logo
Istoria_Pedagogiki_shpory1

15. Идеи развив-го обуч-я в пед-ой теор. И.Г.Песталоцци.

Гуманистические идеи Ж.Ж. Руссо наиболее сильное влияние оказали на педагогические воззрения И.Г. Песталоцци (1746-1827), который на первый план в воспитании выдвигал идею об активной роли самого ребенка в развитии заложенных в нем от природы задатков. Демократ по своим взглядам, Песталоцци хотел “для самого последнего бедняка сделать возможным правильное развитие физических, умственных и нравственных способностей”. Он считал, что общая цель воспитания - проявление в детях “истинной человечности”, которая достигается путем гармонического развития у каждого ребенка всех его природных сил и способностей. В народной школе Песталоцци отводил большое место подготовке детей низших сословий к предстоящей им деятельности, но вместе с тем подчеркивал, что это всегда должно быть подчинено высшей цели - формированию человека.

Задачу воспитания Песталоцци видел в том, чтобы содействовать саморазвитию всех сторон детской натуры через организацию активной деятельности ребенка. Он подчеркивал, что цель воспитания заключается в развитии всех природных сил и способностей человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Процесс развития всех человеческих и возможностей начинается с самого простого и постепенно поднимается к более сложному. Он развивал идею саморазвития сил, заложенных в каждом человеке.

Физическое и трудовое воспитание. Цель физического воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные физические задатки ребенка, выработать у него соответствующие умения и навыки и таким путем обеспечить общий подъем его физических сил. Песталоцци справедливо указывал, что физическое воспитание способствует формированию человеческой личности, развитию его ума, нравственных чувств и волевых качеств.

Для полноценного физического развития ребенка, считал Песталоцци, необходимы подвижные игры.

Песталоцци тесно связывал физическое воспитание с трудовым, которому придавал большое значение не только в деле физического, но и нравственного развития ребенка. Он подчеркивал, что посильная трудовая деятельность способствует развитию у детей человеческого достоинства, трудолюбия, настойчивости, добросовестности и других положительных нравственных качеств.

Нравственное воспитание. Цель нравственного воспитания, по Песталоцци, заключается в развитии у детей деятельной любви к людям. Простейшим элементом нравственного воспитания он считал любовь ребенка к матери. Задачей воспитания является перенесение этого естественно возникающего чувства на окружающих ребенка людей, сначала членов семьи, а затем и на других.

В дальнейшем нравственное воспитание ребенка, считал Песталоцци, осуществляется в школе. Расширение и развитие социальных связей ребенка в атмосфере общей доброжелательности, которую старается создать учитель, должно привести к тому, что он осознает себя частью великого человеческого целого и распространит свою деятельную любовь на всех людей.

Большое значение для нравственного воспитания детей Песталоцци придавал личному примеру воспитателя и упражнениям самих детей в нравственных поступках, требующих от них самообладания и волевой закалки. Песталоцци развивал у своих воспитанников нравственные понятия о долге, о праве, справедливости, исходя из простых, доступных им наблюдений, из их знания окружающей среды.

Нравственное воспитание у Песталоцци было тесно связано с религиозным. Он отрицательно относился к церковникам, разоблачал корыстное духовенство, но в то же время считал религию основой нравственности.

Задачи, содержание и методика элементарного образования. Песталоцци резко критиковал современную ему школу, в которой господствовали догматизм, механическое запоминание и не только не развивались, но притуплялись умственные способности детей. Песталоцци же считал задачей обучения не только овладение ребенком определенными знаниями, но и развитие у него умственных способностей.