logo search
с 26 по 50

39.Школьная среда и ее влияние на развитие личности.Ученический коллектив и методика его формирования.

ШС- те, взаимоотнош, поведение и настроения членов кол-ва, кот создают атмосферу. Чел-к- обществ-ое сущ-во и для разв его личности ему необходимо общение с др людьми, поэтому он становиться членом больших и малых групп.

Большие (нация, народ-ть, гос-во) оказ-ют возд-ие через представит-й малых групп (труд коллектив, обществ организ, семья). Группы созд-ся для различ видов деят-ти (учебн, игровой, спорт) на постоянной основе, временно и ситуативно.

Группа-совокуп-ть свободно объединив-ся, полезных друг другу людей, кот в процессе взаимод удовлетвор-ют личные запросы и интересы.

Коллектив (горящий факел)- высокоорганиз-ая группа людей, единомышленники, каждый из кот стремиться к достиж единой цели. Признаки коллектива: общая соц значимая цель, общая совместн деят-ть и общение для достиж цели, отношения ответственной зависимости (соединение положит деловых межлич отнош), органы самоупр-я (открытое голосование на демократич принципах), сплоченность, благоприят климат.

Теория коллектива была разработана А.С.Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма его жизни, остановка - смерть.

Определил этапы его развития:

1 стадия – становление коллектива. В ее заключении выделяется актив, общая цель, общая деятельность и общая организация.

2 стадия:

3 стадия – расцвет коллектива: предъявляются более высокие требования к себе, чем к товарищам. Формируется целостная, нравственная личность. Общий опыт, одинаковые оценки события.

4 стадия и последующие – каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту предъявляет к себе определенные требования, процесс воспитания переходит в самовоспитание.

На всех стадиях коллектива возникают и крепнут традиции – устойчивые формы коллективной жизни (большие и малые).

Макаренко первым создал стройную концепцию воспитательного коллектива: сформулировал признаки коллектива, разработал структуру, обосновал стадии и пути формирования коллектива, показал роль личности воспитанника и воспитателя в системе коллективистических отношений. Педагогические принципы, положенные им в основу организации коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать к жизни лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.