logo search
vozrostnye_tehnologii

25. Молодёжная культура как явление субкультуры.

Молодежь - социально-демографическая группа общества в возрасте от 16 до 30 лет,(подростковый, юношеский и первый период среднего возраста),выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Молодёжная культура - это культура, которая содержит черты, окружающие молодежь как социальную категорию и включающие:

1. Своеобразные моду и вкусы, особенно в музыке и одежде;

2. Отношения, сосредоточенные скорее на дружбе и группах сверстников, чем на семье;

3. Относительную первостепенность досуга, а не работы;

4. Вызов ценностям взрослых и индивидуальные эксперименты с образом жизни;

5. Качество бесклассовости в стиле досуга и поведении.

Субкультура - основные характеристики социальных ценностей, норм и предпочтений подростков, находящие отражение в социальной позиции и в других формах самореализации индивида.

Генерация (от лат. generatio — рождение, размножение) - поколение, группа организмов в популяции, одинаково отдалённых в родственном отношении от общих предков.

Массовая культура – это культура, продукты которой стандартизируют и распространяют среди широкой публики.

Все неформальные объединения молодёжи условно можно подразделить на объединения молодёжной субкультуры и молодёжные группы социально-политических инициатив.

Специфика молодости

Характеристика молодежной культуры

Ценностные ориентации молодёжи

В ряду наиболее значимых ценностей находятся:

Наименее значимыми оказались для студентов слава, связи, знакомства, власть, возможность командовать людьми, спокойная жизнь.

Культурные потребности молодёжи

Наряду с обеднением культурных потребностей прослеживается тенденция к прагматизму. В потребностях молодежи превалирует ориентация на творческие виды деятельности (художественное, техническое творчество), а также сегодня на первый план выходят познавательные потребности (образование, чтение и т.п.) и потребление различного рода культуры (театр, кино, музей, телевидение).

Влияние массовой культуры на молодёжь

Фролов С.С. предложил следующую типологию субкультур:

  1. Романтико-эскапистские субкультуры – ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).

  2. Анархо-нигилистические группы – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).

  3. Развлекательно-гедонистические – ориентированны на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты, рэпперы).

  4. Криминальная субкультура – ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники, люберы).

В отечественной социологии принято выделять три основные субгруппы молодежи: