8. Эволюция предмета экономической теории
Уяснить предмет науки - значит установить, что она изучает. Люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно хотели бы, чтобы им было дано краткое, желательно в одном предложении и сразу понятное определение этого предмета. Между тем, дать краткое и точное описание предмета общественной науки, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему обо всех вопросах, охватываемых этим предметом, дело весьма нелегкое.
Греческое слово "экономика" в буквальном переводе означает "искусство ведения домашнего хозяйства". Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя "новой" науке, ее содержание изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и пределах крупного региона, страны, всего мира..
Можно привести несколько определений предмета экономической теории, или как ее называли до недавнего времени, политической экономии:
это наука о богатстве;
это наука о законах, которые управляют производством и обменом материальных благ на разных этапах развития общества;
это общественная наука, которая изучает поведение людей и фирм в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;
это наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству, или общественным способом производства;
это наука о видах деятельности, связанные с обменом и денежными соглашениями между людьми;
это наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, создании ими средств существования и об использовании этих средств;
это наука о том, как человечество справляется со своими задачами в сфере потребления и производства;
Мир экономики очень сложен. В нем взаимодействуют миллионы людей, сотни отраслей хозяйства, предприятий, миллионы цен на товары и услуги. Отсюда и пестрота в определении предмета науки.
Чтобы определиться с предметом нашей дисциплины необходимо подчеркнуть, что все школы экономической теории рассматривают ее как общественную науку, связанную, прежде всего с производством и распределением материальных благ. Отличия в определении предмету экономической теории, зависят от того, какую проблему те или другие исследователи рассматривают в качестве ведущей при изучении экономики.
Так, традиционная политическая экономияв качестве предмета своей науки рассматривает социально-экономическую сущность производства, то есть производственные отношения, которые возникают между людьми в процессе функционирования общественного производства.
Современная неоклассическая теорияв отличие от политической экономии больше внимания уделяет изучению явлений, описания фактов: рынок, деньги, кредитные отношения, инфляция, безработица, прибыль, спрос и предложение. В какой связи они находятся между собою, какой допустимый уровень инфляции, безработицы, военных расходов и т.д. Эта наука имеет выраженную практическую направленность, и только от обобщения огромного количества фактов она движется к обоснованию тенденций и экономических законов. По мнению представителей неоклассического направления человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограниченные его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или другому занятию, а также средства достижения цели. Ограниченность имеющихся ресурсов остается главным и очень жестким условием, которое накладывается объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния. Ограниченность ресурсов состоит в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Поэтому перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задачи выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов между разными конкурирующими целями. Методы решения этой задачи и составляют, по мнению представителей неоклассического направления, предмет экономической науки. Так, американские экономисты Макконелл и Брю в учебнике “Экономикс” определяют экономикс как науку, которая исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.
Институционализм в качестве главных проблем исследования рассматривает другие процессы и явления. Так один из представителей этого направления, Кит Тейлор, дает определение экономикс как науки, которая изучает эволюцию рынка, институциональных и технологических сил, и их влияние на производство и распределение в капиталистической социальной формации.
Мы в курсе “Политической экономии” будем стараться интегрировать главные направления современной экономической теории с целью фундаментального изучения рыночной экономики. Сегодня для Украины очень важной проблемой является необходимость эффективно использовать ограниченные ресурсы для выхода из экономического кризиса и ускорения экономического развития. Но без внедрения цивилизованной социально ориентированной рыночной системы, без проведения прогрессивных институциональных и технологических изменений, эффективное развитие экономики невозможно.
Такой подход при изучении экономической теории поможет Вам в будущем основательно заниматься реформаторской деятельностью, которая необходимая в стране на всех уровнях.
- Тема 1. Предмет и метод политической экономии
- 1. Вопросы практического занятия
- 2. Основные термины
- 3.1. Основная литература
- Тема 1 – «Предмет I метод економiчноi теорii».
- 3.2. Дополнительна литература
- 4. Контрольные вопросы
- 1. Значение экономической теории
- 2. Значение экономической теории в современных условиях
- 3. «Новая экономика»
- 4. Развитие экономической науки (XVI – XX ст.)
- 5. Новая экономическая теория (80-е гг. XX ст.)
- 6. Эволюционная экономикс об инновациях и экономике, базирующейся на творчестве
- 7. Вклад культурологии в понимание инноваций и креативности
- 8. Эволюция предмета экономической теории
- 9. Предмет политической экономии и экономикс
- 10. Особенности предмета экономической теории
- 11. Системное определение предмета экономической теории
- 12. Методы экономических исследований
- 13. Технология решения проблем: к студентам, желающим в «полет»
- ____________ *) Альтшуллер г.С., Сeлюцкий а.Б., Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи. - Петрозаводск: "Карелия", 1980, с. 198-199.
- 14. Функции политической экономии
- Трп: Типы задач, уровни творчества, техники креативного мышления
- Вывод из описаний и анализа один: думать надо, господа!!! Изобретать!!!
- 15. Типы и примеры задач
- Примеры задач
- Задача 1. О медведях
- Задача 2. Меркантилисты о богатстве Ранние меркантилисты
- Поздние меркантилисты
- 16. Выявление нежелательного эффекта
- 17. Уровни творчества в изобретательской практике Первый уровень творчества
- Второй уровень творчества
- Третий уровень творчества
- Четвертый уровень творчества
- Пятый уровень творчества
- 18. Техники креативного мышления
- 1. «Брейнсторминг»
- 2. Метод Уолта Диснея
- Трп: о творчестве и творческих способностях
- 19. Представления о креативности
- 20. Необходимо ли творчество бизнесу?
- Первый вопрос: так ли необходимо бизнесу быть уникальным и креативным? Что в мире происходит ?
- Нужны идеи?!
- 21. Логика курса
- Попытайтесь схематически изобразить логику темы