logo
Istoria_Pedagogiki_shpory1

18. "Новое воспитание" и реформаторские образовательные течения. Педагогика Прагматизма Дьюи.

Бурное развитие промышленности, великие открытия (телефон, телеграф) привело к совершенствованию технологии и организации труда, что привело к исчезновению универсального рабочего и появлению потребности образованных и самостоятельных специалистах.

Система образования не могла дать такого специалиста. Критиковали начальную школу за огромный объем общеобразовательных знаний за то, что школа не способствует развитию самостоятельности и активности, и не готовила к жизни. Среднюю школу критиковали за предпочтение гумманитарно-классического образования, не удовлетворяющего потребности в инженерно-технических кадрах. Это были общие проблемы для всех систем образования в зап. Европе и США.

Кризис традиционной педагогики вызвал ряд новых концепций, получивших название реформаторской педагогики. Общим для реформаторской педагогики было негативное отношение к старой педагогики и углубленный интерес к личности ребенка. Были сторонниками сочетания умственного и физического труда, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Т.о., с конца XIX в. образовалась реформаторская пед-ка. Главной идеей было формирование целостной личности, выступавшей не только субъектом пед. процесса путем обогащения знаний.

Одним из ярких направлений реформаторской пед-ки являлись идеи Георга Кершенштейнера, предложившего пед-ку гражданского воспитания на основе трудовой школы. Труд рассматривается как предмет и как принцип обучения. Главная цель была в формировании у детей таких качеств, к-ые должны быть свойственны наемному рабочему (народная школа). Гуманистический аспект этой идеи разрабатывается Г. Шаррельманом и Ф. Гансбергом.

Педагогика «действия». В. Лай (1862-1926 гг.), к-ый противопоставил пед-ку «действия» школе «учебы». Обосновав свою школу, с к-ой учебный процесс строится на основе действия, реакции слагаемого из единства восприятия умственной ее переработки и внешнего выражения – «иллюстрированная школа».

Экспериментальная педагогика ввела опытные методы исследования. Э. Мейман (1862-1915), Э. Торондайк (1874-1949), А. Бине (1857-1911) – благодаря им были введены понятия эксперимент и т.д. Целью этих ученых было получение опытным путем данных для усовершенствования пед. процесса. Получали данные методом тестирования, анкетирования и т.д. Первые тесты по опр-ю возрастных особенностей были разработаны Бине. По этим тестам можно было изучать поведение ребенка в различных учебных и неучебных ситуациях. Торандайком была разработана система количественного измерения уровня интеллектуального развития ребенка с использованием стандартного тестового обучения по опр-ю Лайя должно следовать за биологическими стадиями развития ребенка, выступая в кач-ве мех-ма управления рефлексами.

Прагматическая педагогика. Д. Дьюи (1859-1952) – наиболее яркий представитель прагматической педагогики. Методологической основой была философия инструментализма. Идеи он воплотил в школе, в которой обучались дети с 4-13 лет. Воспитание рассм-ся как система формирования детей, приспособленных к жизни людей в условиях предпринимательства. 4-8 лет хар-ся действиями, впечатлениями; 8-11 лет заинтересованность в рез-тах своей деятельности; 11-13 лет связано с развитием всех сил личности. Считал, что в школе должно быть ощущение свободы. Модель учебного процесса: 1 чертой была реальность учебного материала, 2 – целостность, 3 – обучение деланьем, 4 – проблемность в обучении, 5 – игровая дятельность в учебном процессе.

Вальдорфская педагогика. Основоположником яв-ся Р. Штейнер. В 1919 г. в Штутгарте создал школу, в к-ой уделялось внимание не только умственному развитию личности.. Задача: воспитание духовной свободной личности, способной к индивидуальной деятельности. Главным действующим лицом яв-ся учитель, он вел с 1-8 кл. – все предметы. В классе до 30 человек. Активно участвуют в деят-ти школы родители. В такой школе большое внимание уделялось худ-му образованию. Вальдорфские школы были автономны, нет поста директора школы. Такие школы появились и в Казани, они существуют и до сих пор.