1.4 ПМПК - центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ОВЗ
Психолого-медико-педагогического консилиум - (ПМПК) , является основной технологией психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса.
Эффективно и технологично вся система психолого - педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ может осуществляться только при наличии
команды специалистов сопровождения, объединенных в ПМПК образовательного учреждения. Это является одним из организационно- педагогических условий реализации инклюзивного образования.
Под консилиумной деятельностью образовательного учреждения подразумевается работа не только в режиме обсуждений специалистами особенностей развития и социальной адаптации того или иного ребенка с ОВЗ или сложившейся образовательной ситуации, в которой он находится, но и разработку членами консилиума совместно с педагогами, включенными в инклюзивную практику индивидуальной образовательной программы (ИОП), а также ее компонента- психолого-педагогического сопровождения «включаемого» в инклюзивную практику ребенка с ОВЗ. Поэтом у можно сказать, что ПМПК- это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий психолого - педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальной образовательной программой, а также осуществляющий сопровождение всех субъектов инклюзивной образовательной среды. Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего инструктивного письма Министерства образования (№ 27/901-6 от 27.03.2000). В этом методическом документе определены все необходимые моменты и режимы деятельности консилиума.
В состав специалистов ПМПК образовательного учреждения кроме специалиста, организующего и координирующего всю работу по сопровождению и реализации прописанного ПМПК образовательного маршрута, психолога, логопеда и дефектолога могут входить специалисты, непосредственно работающие с ребенком - воспитатели или учителя, специалист сопровождения (тьютор), социальный педагог, педагог группы продленного дня, педагоги дополнительного образования, мед- сестра или приглашенный на основе договора врач. К основным задачам консилиума образовательного учреждения относится: 1. Определение тактики и конкретных технологий коррекционно - развивающей работы специалистов; 2. Реализация и динамическая оценка эффективности предпринимаемых мероприятий в первую очередь по отношению к процессам социальной и образовательной адаптации ребенка, его истинному включению в среду сверстников и детское сообщество в целом; 3. Экспертные задачи по изменению образовательной траектории включенного ребенка в самом ОУ, (при согласии родителей) (например, время пребывания ребенка в среде обычных сверстников); 4. Задачи по выделению детей, не проходивших ПМПК и не имеющих статуса «включенный», но, тем не менее, нуждающихся в специализированных образовательных условиях и помощи со стороны различных специалистов для успешной адаптации ребенка и его обучения[12].
К одной из основных задач деятельности консилиума следует отнести и координацию деятельности всех участников образовательного процесса (принцип междисциплинарности и скоординированного характера деятельности).Каждый специалист консилиума, решая в сфере своей компетенции вопросы квалификации, состояния и развития ребенка, прогноза его возможностей в плане дальнейшего воспитания, социальной адаптации и обучения, вносит собственное понимание в целостную картину обучения и воспитания «особого» ребенка. Так, в уточнении типа отклоняющегося развития, оценке причин и механизмов конкретного типа отклоняющегося развития, определении направлений психологической коррекционной работы, ее последовательности и тактике ведущая роль принадлежит психологу, в постановке нозологического диагноза решающая роль принадлежит, несомненно, врачу (психиатру, неврологу и др.). Квалификация такого наиважнейшего компонента как речевое развитие возлагается на логопеда, который совместно с учителем-дефектологом
(а при его отсутствии в образовательном учреждении -- педагогом класса) определяет адекватные возможностям ребенка условия и форму обучения, в рамках данного вида образовательного учреждения. Сформированность образовательных навыков и умений и их соответствие образовательной программе данного учреждения также оценивается педагогом или учителем-дефектологом соответствующего профиля. Социальная ситуация развития, среда, в которой находится ребенок вне образовательного учреждения, особенности социального статуса семьи оцениваются социальным педагогом или социальным работником школы. Все эти разнородные по своей сути деятельности отдельных специалистов должны быть сведены в единую картину индивидуализированного образовательного маршрута ребенка, где определение особенностей психолого-педагогического сопровождения как одного из компонентов индивидуальной образовательной программы -- крайне важная его часть. Именно в этом состоит одна из его наиважнейших задач консилиумного обсуждения ребенка.
В рамках психолого-педагогического сопровождения определяется последовательность включения различных специалистов в работу с ребенком.
Самым главным этапом деятельности специалистов консисилиума является собственно реализация решений школьного консилиума - реализация индивидуальной образовательной программы, в том числе, включающей в себя коррекционные и развивающие занятия специалистов сопровождения, или включения специальной абилитационной (приспосабливающей к жизни), коррекционной помощи непосредственно в процесс обучения и воспитания ребенка - то есть все составные элементы, определяющие психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ. Своеобразным завершением этого этапа работы каждого специалиста является динамическое обследование (оценка состояния ребенка после окончания цикла развивающе-коррекционной работы в рамках ИОП) или итоговое обследование.
- Введение
- 1.1 Сложности реализации интегративного обучения в нашей стране
- 1.2 Формирование единого коррекционного пространства в образовательном процессе при помощи инклюзивных Ресурсных центров
- 1.3. Оценка профессиональной компетентности педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС
- 1.4 ПМПК - центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ОВЗ
- 1.5 Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
- 1.6 Теоретические аспекты психологических особенностей детей с умственной отсталостью
- Глава 2. Практические аспекты деятельности педагогических кадров
- 2.1 Опыт психологического сопровождения детей с умственной отсталостью в Крыму
- 2.2 Педагогические навыки сопровождения детей с умственной отсталостью, приобретенные на базе МБОУ «Сакская средняя школа № 2» Республики Крым
- Заключение
- Легкая умственная отсталость
- 3.3. Вариант с. Требования к условиям реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- Дополнительное физкультурно-спортивное образование детей и учащейся молодежи с легкой степенью умственной отсталости
- Степени умственного отсталости.
- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- 1.3. Положения Российского законодательства в области образования, касающиеся реализации адаптированной образовательной программы.
- 17. Степени умственной отсталости: дебильность
- 4. Легкая степень умственной отсталости (дебильность).