Формирование исторических представлений.
Элементами исторического знания являются факты, события, явления, процессы .
События, хронология познаются через конкретные, эмоционально окрашенные образы.
Главный элемент содержания исторического образования - это знание. В процессе обучения ученики овладевают элементами исторических знаний, оперируя такими категориями, как факт, явление, событие, процесс.
Процесс познания истории начинается с усвоения факта. Слово факт в переводе с латинского означает сделанное, совершившееся. В истории факт рассматривается как некоторый имевший место фрагмент действительности, конкретной ситуации. Например, фактом является основание Москвы (летописное упоминание о встрече Юрия Долгорукого со Святославом в 1147 г.).
Специфика исторического факта заключается в том, что он неповторим, его нельзя воспроизвести, невозможно наблюдать. Поэтому для формирования представлений о каком - либо историческом факте прошлого необходимы ассоциативные связи с имеющимися представлениями о современных предметах и явлениях. Знание отдельных фактов - это не усвоение истории. Факты нужны для сопоставления и определения существенных связей, для их обобщения и усвоения в системе.
События - это значительные единичные факты. Изучение единичных фактов или событий помогает понять и усвоить типичные явления.
Явления - общие понятия (революция, восстание, война) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников. Например: революция - это качественные изменения в развитии общества. Восстание - массовое вооруженное выступление. Война - общественно - политическое явление для достижения политических целей. Исторические явления часто отражают черты, характерные для определенного периода истории или эпохи. Например: для эпохи крепостничества характерны барщина и оброк.
Процесс - это последовательная смена состояний в развитии, это цепи взаимосвязанный во времени фактов. Связующим звеном в процессах являются причины и следствия. Например: появление Китай - города (Белого и Земляного) связано с увеличением числа жителей города и необходимостью их расселения.
Как было сказано выше, процесс познания истории начинается с усвоения факта. Исторические факты бывают двоякого рода:
1)единичные события, которые происходили в истории однажды, в определенных условиях, с участием строго очерченного круга лиц и строго локализованы в пространстве и времени, они неповторимы (Ледовое побоище на Чудском озере 5 апреля 1242 г., в нем участвовали дружины Александра Невского и немецкие рыцари)
2)исторические явления, которые отражают черты, характерные для определенного исторического периода или эпохи (барщина и оброк - повинности, которые несли зависимые крестьяне при феодальном строе, несущественным является отбывали барщину и несли оброк английские, французские, русские крестьяне; промышленный переворот).
Г.М. Донской выделяет три группы фактов:
1)события - единичные и неповторимые факты;
2)явления - многократно повторяющиеся, аналогичные факты;
3)процессы - цепи взаимосвязанных во времени причинно - следственные факты.
Факты различаются по объему, сложности и значимости.
Основные критерии отбора фактов на урок:
-научная достоверность;
-значимость для понимания истории;
-конкретность и образность;
-высокая степень эмоционального воздействия;
-роль в развитии самостоятельной мыслительной деятельности и разнообразных умений учащихся.
При отборе фактов следует учитывать возраст учащихся, в начальной школе отбираются факты, несущие большую образность.
Для эффективности обучения необходимо отбирать факты прошлого, охватывающие все стороны жизни общества:
-материальную жизнь (орудия труда, занятия, отрасли хозяйства . т.д.):
-социально - политическую жизнь (боярин, холоп, государь, князь, империя и т.д.);
-об исторических деятелях (полководцах, героях, царях, ученых);
-о событиях военной истории (вооружение, построение войска и т.д.);
-о культурной жизни народа (о быте, искусстве и т.д.)
Факты необходимо связывать с пространством и временем. Например: Северная война 1700 - 1721 г.г. - событие, единичный факт.
Участники: Россия и Швеция.
Время: 1700 - 1721 г.г.
Пространство: побережье Балтийского моря, Балтийское море, Украина.
Северная война раскрывается через более простые факты: битва под Нарвой (1700 г.), строительство Санкт - Петербурга (1704 г.), Полтавская битва (1709 г.), морской бой у мыса Гангут (1714 г.), Ништадский мирный договор и провозглашение России империей (1721 г.).
Факты подразделяют на факты первого порядка (Северная война) и факты второго порядка. Факты второго порядка раскрываются через элементарные факты. Сочетая факты разного порядка создается ОБРАЗ. Для создания образа требуется четкий отбор материала, исторических фактов - опорных и основных.
Учебный процесс осуществляется по общим законам познания с опорой на чувственную и рациональную ступени. Поскольку представления о фактах прошлого создаются на основе первой сигнальной системы через зрительное восприятие учеником конкретных образов об исторических предметах и картинах, то необходима Н А Г Л Я Д Н О С Т Ь в преподавании (иллюстрации, схемы, аппликации, картины, орудия труда, жилище, одежда, видеофильмы и т. д ).
- Тема: Предмет и задачи методики обучения предметам общественного цикла.
- Тема: Задачи и содержание курса истории и москвоведения в начальных классах
- Тема: Методы и приемы обучения
- Наглядный метод обучения.
- Вещественные памятники прошлого и изобразительные наглядные средства.
- Методика работы с учебной картиной.
- Условнографическая наглядность.
- Тема: Формы и типы организации процесса обучения истории и москвоведения в начальной школе.
- Урок проверки и учета знаний.
- Тема: Структура исторического знания и методика его представления в начальной школе.
- Тема: Формирование пространственно - временных представлений у младших школьников.
- Формирование временных представлений.
- Формирование пространственных представлений у младших школьников.
- 2)Уметь: узнавать и называть на карте географическое пространство; определять последовательность и время, отображенных на карте событий; находить на карте знаки по легенде.
- Тема: Методика формирования исторических представлений и работа над понятиями в начальной школе
- Исторические источники.
- Формирование исторических представлений.
- Методика формирования исторических представлений.
- Методика работы над историческими понятиями.
- Тема: работа с учебником, иллюстрациями, рабочей тетрадью
- Первоначальное ознакомление учащихся с учебником.
- Работа с терминологией и отдельными элементами текста учебника.
- Объяснительное чтение учебника.
- Работа с документами, помещенными в учебниках.
- Использование вопросов и заданий в учебнике.
- Организация, формы, приемы проверки.
- Формы проверки:
- Оценка, отметка и комментирование учителем результатов обучения.