logo search
Разработка уровней требований и критериев оценки успешности учащихся по предмету Биология

1.2.2 Усвоение знаний

В.И Загвязинский дает следующее определение: «достоверный результат познания действительности, адекватное отражение качеств и свойств объекта в сознании человека» [11, с. 182].

Выделяют несколько видов знаний, различающихся по своим функциям, можно выделить: основные понятия и термины, факты, законы науки, теории, знания о способах деятельности, методологические знания, оценочные знания [29, 39-41].

Термины и понятия служат для обозначения, какого либо вида объектов или совокупности знаний. Это сам язык, в котором воплощаются знания и с помощью которого оформляется мысль.

Знания о фактах является базой, основой всех других знаний, так как они отражают действительность. Без знания фактов невозможно осознание законов, теорий, то есть отражение действительных связей между фактами.

Законы отражают существенные связи ограниченной совокупности фактов, знание их лишает изолированность фактов.

Теории охватывают значительную совокупность фактов, вносят системность, позволяют поводить под общее понятие соответствующие явления.

Методологические знания включают знания о путях, процессе познания, о методах науки, о различных способах деятельности, преобразующих действительность.

Оценочные знания характеризуют нормы отношения к тем или иным объектам, значение их в той или иной совокупности или системе объектов. Теперь перейдем к этапам усвоения знаний.

Авторы: Скаткин М.Н. и В.В. Краевский [14, с. 112-114] в своей монографии выделяют три уровня усвоения знаний. 1-уровень - это воспроизведение текста, сообщения об объекте или способе деятельности с ним. При этом воспроизведение может быть двух уровней. Первый уровень заключается в воспроизведении текста по образцу, второй - воспроизведение текста с переконструированием его по нескольким источникам. В этом случае происходит в основном речевая деятельность.

2-уровень - распознавание объектов разного уровня сложности. Это уже уровень применения знаний. Он характеризуется деятельностью сравнения, классификации и распознавания. Здесь также выделяются два подуровня: распознавание по образцу и распознавание в условиях незнакомой ситуации и подведение ее под известные понятия.

3-уровень - применения знаний для решения трехкомпонентных задач (1 состояние - процесс - 2 состояние). Здесь авторы выделяют три подуровня: по образцу, с поиском новых связей между понятиями, подстройка системы понятий новыми понятиями.

Видов деятельности, которые выполняют учащиеся при решении задач, согласно этим уровням пять. Первый вид деятельности, с которым учащийся имеет дело - распознавание образов для классификации известных и неизвестных данных, подведение их под уже изученные понятия. Второй вид деятельности - это поиск необходимой информации в памяти. Третий вид деятельности - перекодирование информации, если это необходимо. Четвертый вид - решение, структура его полностью определяется конкретным предметным содержанием. Пятый вид деятельности - формирование понятий для случая, когда необходима достройка системы новыми понятиями.

В каждом из выделенных уровней присутствует подуровень, характеризующий деятельность учащихся как творческую: это самостоятельное конструирование текста, распознавание в незнакомой ситуации, решение задач, требующих перестройки связей.