41. Воспитательная система с.Т. Шацкого.
Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) – выдающийся русский советский педагог. Всю силу своего таланта, весь огромный пед. опыт он целиком отдал делу создания новой школы и педагогики.
Шацкий осуществил опыт постановки внешкольной работы с детьми, основанной на уважении к личности ребенка и направленной на воспитание детей в духе коллективизма.
Организация жизнедеятельности ребенка. Группа педагогов, во главе с Шацким, начала свою деятельность в 1905 г., а материалом своей работы они выбрали детей. Лозунг, под которым началась их пед. деятельность, был следующим: "Дети - работники будущего".
Вся работа началась с детского клуба, детского сада и колонии, где Шацкий и другие педагоги организовывали детские сообщества и изучали их, а в дальнейшем уже перешли к школе, где нужно было думать об иных методах и программах.
Для того, чтобы правильно осветить действующую пед. "систему", Шацкий решает четко очертить ее цели, программу, методы и организацию.
Что же значит организовывать детскую жизнь? Что понимал под этим Шацкий?
Воспитание – есть организация детской жизни, объект воспитания – ребенок, и в нем надо, прежде всего, ценить то, что он есть растущий организм. "Единственное назначение школы и учителя – организовывать разнообразные деятельности детей, все время их изучая".
Итак, организовывать жизнь детей, – значит, организовывать их деятельности: (деятельность самосохранения (охраны здоровья), труда физического, игры, искусства, деятельности умственную и социальную).
Какую же роль должны играть в этой программе старые предметы – язык, математика, естествознание? Они черпают материал со всех видов деятельности детей, известным образом обрабатывая его, давая ему словесное, письменное выражение, выявляя математические соотношения и природные закономерности.
Разумеется, такая программа очень сильно отличается от обычных, где центр тяжести лежит в комплексе более или менее связанном – а чаще в совершенно разрозненном – знаний, которые ребенок должен усвоить в определенный период времени. Программа Шацкого заставляет вглядываться и изучать детскую жизнь во всем ее реальном значении, она социальна и педологична от начала до конца. Ее учет и контроль лежат в достижениях, отражающихся на детском быте. Она влечет за собой изучение среды материальной и социальной, в которой протекает жизнь детей. Она действительно связывает школу с жизнью.
Так как деятельность детей есть результат в сильной степени влияния среды, то Шацкий резонно ставит вопрос о педагогике среды, об огромном пед. процессе, протекающем в широком обществе, в стране, процессе, формирующем национальные типы и являющемся отражением основных
сил, направляющих жизнь страны.
В чем же заключается основной метод Шацкого?
4 элемента того метода, который считается основным в работе Шацкого. "Он (метод) опирается, прежде всего, на реальный опыт ребенка, который известными способами должен быть выявлен педагогом. На основании того, что мы знаем про опыт ребенка, полученный в результате его деятельностей, мы организуем для него занятия в школе; мы говорим, что он получает организованный опыт (лаборатория), и затем мы вводим ребенка в соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания), все время устанавливая связь между этими тремя видами опыта. К этой работе мы присоединяем упражнения, дающие нужные для ребенка навыки". Итак, основная методическая задача – связать в единый процесс, поставить в обдуманную нами зависимость три вида опытной деятельности ребенка, школы и жизни: личный, организованный, и готовый опыт.
Этот метод все время заставляет педагога быть гибким и чутким, связанным с насущными потребностями ребенка; он заставляет педагога работать, учить и учиться своему делу; он создает живую школу.
- 1. История образования как наука и учебная дисциплина. Философско-методологические принципы образования. Цели и задачи изучаемого курса.
- 2. Содержание и характер воспитания в первобытном обществе
- 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в древнем мире.
- 4. Воспитание и образование в Древней Греции и Древнем Риме Римская система воспитания и образования.
- Афинская система воспитания и образования.
- Спартанская система воспитания.
- 5. Др.Греч-е философы Сократ и Платон о воспитании.
- 6. Идеи Аристотеля о всестороннем развитии человека.
- 7. Образ-е и воспит-е в средние века в Зап. Европе.
- 8. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения.
- 9. Педагогические идеи д. Локка.
- 10. Коменский и становление педагогики как науки. Принцип природосообразности.
- 11. Я. Коменский о возр-ой период-ции и системе школ.
- 12. Коменский о содержании образования и методике обучения.
- 13. Концепция естественного свободного воспитания ж.Ж. Руссо.
- 14. Социально-педагогические взгляды и деятельность р. Оуэна
- 15. Идеи развив-го обуч-я в пед-ой теор. И.Г.Песталоцци.
- 16. Идеи развив-го обучения в трудах ф.А. Дистерверга.
- 17. Теория воспитывающего обучения и.Ф. Герберта.
- 18. "Новое воспитание" и реформаторские образовательные течения. Педагогика Прагматизма Дьюи.
- 19. Идея Трудовой школы Керштейнера
- 20. Антропософия Штайнера
- 21. Основные направ-я зарубежной педагогики XX века.
- 22. Влияние христианства на развитие образований и педагогической мысли Древней Руси.
- 23. Просветительские реформы начала XVIII в в России.
- 25. Педагогическая мысль России XVIII века (и.И. Бецкой, н.И. Новиков, а.Н. Радищев).
- 26. Устав народных училищ 1786 года.
- 27. Создание гос-ой системы начального, среднего и высшего образ-я в России в XIX в. (уставы 1804, 1828 гг.).
- 29. Развитие идеи о свободном воспитании л.Н. Толстым.
- 30. Педагогическая деятельность к.Д. Ушинского.
- 31.К.Д.Ушинский о пед-ке как науке и иск-ве воспит-я.
- 32. Идеи народности в воспитании к.Д. Ушинского.
- 33. Дидактика к.Д. Ушинского.
- 35. Вклад ш.Марджани в просв-ии татарского народа.
- 36. Каюм Насыйри - выдающийся татарский педагог.
- 37.Риза Фахретдин - идеолог и лидер движ-я джадидизма.
- 38. Основные принципы единой трудовой школы.
- 39. Разработка теории и практики воспитания в коллективе а.С. Макаренко.
- 40. Отечественная педагогика советского периода.
- 41. Воспитательная система с.Т. Шацкого.
- 42. Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.