logo
Программа обуч ум у о

Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Санкт-Петербург • 201

1

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой

Рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург ЦДК проф. JI. Б. Баряевой 2011

Авторы:

JI. Б. Баряева, Д. И. Бойков, О. П. Гаврилушкина, В. И. Липакова, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина, Н. Н. Яковлева

Рецензенты: Е. Р. Артамонова, главн. спец. отд. образоват. учрежд. Комитета по образованию (Санкт-Петербург); Т. А. Овечкина, канд. пед. наук, зав. институтом детства СПбАППО; С. В. Недоленко, канд. пед. наук, доц. (РГПУ им. А. И. Герцена); Н. Б. Чесакова, учитель высшей категории, руковод. ресурсного центра ГС(К)ОУ № 25 Петроградского района (Санкт-Петербург)

П78 Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряе­вой, 2011. —296 с. ISBN 978-5-904123-10-9

Программа предназначена для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, детских домов-интернатов учреждений социальной защиты и других учреждений, в которых воспитываются и обучаются дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья Содержание программы направлено на социализацию учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и адресовано специалистам, работающим с ними: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам- психологам, воспитателям и другим специалистам, осуществляющим образовательную деятельность с указанной категорией учащихся. Программа окажет существенную помощь родителям, воспитывающим детей с выраженными проблемами в интеллектуальном развитии, а также может быть использована ПМПК в диагностических целях при отборе учащихся в классы школ VIII вида (второй вариант) и в процессе отслеживания динамики развития учащихся.

В программе содержится информация, полезная для студентов факультетов коррекционной педагогики высших учебных заведений и слушателей курсов повышения квалификации работников образования.

СОДЕРЖАНИЕ

1

ПРОГРАММА 1

1 2

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 2

ВВЕДЕНИЕ 6

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ 18

Альтернативное чтение 28

Второе полугодие 131

Второе полугодие 139

Первое полугодие 141

Второе полугодие 149

ГРАФИКА И ПИСЬМО 150

Первое полугодие 150

Второе полугодие 152

Первое полугодие 153

Второе полугодие 156

ЗДОРОВЬЕ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБЖ) 159

Первое полугодие 159

Второе полугодие 161

СЕДЬМОЙ КЛАСС 164

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 164

Первое полугодие 164

Второе полугодие 170

ГРАФИКА И ПИСЬМО 171

Первое полугодие 171

Второе полугодие 173

Второе полугодие 177

Первое полугодие 180

Второе полугодие 183

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 185

Первое полугодие 185

Второе полугодие 188

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ 189

Первое полугодие 189

Второе полугодие 191

ГРАФИКА И ПИСЬМО 191

Первое полугодие 191

Второе полугодие 193

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И КОНСТРУИРОВАНИЕ 194

Первое полугодие 194

Второе полугодие 197

ДЕВЯТЫЙ КЛАСС 202

Занятия (совместно с учителем) с настольно-печатными играми по теме «Животные», «Растения», «Цветы». 203

Второе полугодие 204

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ 206

Второе полугодие 208

ГРАФИКА И ПИСЬМО 208

Первое полугодие 208

Второе полугодие 210

Первое полугодие 211

ЗДОРОВЬЕ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБЖ) 215

Первое полугодие 215

Второе полугодие 217

Сборники и азбуки для чтения учащимся 222

бубны; 223

229

ПРИЛОЖЕНИЕ 230

Профиль развития учащегося с умеренной или тяжелой умственной отсталостью 234

АВТОРЫ ПРОГРАММЫ 235