новым поколениям. Поэтому нельзя вы­думывать систему воспитания или заимствовать ее у других народов, необходимо создавать ее творческим путем (идея народности).

Учитель и его подготовка.

Ушинский высоко оце­нивал роль учителя.

По его мнению, учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания, быть об­разованным человеком, знать педагогику и психологию, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом.

В статье «Проект учительской семинарии» (1861) Ушинский подробно разработал план подготовки учителей для начальных школ. По этому проекту учительские семинарии следует открывать не в крупных центрах, а в небольших городах и даже селах, с тем, чтобы соблазны большого города не влияли дурно на воспитанников, а преподаватели всецело отдавались бы работе в учительских семинариях, не отвлекаясь совместительством в других учебных заведениях.

Воспитанниками учительских семинарий должны быть по пре­имуществу дети крестьян. Для того чтобы лучше обеспечить нрав­ственное воспитание и большее влияние со стороны преподавате­лей, воспитанники должны жить в интернате, привыкая к простой, суровой и деятельной жизни.

Ушинский наметил широкий круг наук, изучаемых будущими народными учителями в учительских семинариях, а именно: рус­ский язык и литература, арифметика, география, история, естест­вознание (сведения из ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, а также некоторые сведения по сельскому хозяйству и медицине).

По проекту Ушинского большое место в курсе учительской семинарии занимали науки педагогического цикла: психология, педагогика и методика первоначального обучения. Воспитанники семинарии приобретали навыки выразительного чтения, красивого письма, рисования, черчения и пения.

Также Ушинский высказал мысль о педагогических факультетах, где бы готовились преподаватели педагогики и учителя средней шко­лы. Мысль Ушинского была реализована лишь после Октябрьской социалистической революции.

26. Пед-ая деят-ть и взгляды Л.Н. Толстого.

Пед-ая деят-ть Льва Николаевича толстого (1828-1910) началась с 1849г, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны.

В 1860г Толстой намеревался учредить просветительное об-во. Его задача – открытие шк для крестьян, подбор учителей для них, составление курса преподавания и помощь учителям в их работе.

Яснополянская шк, открытая Толстым в 1859г, была реорганизована с осени 1861г. В основу ее работы легло мнение Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей.

В 1869г Толстой снова с увлечением занялся пед-ой. В 1872г была издана составленная Толстым «Азбука», в 1875г вышли в свет переработанная «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения». В это же вр он составил учебник арифметики и много занимался методикой первоначального обучения и др вопр работы народных шк.

В 70-х г Толстой снова стал учить детей в Яснополянском доме, разработал проект крестьянской учительской семинарии, кт шутливо наз «универом в лаптях». В 1876г он получил от министерства народного просвещения разрешение открыть семинарию, но, не встретив поддержки со стороны земства, не смог осущ-ть этого проекта.

Последний период пед-ой деят-ти относится к 90-м 900-м годам. Толстой в этот период в основу воспит-я ставил свою «толстовскую» религию – признание, что чел-к носит бога «в самом себе», всеобщую любовь к людям, всепрощение, смирение, непротивление злу насилием, резко отриц отн-е к обрядовой, церковной религии. Он признает ошибкой свое былое отделение воспит-я от образования и считает, что детей не только можно, но и нужно воспит-ть.

Взгляды на народное образование, воспит-е и шк в 60-70-е гг. в своих многочисленных статьях этого времени по вопр народного образования, о содержании и методах учебно-воспит работы шк Толстой сформулировал оригинальное учение о воспит-и и обучении детей.

Подверг разрушительной критике постановку воспит-я и образования в России и Зап Европе, совр ему шк, утверждая, что они осущ-ют насилие над детьми, прививают им идеологию господствующих классов.

Толстой отверг широко бытующий тогда предрассудок, будто бы народ по своей темноте и невежеству не понимает важности образования, и поэтому его следует принуждать учиться в даруемых царской властью и образованным об-ом школах. Как и Чернышевский, Толстой считал, что нежелание крестьян отдавать своих детей в шк объясняется антинародной направленностью политики царизма в обл народного образования.

Посетив в 1860г Англию, Бельгию, Германию, Францию и Швейцарию, Толстой приходит к выводу о том, что , как в России, так и в Зап Европе народное образование не отвечает потребностям и запросам народа, а содержание и методы обучения находятся в полном несоответствии со стремлениями и интересами детей.

Шк и работающие в них учителя враждебно относятся к детским потребностям и интересам, пользуются насильственными методами, постоянно исп-ют наказания, унижают и третируют детей, превращая учебно-воспит процесс в надругательство над детьми.

На основе этих рассуждений Толстой сформулировал такое правило: «Критериум пед-ки - свобода».

По мнению Толстого, дети по своей природе стоят ближе к идеалу совершенства, чем взрослые, сформировавшиеся в условиях несправедливого и далекого от идеала об-ва.

Он признает в природе ребенка наличие мистических, божественных начал.

Очень важно отметить, что настойчивое требование Толстого о свободном воспит-и было формой его протеста против царской официальной пед-ки и казенной шк.

Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать им самостоят мыслить и глубоко чувствовать. Он беззаветно увлекался пед-ой работой, непрерывно искал и требовал, чтобы каждая шк была своего рода пед-ой лабораторией.

Общепед-ие и дидактические взгляды Толстого 90-900-х годов. Вопрос о содержании обучения в народной шк Толстой решал в разные периоды своей пед-ой деят-ти различно и противоречиво. В первом периоде он считал достаточным обычную программу шк того времени – чтение, письмо, арифметика, закон божий.

Затем мерилом, опред содержание обучения и объем учеб предметов, толстой считал интерес учащихся.

Когда Толстой рекомендовал открывать небольшие шк грамоты, критерием, опред содержание обучения, объявляется уже не детский интерес, а взгляды патриархального крестьянства, кт ошибочно принимаются им за потребности всего крестьянства. Толстой считал тогда, что народная шк должна давать только знание русской и славянской грамоты, учить счету, закону божьему.

В последние годы пед-ой деят-ти установка, опред содержание обучения, опять менялась: самым гл в обучении Толстой признавал религиозно-нравственное вопит-е в духе «очищенного христианства».

В воззрениях Толстого в этот период было верно его признание, что недопустимо разделять воспт-е и образование.

Выдвинув в противоположность своим прежним взглядам совершенно правильное положение – принцип воспит-го обучения, Толстой, однако, наполнил его реакционным содержанием, требуя, чтобы в основу воспит-я и образования было положено религиозно-нравственное учение всепрощения, смирения, непротивления злу насилием и т.п.

Толстой высказывал много ценных мыслей о методике обучения. При выборе методов он советовал исходить из отн-я учеников к тому или др методу. Он указывал, что не следует придерживаться к-л одного метода, т.к. нет такого метода, кт бы обладал универсальными св-ми. Надо применять разнообразные методы и находить новые.

Среди различных методов обучения Толстой особое место отводил живому слову учителя (рассказ, беседа) и сам владел этим методом в совершенстве, умея глубоко заинтересовать детей и вызвать у них глубокое переживания.

Придавая большое значение развитию творчества детей, Толстой рекомендовал давать учащимся самостоят работу, напр. сочинения на различные темы.

Надо вести преподавание так, чтобы все учащиеся успевали.

Ученики должны усваивать знания сознательно; правила, определения должны сообщаться ученикам как выводы из достаточно усвоенного ими фактического материала.

Придавая большое значение жизненности преподавания, приучая учащихся к наблюдательности, Толстой широко практиковал в Яснополянской шк экскурсии и опыты, пользовался таблицами и картинками, отдавая должное принципу наглядности.

Толстой относился критически к звуковому методу обучения грамоте, кт рекомендовали все лучшие русские педагоги 60-90-х г (Ушинский, Корф и др.). Он отмечал, что согласная буква без гласной не может быть произнесена.