Заключение
Несмотря на проблемы во внедрении инклюзивного образования в общеобразовательную систему, оно более гуманное и прогрессивное, чем традиционное, хотя и имеет ряд недостатков, о которых говорилось ранее. Формирование единого коррекционного пространства в образовательном процессе без помощи инклюзивных Ресурсных центров невозможно. Они выполняют важнейшую координационную и направляющую роль в системе интерактивного обучения. Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования тесно связана с соблюдением ФГОС, что нужно учитывать в повседневной педагогической деятельности. Проанализировав информацию об распространении интегративного воспитания и образования в стране и в регионах, мы пришли к выводу, что психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК) является основной высокоэффективной технологией психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса со своими особенностями программно-методического обеспечения образовательного процесса. Теоретический подход к изучению психологических особенностей детей с умственной отсталостью позволил глубоко изучить проблему инклюзивного обучения умственно отсталых детей, что помогло применить эти знания на практике. Таким образом, изучение практического опыта педагогических кадров психологического сопровождения детей с умственной отсталостью в РФ и непосредственно в КФО позволило создать определенную адаптированную образовательную программу по математике для учащегося с легкой степенью умственной отсталости, созданную на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сакская средняя школа №2» города Саки, что свидетельствует о том, что можно создать условия для успешного обучения и благоприятной социализации такой категории детей.
К выпускной квалификационной работе прилагается : приложение А (таблица 1.), приложение Б (диаграмма1.), в которых отмечены сильные и слабые стороны инклюзивного ребенка , а также видимый прогресс в его развитии .
Список использованной литературы
1. Авдейчук Н. А. О формах и методах коррекционно-развивающей работы /Н.А. Авдейчук //Коррекционно-развивающее образование.2008. № 2. с.42-43.
2. Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов.- М.: Дрофа, 2008. с.44-45.
3. Забрамная С.Д. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева //Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. № 1. с. 5-13.
4. Инклюзивное образование. [Электронный ресурс] URL: http://www.inclusive-edu.ru/
5. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство /Д.Н. Исаев. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2007. 391 с.
6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. - М. Просвещение, 2008. с.15.
7. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. - М.: МГППУ, 2013. с.143.
8. Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 1-4 класс: В 2 сб./Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001. - СБ. 1.- 232 с.
9. Пенин Г.Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики // Вестник Герценовского университета. - 2010 г. -№ 9(83). - С. 41-47.
10. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009 г. -№ 1. - С.42-54.
11. Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование. Выпуск 2. - Москва: Школьная книга, 2010. с.25.
12. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. - №3. - 2010 г. - С. 134-136.
13. Стребелева Е.А Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога /Е.А. Стребелева. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 256с.: ил. (Коррекционная педагогика).
14. Ульянкова У.В. Интеграция детей с умеренными нарушениями развития в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы развития /У.В. Ульянкова, Е.Е. Дмитриева //Коррекционная педагогика: теория и практика. 2008. № 4. С. 5-1
15. Уфимцева Л.П. Диагностические материалы для работы с младшими умственно отсталыми школьниками /Л.П. Уфимцева, Е.В. Благодатская //Специальная психология. 2007. № 1 С. 16-22.
16. Чупров Л.Ф. Психодиагностическая триада методик для исследования структуры интеллектуального развития младших школьников. - Черногорск-Москва: СМОПО, 2009 г. - 80 с.
17. Шинкарева Е.Ю. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в Российской Федерации и за рубежом: монография / Шинкарева Е.Ю. 2007 г. - Архангельск. - 96 с.
18. Шипицина Л.М. Инклюзия и интеграция: перспективы и проблемы // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010 г. - 200 с. (С. 14-18).
Приложение А
Таблица 1
Сферы развития |
Сильные стороны ребенка |
Слабые стороны ребенка |
|
Академическая |
-развито наглядно действенное мышление, в связи с этим прекрасно усваивает новый материал с показательной демонстрацией и с наглядными пособиями, с использованием запахов, звуков, расслабляющих и организующих игр; - умеет выделять общий признак у предметов; - способен разделять предметы по родовым признакам; - развито пространственное мышление и умение определять взаимзависимость между величинами и розмещением их в пространстве; - ориентируется в понятиях «вправо», «влево» , «ввверх», «вниз». |
- плохая память; - недостаточно развито словесно- логическое мышление; - затрудняется в обобщении наглядного материала; - не развита способность раскрывать причинно- следственные связи, не умеет держать в уме сложные инструкции или многоходовые схемы ; -непонимание лексического значения слов; - слабо развиты анализ, синтез и гибкость мышления; -не понимает смысл текста с подтекстом; - не находит скрытый смысл в серии сюжетных рисунков; |
|
Социальная |
-обучен элементарным правилам и нормам этикета; -стремится к общению с детьми и взрослыми; -окружен заботой близких; |
- конфликтный и периодический нарушитель дисциплины в классе; - бескультурен, употребляет нецензурную лексику, плюет на других детей,дерется со взрослыми; в кабинете психолога переворачивает стол и стулья, вылазит на стол; валяется по полу; разрисовывает обои и мебель; - бывает навязчив и нагл; -не понимает иерархии «взрослый- ребенок»; |
|
Самообслуживание |
-самостоятельно переодевается на урок физкультуры; -самостоятельно в столовой покупает себе еду; -умеет нести портфель домой; -собирать тетради в портфель; -трудолюбивый, если получает мотивацию извне; |
-убегает с уроков и гуляет по городу; - не старательный; -безответственно относится к выполнению домашних заданий, -не организован и не умеет планировать свой рабочий день; |
|
Физическое развитие (моторное) |
-стойкая способность объединять моторные навыки в связные сложные действия; -устойчивое увеличение роста и веса; |
- мелкая моторика рук в развитии; с трудом вырезает фигуры для аппликации; -имеет сложности в выполнении упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук; -зрительно-моторная координация в развитии;- с трудом рисует усложненные формы; -часто болеет; |
|
Коммуникативно- речевое |
-искренне добросердечно стремится к общению с окружающими; |
-речь неразборчива;с трудом изъясняет свои мысли; ему легче показать, чем рассказать; - боится мнения со стороны одноклассников,стесняется перед классом выступать на уроке, писать на доске во время занятий; - чувствует себя комфортно и раскрывается только во время индивидуальных занятий с хорошо знакомыми ему людьми; - часто перебивает, не умеет слушат собеседника; -не умеет писать правильно; - маленький словарный запас; |
|
Эмоционально -волевое |
-нерегулярный высокий самоконтроль; -эмоциональное включенность в общение при наличии интереса; - периодическая эмоциональная уравновешенность; |
-низкая работоспособность, -умение сосредоточить внимание лишь на 30 -45 мин; бывает эмоционально неуравновешенным, импульсивный ,с низким самоконтролем: -быстрая утомляемость; -произвольное внимание; - лень; |
|
Сфера интересов и предпочтений |
-просмотр мультфильмов и фильмов по телевизору; - общение с взрослыми и сверстниками; -катание на велосипеде; |
-низкий уровень учебной мотивации; -низкая познавательная активность или отказ от выполнения неинтересных заданий. |
Приложение Б
Диаграмма1. Диаграмма заметных позитивных сдвигов в развитии ребенка с легкой степенью умственной отсталости.
- Введение
- 1.1 Сложности реализации интегративного обучения в нашей стране
- 1.2 Формирование единого коррекционного пространства в образовательном процессе при помощи инклюзивных Ресурсных центров
- 1.3. Оценка профессиональной компетентности педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС
- 1.4 ПМПК - центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ОВЗ
- 1.5 Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
- 1.6 Теоретические аспекты психологических особенностей детей с умственной отсталостью
- Глава 2. Практические аспекты деятельности педагогических кадров
- 2.1 Опыт психологического сопровождения детей с умственной отсталостью в Крыму
- 2.2 Педагогические навыки сопровождения детей с умственной отсталостью, приобретенные на базе МБОУ «Сакская средняя школа № 2» Республики Крым
- Заключение