39.Школьная среда и ее влияние на развитие личности.Ученический коллектив и методика его формирования.
ШС- те, взаимоотнош, поведение и настроения членов кол-ва, кот создают атмосферу. Чел-к- обществ-ое сущ-во и для разв его личности ему необходимо общение с др людьми, поэтому он становиться членом больших и малых групп.
Большие (нация, народ-ть, гос-во) оказ-ют возд-ие через представит-й малых групп (труд коллектив, обществ организ, семья). Группы созд-ся для различ видов деят-ти (учебн, игровой, спорт) на постоянной основе, временно и ситуативно.
Группа-совокуп-ть свободно объединив-ся, полезных друг другу людей, кот в процессе взаимод удовлетвор-ют личные запросы и интересы.
Коллектив (горящий факел)- высокоорганиз-ая группа людей, единомышленники, каждый из кот стремиться к достиж единой цели. Признаки коллектива: общая соц значимая цель, общая совместн деят-ть и общение для достиж цели, отношения ответственной зависимости (соединение положит деловых межлич отнош), органы самоупр-я (открытое голосование на демократич принципах), сплоченность, благоприят климат.
Теория коллектива была разработана А.С.Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма его жизни, остановка - смерть.
Определил этапы его развития:
1 стадия – становление коллектива. В ее заключении выделяется актив, общая цель, общая деятельность и общая организация.
2 стадия:
усиливается влияние актива.
стабилизируется структура коллектива. Оформляются нормы поведения, круг требований.
теперь педагог его использует в целях индивидуального развития каждого ученика, личности.
Разрешаются различные противоречия: между коллективом и отдельными учениками, или отдельными группировками.
3 стадия – расцвет коллектива: предъявляются более высокие требования к себе, чем к товарищам. Формируется целостная, нравственная личность. Общий опыт, одинаковые оценки события.
4 стадия и последующие – каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту предъявляет к себе определенные требования, процесс воспитания переходит в самовоспитание.
На всех стадиях коллектива возникают и крепнут традиции – устойчивые формы коллективной жизни (большие и малые).
Макаренко первым создал стройную концепцию воспитательного коллектива: сформулировал признаки коллектива, разработал структуру, обосновал стадии и пути формирования коллектива, показал роль личности воспитанника и воспитателя в системе коллективистических отношений. Педагогические принципы, положенные им в основу организации коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать к жизни лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.
- 26. Процесс воспитания, его специфика и структура.
- 27. Принципы воспитания личности
- 28. Содержание процесса воспитания. Основные направления воспитания.
- 29. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в рб.
- 30. Формирование мировоззрения школьников.
- 31. Умственное воспитание школьников
- Условия воспитания культуры умственного труда личности:
- 32. Нравственное воспитание школьников.
- 33. Эстетическое воспитание школьников.
- 34. Физическое воспитание в школе.
- 35. Гражданское и патриотическое воспитание школьников.
- 36. Трудовое воспитание в школе. Профориентация школьников.
- 37. Экологическое воспитание школьников.
- 38.Технологии и формы воспитательной работы.
- 39.Школьная среда и ее влияние на развитие личности.Ученический коллектив и методика его формирования.
- 40.Формирование положительной концепции я-ученика.
- 41.Методы воспитания и их классификация
- 42.Семейное воспитание. Взаимодействие школы и семьи
- 43.Личность современного учителя и ступени его проф.Роста
- Профессиональная умелость
- 44.Функции и содержание деятельности классного руководителя Воронов с 60
- 45. Пед.Мастерство и его структура
- 46. Пед. Общение, его функции и структура. Культура пед.Общения
- 48. Пед.Конликты и их преодоление
- 49.Основы управления современной школой
- 50. Метод.Работа в школе и аттестация пед. Кадров