2.Система методов воспитания в образовательном учреждении.
Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методы являются одним из тех механизмов , которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах , а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогической целесообразной жизни и деятельности учащихся. Метод воспитания – это способ воздействия на ребенка. В педагогике существует многообразная классификация методов воспитания. У Ю.К. Бабанского в основу классификации положена концепция деятельности:
1.Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера;
2.Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, поручение, требование, приучение, создание воспитывающих ситуаций;
3.Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;
4.Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, анализ результатов деятельности, опросные методы.
Билет 14.
1. Регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности.
Рассмотренная выше система учебно-познавательных действий показывает, как происходит овладение учащимися изучаемым материалом. Следует, однако, иметь в виду, что в зависимости от конкретных целей обучения и особенностей изучаемого материала учебно-познавательная деятельность учащихся будет носить различный характер. В одном случае главным в учебном процессе является осмысление и усвоение теоретических знаний, в другом – тренировочные упражнения по применению их на практике, в третьем – углубление и систематизация пройденного материала и т.д. Все это, естественно, оказывает влияние на структуру учебного процесса и выдвигает на первый план то одну, то другую группу учебных задач и познавательных действий. Регулирование учебно-познавательной деятельности в том и состоит, чтобы в каждом случае и на каждой стадии обучения она соответствовала целевым установкам и задачам последнего. Какие же вопросы в этой связи встают перед учителем?
На регулирование учебного процесса влияет характер (содержание) изучаемого материала. Так, по-разному организуется учебная деятельность по истории, где преобладает словесное изложение знаний, и по химии, где нередко не обойтись без лабораторных занятий, хотя и в том, и в другом случае дидактическая цель может быть одна – овладение новым материалом.
Не меньшее значение имеет и учет особенностей самой познавательной деятельности. Обычно, например, новый материал излагает сам учитель, побуждая учащихся к его восприятию и осмыслению. Однако известно, что весьма важно приучать учащихся к самостоятельной работе по осмыслению и приобретению новых знаний. Кроме того, организация самостоятельного усвоения нового материала есть лучший способ активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Поэтому во многих случаях при изучении новой темы полезно побуждать их к самостоятельному овладению материалом.
Но регулирование учебно-познавательной деятельности учащихся имеет и другую сторону. Оно связано с учетом их индивидуальных умственных особенностей и способностей. Тем из учащихся, которые проявляют большие способности в учении, необходимо давать более сложные или дополнительные учебные задания, чтобы не тормозить, а наоборот, содействовать развитию их умственных и творческих способностей. Ученикам же, испытывающим определенные затруднения в овладении изучаемым материалом, следует уделять больше внимания и помогать в преодолении встречающихся трудностей.
- 1 Что такое дидактика?
- 2 Личность в современной системе образования
- 1.Виды деятельности в обучении.
- 1. Противоречия в понятийной структуре дидактики.
- 1. Тип образования.
- 1. Дидактика связана:
- 2.Урок ознакомления с новым материалом
- 1.Раскройте понятия: знания, умения, навыки, способности.
- 2.Методы устного изложения знаний.
- Структура процесса обучения.
- 2.Система методов воспитания в образовательном учреждении.
- 14.2. Роль методов положительного примера в описании.
- 1. Оценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом.
- 1. Воспитание в процессе обучения.
- Влияние социума на качество учения.
- 2. Уроки проверки и оценки знаний.
- 1.Принципы обучения.