2. Содержание и характер воспитания в первобытном обществе
10-8 тыс. – 5 тыс. до н.э. В этот период воспитание представляло собой приспособление к среде с целью самосохранения. Дети не готовились к взрослой жизни, а сразу же включились в повседневную жизнь взрослых. Это их участие во взрослой жизни сопровождалась наблюдением, подражанием им. Отношения между членами общины регулировались строго выполняемыми обычаями, традициями, ритуалами. усваивая которых, молодежь воспитывалась.
Т.о., в основе воспитания лежали трудовая деятельность и формирующиеся между людьми отношения, инстинктивные стремления людей к продолжению рода, стремление детей подражать взрослым. Детьми руководили только по мере надобности, т.е. стимулировали, направляли. Дети усваивали ценности, принятые в племени, носящие половозрастные различия. Это приводило к раннему созреванию детей и к 9-11 годам они приобретали и навыки хозяйственной деятельности и вели себя как взрослые. Первобытное воспитание было высоко эффективным, т.к. средства и цели соответствовали результатам деятельности взрослых.
Причиной такой эффективности относились традиционный характер воспитания, ориентированный на репродуктивное воспроизведение деятельности: всеобщий характер, отсутствие антисоциальных разногласий, опыт, активное приобщение к жизни методом проб и ошибок, отсюда почти ненасильственность воспитания. У большинства первобытных племен отсутствовали физические наказания.
Получив некоторые навыки трудовые, общения, ребенок переходил в следующую возрастную группу. Постепенно этот период стал сопровождаться специальным обрядом – «инициация».
Постепенно с осложнением экономической жизни усложняется содержание воспитания. Детей начинают приучать к определенным видам деятельности и поручают воспитание наиболее опытным, пожилым людям. Т.о., постепенно в условиях родового строя в первобытном обществе воспитание начинает выделяться как особая форма деятельности. Непосредственная жизнедеятельность начинает отделяться от подготовки к ней. Происходит рассогласование целей воспитателей и воспитуемого, ребенок начинает сопротивляться попыткам взрослых контролировать их. Контролируемое общиной воспитание постепенно становится семейным. С разложением общества, расслоением на социальные слои и сословия воспитание становится дифференциальным.
У привилегированных классов ребенок отделяется от практической деятельности. В эту эпоху появляются физические наказания. Возникает государство, денежное обращение знаменует начало II цивилизационного цикла, которое называется раннеклассовой цивилизацией (бронзовый век).
4 тыс. – 2 тыс. до н.э. В эту эпоху регулярно осуществляется воспроизводство продукта, духовных ценностей. Рост знаний, развитие культуры, отделение умственного труда от физического дали толчок для формирования основ различных наук: прикладных, основ медицины и т.д.
Изобретение письменности дало возможность закреплять знания, фиксировать события. Происходит раздвоение образования. Для работников физического труда процесс бучения по-прежнему был неотделим от производства, а для подготовки работников умственного труда создали школы. Наивысшего расцвета культура этой эпохи достигла в государствах древнего Востока: Китае, Индии, Месопотамии, поэтому ближний и дальний Восток называется прародиной образования. Здесь появились школы.
- 1. История образования как наука и учебная дисциплина. Философско-методологические принципы образования. Цели и задачи изучаемого курса.
- 2. Содержание и характер воспитания в первобытном обществе
- 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в древнем мире.
- 4. Воспитание и образование в Древней Греции и Древнем Риме Римская система воспитания и образования.
- Афинская система воспитания и образования.
- Спартанская система воспитания.
- 5. Др.Греч-е философы Сократ и Платон о воспитании.
- 6. Идеи Аристотеля о всестороннем развитии человека.
- 7. Образ-е и воспит-е в средние века в Зап. Европе.
- 8. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения.
- 9. Педагогические идеи д. Локка.
- 10. Коменский и становление педагогики как науки. Принцип природосообразности.
- 11. Я. Коменский о возр-ой период-ции и системе школ.
- 12. Коменский о содержании образования и методике обучения.
- 13. Концепция естественного свободного воспитания ж.Ж. Руссо.
- 14. Социально-педагогические взгляды и деятельность р. Оуэна
- 15. Идеи развив-го обуч-я в пед-ой теор. И.Г.Песталоцци.
- 16. Идеи развив-го обучения в трудах ф.А. Дистерверга.
- 17. Теория воспитывающего обучения и.Ф. Герберта.
- 18. "Новое воспитание" и реформаторские образовательные течения. Педагогика Прагматизма Дьюи.
- 19. Идея Трудовой школы Керштейнера
- 20. Антропософия Штайнера
- 21. Основные направ-я зарубежной педагогики XX века.
- 22. Влияние христианства на развитие образований и педагогической мысли Древней Руси.
- 23. Просветительские реформы начала XVIII в в России.
- 25. Педагогическая мысль России XVIII века (и.И. Бецкой, н.И. Новиков, а.Н. Радищев).
- 26. Устав народных училищ 1786 года.
- 27. Создание гос-ой системы начального, среднего и высшего образ-я в России в XIX в. (уставы 1804, 1828 гг.).
- 29. Развитие идеи о свободном воспитании л.Н. Толстым.
- 30. Педагогическая деятельность к.Д. Ушинского.
- 31.К.Д.Ушинский о пед-ке как науке и иск-ве воспит-я.
- 32. Идеи народности в воспитании к.Д. Ушинского.
- 33. Дидактика к.Д. Ушинского.
- 35. Вклад ш.Марджани в просв-ии татарского народа.
- 36. Каюм Насыйри - выдающийся татарский педагог.
- 37.Риза Фахретдин - идеолог и лидер движ-я джадидизма.
- 38. Основные принципы единой трудовой школы.
- 39. Разработка теории и практики воспитания в коллективе а.С. Макаренко.
- 40. Отечественная педагогика советского периода.
- 41. Воспитательная система с.Т. Шацкого.
- 42. Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.