2. Авторские школы 90-х годов
В послеперестроечные годы наблюдается настоящий взрыв педагогического новаторства, что объясняется как развивающимся духом предпринимательства, так и расширившимся диапазоном знакомства с разнообразными педагогическими концепциями. Появились учебные заведения нового типа: колледжи, гимназии, лицеи и другие, среди которых немало авторских школ, заметно отличающихся по содержанию и форме учебно-воспитательной работы от государственных, массовых школ. Попробуем сделать обзор и хотя бы некоторый анализ наиболее известных авторских школ Украины и России. Учитывая наиболее заметные особенности направления и содержания, все авторские школы можно разделить на пять групп:
1. Школы, воплощающие идеи “свободного воспитания”.
2. Школы, взявшие на вооружение программы “развивающего обучения”.
3. Специализированные школы, имеющие какой-либо профессиональный уклон либо предназначенные для определенной категории детей.
4. Школы, где главным новшеством является обучение детей по индивидуальным программам.
5. Школы синтеза всего, что им представляется новым и полезным.
Рассмотрим примеры школ каждого направления.
ШКОЛЫ НА ИДЕЯХ "СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ"
Школа “Семейный лад”, г. Москва
Работает по Вальфдорской методике. Развивается образное мышление учащихся. В первом классе используются народные сказки, пословицы, поговорки, считалки, во втором -- басни и легенды, в третьем -- повести Ветхого завета, дальше -- былины, греческая и римская мифология. Дети обучаются игре на флейте и других музыкальных инструментах, рисованию, лепке, вязанию на спицах, двум иностранным языкам. Дается углубленное православное воспитание. Восемь лет класс ведет один учитель, он не делает ученикам замечаний, не ставит оценок, и не оставляет на второй год.
Школа “Эврика-развитие”, г. Томск.
Видит свою задачу в соединении принципов и методов педагогики М. Монтессори, Вальфдорской школы, школы Л.Н. Толстого, развивающего обучения, “диалога культур”. Дошкольные группы работают по монтессориевской и вальфдорской системе, стараются определить тип образования, к которому больше склонен ребенок. В классах по двадцать учеников. Изучают польский, французский, японский языки, фитодизайн, прикладную химию, астрологию, принципы Йоги, психологию (кроме традиционных предметов).
Свободная школа Л.Н. Толстого, г. Томск
В основе работы школы заложены принципы: то, чему учат, должно быть понято и занимательно; душевные силы ученика должны быть в наивыгоднейших условиях.
Для этого нужно:
* чтобы не было непривычных, новых предметов там, где он учится;
* чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение, непонимание;
* чтобы ум его не переутомлялся;
* чтобы урок был соизмерим с силами ученика, не слишком легок и не слишком труден.
Московская свободная вальфдорская школа, научный руководитель А.А.Пинский
Работает без обычного директора и завуча. Всеми делами распоряжается выборная коллегия из детей, учителей и родителей. Работа не делится на классную и внеклассную, эти виды очень тесно переплетаются. После главного урока обязательно преподается живопись, музыка, рукоделие, английский и немецкий языки (с первого класса одновременно), а также специфические для вальфдорской школы дисциплины -- эвритмия (искусство выразительных движений) и изображение форм -- рисование сложных узоров, графика. Программой предусмотрен сельскохозяйственный цикл, строительство деревянного домика (на уровне модели). Это в начальных классах. А в старших -- работа с металлом. Все дети осваивают рукоделие -- шитье и вышивку.
ШКОЛЫ "РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ"
Школа Сороса, г. Новосибирск
В начальных классах дети учатся по методике развивающего обучения Давыдова-Репкина. В старших классах вводится специализация: гуманитарный, исторический и химико-биологический уклон. В экспериментальных классах за детьми наблюдают физиологи и психотерапевт. Сохранение физического и психического здоровья учеников и педагога считается важнейшей задачей школы.
Экспериментальная площадка развивающего обучения, г. Томск
Воплощается принцип, что учитель приходит к детям не с ответами, а с вопросами. Используются методики и пособия развивающего обучения. В школе создается обстановка, приближенная к домашней. Культивируется система разновозрастных объединений: первый и седьмой классы имеют общих кураторов и живут как бы одной семьей.
Школа “Универс”, г. Красноярск
Начальная школа работает по методике развивающего обучения. Обучение в старшей школе ближе к вузовской системе: лекции, семинары, лабораторные, зачеты. Учащиеся выбирают углубленное изучение двух из шести специализаций: инженерно-техническую, физико-математическую, психолого-педагогическую, историко-экономическую, биолого-химическую, английский язык. Школьные выпускные экзамены служат вступительными для поступления в университет и политехнический институт. Это базовая школа Красноярского университета.
Школа “Профессионалы будущего”, г. Москва
Школа использует методику развивающего обучения. Она задумана как комплекс: от детского сада до выпускных классов в форме колледжа. Дети находятся в школе от 8 утра до 6 вечера. Английский язык -- 5 раз в неделю, бассейн, ушу, ритмика, оригами, основы православия, ежедневный час “Школы этикета”. Домашние задания отсутствуют. В коллективе стараются создать психологический комфорт для педагогов и учащихся. Концепцию школы директор определяет так: “Жизнь ребенка сквозь призму культуры”, преимущественно русской.
ШКОЛЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ТИПА
Учебный центр равноапостольного князя Владимира, г. Москва
Принимают главным образом детей прихожан храма в Китай-городе и детей тех родителей, которые хотят дать ребенку православное образование. Преподается Закон Божий, проводятся беседы на религиозные темы, дети причащаются. Принимаются дети в возрасте от двух лет, при школе, естественно, работает детский сад. Школьный комплекс включает прогимназию и гимназию. С детского сада дети изучают немецкий язык, потом -- английский или французский по выбору. Кроме обычных предметов изучается история мировой культуры, история государства Российского.
Лингвистическая гимназия, г. Москва
Углубленное изучение трех европейских языков и ряда гуманитарных предметов. На иностранные языки формируются группы по 8 -- 10 человек. Есть двенадцатый класс, где обучают менеджменту, делопроизводству, работе на компьютере, продолжается изучение иностранных языков. Проводятся внутришкольные семинары по предметам, фестивали, КВН и просто праздники. Будущие гимназисты набираются по конкурсу.
Физматклассы МФТИ, г. Москва
Существуют уже 14 лет. Преподаватели МФТИ ведут занятия по физике и математике. Учеников принимают с восьмого класса. Одну и ту же тему проходят дважды с разными преподавателями, которые дают ее по-своему. Существуют детские экзамены, где экзаменаторы -- студент МФТИ и два ученика. За время работы классов 200 выпускников поступили в МФТИ.
Школа педагогов-лингвистов “Гелиос”, г. Москва
Готовит будущих лингвистов и педагогов для возрождения классического образования. Пока изучается латынь, русский язык по специальной методике, техника речи, проводится физподготовка. В будущем: старославянский, древнерусский языки, элементы древнегреческого, французский, латынь, библейская история, пение, танцы, актерское мастерство по оригинальной системе. Вместо диктантов используются насыщенные сложные тексты с пропущенными орфограммами и пунктуацией. Морфология и синтаксис даются вперемежку.
Школа маркетинга и менеджмента, г. Новокузнецк
Работает по американской программе экономического образования “Достижения молодых”. Имеются 3 компьютерных класса, компьютерные программы и деловые игры, учебники, сборники, тексты. Обучение ведется как в традиционной методике, так и в форме деловых игр. Создаются студенческие компании для проверки, апробации какого-либо проекта. Экономические расчеты проверяются на практике.
ШКОЛЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
Школа-гимназия “Интеграция”, г. Москва
Дети учатся с нулевого по второй класс. Акцент сделан на английский язык, работают два американских преподавателя. Планируется введение французского языка. Помимо базовых предметов государственной программы детям преподают хореографию, актерское мастерство, художественно-прикладное искусство, бальные танцы, музыкальную ритмику, ИЗО, скульптуру. Преподавание ведется с использованием элементов методики М. Монтессори. Системы классных уроков нет, каждый ученик занимается по индивидуальному плану.
Школа-парк М.А. Балабана, г. Москва
Детский коллектив состоит из разновозрастных объединений. Работают открытые студии, занятия ведутся в режиме открытой речевой игры. Каждый ученик учится по индивидуальной программе. Вместо оценок -- самооценивание. Оценки вводятся в трех последних выпускных классах. Старшие ученики действуют как мастера, а младшие -- как подмастерья. Нет аттестата, есть сугубо неформальный личный документ с описанием личных достижений (нечто вроде рекомендаций).
ШКОЛЫ СИНТЕЗА ВСЕГО ПОЛЕЗНОГО
Учебно-воспитательный комплекс № 1811, г. Москва
В комплексе объединены детский сад и школа. Работает коррекционно-диагностический центр, нейропсихолог, дефектологи, логопеды, психологи. Роль классных руководителей играют социопедагоги, подготовленные в институте молодежи. Школа смогла стать хозяином кабельного телевидения в микрорайоне Измайлово, проводит ежедневные передачи для родителей.
- 6.7. И еще авторские школы…
- 25.Авторские школы.
- 25.Авторские школы.
- 75.Сущность авторской школы. Разновидность авторских школ.
- 5. Авторские школы: понятие и классификация
- Тема. Воспитание и обучение в авторских школах (в авторских воспитательных системах).
- Авторские программы
- 13.4. Авторские школы
- 31.Авторские школы.