3.3. Вариант с. Требования к условиям реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
С целью сохранения единого образовательного пространства страны требования к условиям получения образования обучающимися с умственной отсталостью, представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации адаптированной основной образовательной программы и достижения планируемых результатов этой категорией обучающихся.
Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды: обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
В целях обеспечения реализации адаптированной основной образовательной программы для умственно отсталых обучающихся с НОДА в образовательной организации для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:
- достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы всеми обучающимися;
- выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- расширения социального опыта и социальных контактов умственно отсталых обучающихся с НОДА, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья;
- учета образовательных потребностей, общих для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и особых, характерных для умственно отсталых обучающихся с НОДА;
- участия родителей обучающихся (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
- эффективного использования времени, отведенного на реализацию части основной образовательной программы, формируемой участниками учебного процесса, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой образовательного учреждения;
- использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
- обновления содержания адаптированной основной образовательной программы, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов детей и их родителей (законных представителей; эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования.
К особым образовательным потребностям, характерным для умственно отсталых обучающихся с НОДА, которые должны учитываться при реализации систем условий, относятся:
· раннее получение специальной помощи средствами образования;
· выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
· обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
· наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
· введение учебных предметов, способствующих формированию представлений об естественных и социальных компонентах окружающего мира; отработка средств коммуникации, социально-бытовых навыков;
· специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
· необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
· обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов умственно отсталых обучающихся с НОДА;
· использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
· стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру;
· медико-психолого-педагогическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
· психолого-педагогическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательного учреждения;
· постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательного учреждения.
К условиям, необходимым для удовлетворения особых образовательных потребностей, общих для всех категорий обучающихся с ОВЗ, в том числе и с умственной отсталостью и НОДА, относятся:
- осуществление целенаправленной коррекционной работы в процессе освоении обучающимися содержанием всех образовательных областей, а также в ходе проведения коррекционных занятий;
- практическая направленность всего образовательного процесса, обеспечивающая овладение обучающимися жизненными компетенциями;
- организация медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса обучающихся;
- организация сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с НОДА и умственной отсталостью.
К условиям, обеспечивающим удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА и умственной отсталостью, относятся:
- организация предметно-практической деятельности, как основы развития познавательной сферы обучающихся с НОДА легкой степенью умственной отсталости, в частности интеллектуальной и речевой;
-постепенность расширения и уточнение представлений об окружающей действительности: от ближайшего окружения, ограниченного рамками семьи и школы, до более удаленного и усложненного.
- введение в содержание образования учебных предметов, обеспечивающих формирование представлений о естественных и социальных компонентах окружающего мира; социально-бытовых навыках, применяемых в условиях усложненной социальной среды;
- поэтапность овладения доступными трудовыми и социально-бытовыми навыками.
Создание специфических условий образования обучающихся с НОДА и умственной отсталостью должно способствовать:
- целенаправленному развитию способности обучающихся к вербальной коммуникации и взаимодействию в условиях разного социального окружения для решения жизненных задач;
- формированию социально-бытовой компетентности обучающихся, способствующей приобщению к самостоятельной жизни в обществе, улучшению ее качества;
- развитию самостоятельности и максимальной независимости от окружающих в повседневной жизни;
- расширению круга общения, выходу обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;
- раскрытию возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
- развитию представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов.
Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов, а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение ребёнка с НОДА и умственной отсталостью в системе школьного образования.
В штат специалистов образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу должны входить учителя-олигофренопедагоги, воспитатели, логопеды, педагоги-психологи, специалисты по адаптивной физкультуре (лечебной физкультуре), социальные педагоги, музыкальный работник, медицинские работники.
Педагоги, реализующие адаптированную образовательную программу должны иметь квалификацию/степень не ниже бакалавра, предусматривающую получение высшего профессионального образования:
а) по направлению специальное (дефектологическое) образование;
б) по направлению «Педагогика» [один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии];
в) по одной из специальностей: тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика.
г) по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению специальной (дефектологическое) образование (степень/квалификация бакалавр).
Музыкальный работник, учитель адаптивной физкультуры, рисования, трудового обучения, воспитатели, занятые в образовании обучающихся с НОДА и умственной отсталостью должны иметь уровень образования не ниже среднего профессионального по профилю преподаваемой дисциплины с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной сертификатом установленного образца.
В случае недостаточности кадрового обеспечения образовательной организации специалистами (педагогами, врачами) возможно использование сетевых форм реализации образовательных программ, при которых специалисты других организаций привлекаются к работе с умственно отсталыми обучающимися с НОДА.
Финансово-экономическое обеспечение – параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения.
Финансово-экономическое обеспечение образования лиц с ОВЗ опирается на п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Финансовые условия реализации основной адаптированной образовательной программы для умственно отсталых обучающихся с НОДА должны:
- обеспечивать образовательной организации возможность исполнения требований стандарта;
- обеспечивать реализацию обязательной части адаптированной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса вне зависимости от количества учебных дней в неделю;
- отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации адаптированной программы и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования.
Финансирование реализации адаптированной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и НОДА должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения.
Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с конституционными правами обучающихся с ОВЗ на образование должно быть предусмотрено «подушевое» финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, варианта стандарта, степени интеграции ребёнка в общеобразовательную среду.
Структура расходов на образование включает:
- образование ребенка на основе адаптированной образовательной программы;
- сопровождение ребенка в период его нахождения в образовательной организации;
- консультирование родителей и членов семей по вопросам образования ребенка;
- обеспечение необходимым учебным, информационно-техническим оборудованием и учебно-дидактическим материалом.
Материально-техническое обеспечение – общие характеристики инфраструктуры общего и специального образования, включая параметры информационно образовательной среды. Материально-техническое обеспечение школьного образования обучающихся с умственной отсталостью и НОДА должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования должна быть отражена специфика требований к:
- организации пространства, в котором обучается ребёнок с умственной отсталостью и НОДА;
- организации временного режима обучения;
- организации рабочего места ребёнка с НОДА и умственной отсталостью;
- техническим средствам обучения умственно отсталых обучающихся с НОДА, включая специализированные ассистивные компьютерные средства обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей;
- специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с умственной отсталостью и НОДА, позволяющим реализовывать выбранный вариант стандарта.
А. Требования к организации пространства
Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется образование обучающихся с умственной отсталостью и НОДА, должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в частности:
- к соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
- к обеспечению санитарно-бытовых (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.) и социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.), приспособленных к особенностям двигательных нарушений;
- к соблюдению пожарной и электробезопасности;
- к соблюдению требований охраны труда;
- к соблюдению своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др.
Материально-техническая база реализации адаптированной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и НОДА должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждениям, предъявляемым к:
- участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование);
- зданию образовательного учреждения (высота и архитектура здания),
- помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест, медиатеки)
- помещениям для осуществления образовательного процесса: классам, кабинетам учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и др. специалистов (необходимый набор методического и дидактического материала, площадь кабинетов, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных и групповых занятий в учебных кабинетах образовательной организации, для активной деятельности, сна и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности);
- кабинетам трудового обучения (размеры помещения, необходимое оборудование с учетом двигательных возможностей обучающихся;
- кабинету социально-бытовой ориентировки, оснащенному специальным наборами мягкой и корпусной мебели; оборудованием для приготовления пищи (мойка, плита, кухонный стол, электробытовые приборы, кухонная утварь, холодильник и др.);стирки белья (стиральная машина, необходимые наборы моющих средств);
- актовому, спортивному залам, залам лечебной адаптивной физкультуры, бассейну, сенсорной комнате;
- кабинетам медицинского назначения;
- помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания;
- туалетам, душевым, коридорам и другим помещениям.
Б.Организация временного режима обучения
Сроки освоения адаптированной образовательной программы НОО обучающимися с умственной отсталостью и НОДА составляют 5(I–IVклассы). Указанные сроки обучения увеличены на один год за счет введения подготовительного класса.24
Учебный день включает в себя специально организованные занятия/уроки, а также паузу, время прогулки, выполнение домашних заданий. Обучение и воспитание происходит, как в ходе занятий/уроков, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня.
В. Организация учебного места
При организации учебного места учитываются возможности и особенности двигательной сферы, восприятия, внимания, памяти ребенка. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения, как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса должны быть созданы специальные зоны отдыха.
Г. Технические средства обучения
Технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью и НОДА, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.
Д. Специальный учебный и дидактический материал
Учет особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА и легкой степенью умственной отсталости обусловливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся с учетом особенностей их познавательной сферы. Для закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения практических работ, необходимо использование рабочих тетрадей на печатной основе.
Особые образовательные потребности умственно отсталых обучающихся с НОДА обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (в младших классах преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках образовательной области «Язык» предполагает использование наборов букв и слогов, картинные азбуки, таблицы (опорные схемы) на печатной основе, наборы, наборы сюжетных и предметных картинок, обучающие программы для персонального компьютера (по развитию речи и овладению навыками грамотного письма).
Освоение содержательной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе; программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию вычислительных навыков, калькуляторов и другие средства.
Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с окружающим миром в рамках содержательной области «Естествознание» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов, муляжей предметов, чучел животных и птиц. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с НОДА и умственной отсталостью с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки, расположенные в здании образовательной организации.
Специальный учебный и дидактический материал необходим для образования умственно отсталых обучающихся с НОДА в области «Искусство». Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), а также большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для соответствующих мастерских. На занятиях музыкой и театром важно обеспечить обучающимся с НОДА и умственной отсталостью использование доступных музыкальных инструментов (маракас, бубен, барабан и др.), театральным реквизитом, а также оснастить актовые залы воспроизводящим, звукоусиливающим и осветительным оборудованием.
Овладение обучающимися с НОДА и умственной отсталостью образовательной областью «Физическая культура» предполагает коррекцию двигательных навыков в процессе музыкально-ритмической и адаптивной спортивной деятельности. Для этого необходимо наличие специальных предметов (лент, мячи, шары, обручи и др.); фонотеки с записями различных музыкальных произведений; наборов детских музыкальных инструментов (бубен, барабан, детское пианино и др.). Оборудование спортивного зала предполагает наличие необходимого спортивного инвентаря для овладения различными видами физической активности.
Для овладения образовательной областью «Технологии» учащимся с НОДА и умственной отсталостью необходимо использование специфических инструментов и расходных материалов в процессе формирования навыков ручного труда.
Требования к материально техническому обеспечению ориентированы не только на ребёнка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в «норме», необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся с ОВЗ. Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлечённые в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребёнка с НОДА и умственной отсталостью. Предусматривается материально отехническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных представителей) умственно отсталого ребенка с НОДА.
Информационное обеспечение включает необходимую нормативную правовую базу образования обучающихся с НОДА и умственной отсталостью, характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.
Информационно-методическое обеспечение реализации адаптированных образовательных программ для умственно отсталых обучающихся с НОДА направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Требования к информационно-методическому обеспечению образовательного процесса включают:
- необходимую нормативную правовую базу образования обучающихся с НОДА и умственной отсталостью;
- характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса;
- получения доступа к информационным ресурсам, различными способами (поиск информации в сети интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;
- возможность размещения материалов и работ в информационной среде образовательной организации (статей, выступлений, дискуссий, результатов экспериментальных исследований);
Образование обучающихся с НОДА и умственной отсталостью предполагает ту или иную форму и долю обязательной социальной интеграции обучающихся, что требует обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов массового и специального образования. Предусматривается для тех и других специалистов возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов. Также предусматривается организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей, включая сетевые ресурсы и технологии.
- ФедеральнЫй государственнЫй образовательнЫй стандарт начального общего образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- III. Требования к условиям реализации вариантов основной образоввательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 1.1. Общая характеристика стандарта
- 1.2. Назначение стандарта
- 1.3. Общая характеристика вариантов основной образовательной программы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- II. Требования к структуре и результатам освоения вариантов основной образовательной программы начального общего образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 2.1. Вариант а. Требования к структуре и результатам освоения основной образовательной программы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- 2.2. Вариант в. Требования к структуре и результатам освоения адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- 2.3. Вариант с. Требования к структуре и результатам освоения адаптированной образовательной программы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 2.4. Вариант d. Требования к структуре и результатам освоения адаптированной образовательной программы на основе индивидуального плана для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- III. Требования к условиям реализации вариантов основной образоввательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 3.1. Вариант а. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- 3.2. Вариант в. Требования к условиям реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 3.3. Вариант с. Требования к условиям реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 3.4. Вариант d. Требования к условиям реализации адаптированной образовательной программы на основе индивидуального плана для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.