logo
Istoria_Pedagogiki_shpory1

8. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения.

Появление внутри феодального общества зачатков капиталистического способа производства, развитие мануфактуры и торговли, рост городов и зарождение нового, тогда прогрессивного класса - буржуазии - характерные черты эпохи Возрождения.

В эпоху Возрождения получают большое развитие математика, астрономия, механика, география, естествознание. Это время великих изобретений и открытий в различных областях знаний: изобретение книгопечатания в Европе, открытие Америки, морского пути в Индию.

Деятели эпохи Возрождения - гуманисты - выдвигали на первое место культ человека и настойчиво боролись против церковно-религиозного мировоззрения, закрепощавшего личность. Но выдвигаемые ими прогрессивные положения касались лишь ограниченного круга лиц - социальной верхушки общества. Они не выступали против эксплуатации крестьян, не защищали их права на образование, мало заботились о просвещении народа, считали его главным занятием физический труд.

Для детей знатного происхождения гуманисты требовали полноценного физического и эстетического воспитания, овладения латинским и греческим языками, необходимыми для изучения античных памятников литературы. В программу умственного образования гуманистами включались такие естественнонаучные предметы, как математика, астрономия, механика, естествознание. Гуманисты с уважением относились к ребенку, выступали против схоластического обучения и суровой дисциплины. Они стремились развить в ребенке любознательность и интерес к знаниям.

Идеи гуманизма проникли из Италии во Францию. Одним из виднейших представителей педагогической мысли эпохи Возрождения был французский писатель-гуманист Франсуа Рабле (1494—1553). В знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» он дал блестящую сатиру на схоластическое средневековое воспитание и противопоставил ему гуманистическое воспитание с продуманным режимом для ребенка, многосторонним образованием, развитием самостоятельного мышления, творчества и активности. Рабле был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения. Он советовал связать обучение с окружающей действительностью.

В работе фр. философа Мишеля де Монтеня «Опыты» раскрывается методика обучения и воспитания, направленные на активизацию и развитие самодеятельности творческого мышления, инициативы ребенка.

Эпоха Возрождения приводит к новому направлению в образовании. Оно порождено интересам к духовной культуре античного мира. Основное учебное заведение – гимназия. Демократические и гуманистические идеи эп. Возрождения наиболее полно отражены в работах Яна Амоса Каменского.

Мысль о воспитании молодого поколения в процессе трудовой деятельности была впервые высказана английским мыслителем-гуманистом Томасом Мором (1478—1535). Им же была выдвинута идея о соединении теоретического образования с трудом. Большое значение придавал Мор физическому воспитанию; развития путем гимнастики и военных упражнений здорового, сильного и красивого тела. Мор уделял большое внимание подготовке молодого поколения к трудовой деятельности и высказывал мысли о разностороннем развитии личности.

Пед. идеи эп. Возрождения нашли свое отражение в деятельности Джона Локка (1632-1704 гг.). Локк является основоположником теории чистой доски, согласно которой все знания человека возникают из опыта, из мира чувств.

В области воспитания выделяют внимание формированию воли, характера, нравственного формирования личности. Предлагает идею воспитания и образования джентльмена и делового человека.