8. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения.
Появление внутри феодального общества зачатков капиталистического способа производства, развитие мануфактуры и торговли, рост городов и зарождение нового, тогда прогрессивного класса - буржуазии - характерные черты эпохи Возрождения.
В эпоху Возрождения получают большое развитие математика, астрономия, механика, география, естествознание. Это время великих изобретений и открытий в различных областях знаний: изобретение книгопечатания в Европе, открытие Америки, морского пути в Индию.
Деятели эпохи Возрождения - гуманисты - выдвигали на первое место культ человека и настойчиво боролись против церковно-религиозного мировоззрения, закрепощавшего личность. Но выдвигаемые ими прогрессивные положения касались лишь ограниченного круга лиц - социальной верхушки общества. Они не выступали против эксплуатации крестьян, не защищали их права на образование, мало заботились о просвещении народа, считали его главным занятием физический труд.
Для детей знатного происхождения гуманисты требовали полноценного физического и эстетического воспитания, овладения латинским и греческим языками, необходимыми для изучения античных памятников литературы. В программу умственного образования гуманистами включались такие естественнонаучные предметы, как математика, астрономия, механика, естествознание. Гуманисты с уважением относились к ребенку, выступали против схоластического обучения и суровой дисциплины. Они стремились развить в ребенке любознательность и интерес к знаниям.
Идеи гуманизма проникли из Италии во Францию. Одним из виднейших представителей педагогической мысли эпохи Возрождения был французский писатель-гуманист Франсуа Рабле (1494—1553). В знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» он дал блестящую сатиру на схоластическое средневековое воспитание и противопоставил ему гуманистическое воспитание с продуманным режимом для ребенка, многосторонним образованием, развитием самостоятельного мышления, творчества и активности. Рабле был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения. Он советовал связать обучение с окружающей действительностью.
В работе фр. философа Мишеля де Монтеня «Опыты» раскрывается методика обучения и воспитания, направленные на активизацию и развитие самодеятельности творческого мышления, инициативы ребенка.
Эпоха Возрождения приводит к новому направлению в образовании. Оно порождено интересам к духовной культуре античного мира. Основное учебное заведение – гимназия. Демократические и гуманистические идеи эп. Возрождения наиболее полно отражены в работах Яна Амоса Каменского.
Мысль о воспитании молодого поколения в процессе трудовой деятельности была впервые высказана английским мыслителем-гуманистом Томасом Мором (1478—1535). Им же была выдвинута идея о соединении теоретического образования с трудом. Большое значение придавал Мор физическому воспитанию; развития путем гимнастики и военных упражнений здорового, сильного и красивого тела. Мор уделял большое внимание подготовке молодого поколения к трудовой деятельности и высказывал мысли о разностороннем развитии личности.
Пед. идеи эп. Возрождения нашли свое отражение в деятельности Джона Локка (1632-1704 гг.). Локк является основоположником теории чистой доски, согласно которой все знания человека возникают из опыта, из мира чувств.
В области воспитания выделяют внимание формированию воли, характера, нравственного формирования личности. Предлагает идею воспитания и образования джентльмена и делового человека.
- 1. История образования как наука и учебная дисциплина. Философско-методологические принципы образования. Цели и задачи изучаемого курса.
- 2. Содержание и характер воспитания в первобытном обществе
- 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в древнем мире.
- 4. Воспитание и образование в Древней Греции и Древнем Риме Римская система воспитания и образования.
- Афинская система воспитания и образования.
- Спартанская система воспитания.
- 5. Др.Греч-е философы Сократ и Платон о воспитании.
- 6. Идеи Аристотеля о всестороннем развитии человека.
- 7. Образ-е и воспит-е в средние века в Зап. Европе.
- 8. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения.
- 9. Педагогические идеи д. Локка.
- 10. Коменский и становление педагогики как науки. Принцип природосообразности.
- 11. Я. Коменский о возр-ой период-ции и системе школ.
- 12. Коменский о содержании образования и методике обучения.
- 13. Концепция естественного свободного воспитания ж.Ж. Руссо.
- 14. Социально-педагогические взгляды и деятельность р. Оуэна
- 15. Идеи развив-го обуч-я в пед-ой теор. И.Г.Песталоцци.
- 16. Идеи развив-го обучения в трудах ф.А. Дистерверга.
- 17. Теория воспитывающего обучения и.Ф. Герберта.
- 18. "Новое воспитание" и реформаторские образовательные течения. Педагогика Прагматизма Дьюи.
- 19. Идея Трудовой школы Керштейнера
- 20. Антропософия Штайнера
- 21. Основные направ-я зарубежной педагогики XX века.
- 22. Влияние христианства на развитие образований и педагогической мысли Древней Руси.
- 23. Просветительские реформы начала XVIII в в России.
- 25. Педагогическая мысль России XVIII века (и.И. Бецкой, н.И. Новиков, а.Н. Радищев).
- 26. Устав народных училищ 1786 года.
- 27. Создание гос-ой системы начального, среднего и высшего образ-я в России в XIX в. (уставы 1804, 1828 гг.).
- 29. Развитие идеи о свободном воспитании л.Н. Толстым.
- 30. Педагогическая деятельность к.Д. Ушинского.
- 31.К.Д.Ушинский о пед-ке как науке и иск-ве воспит-я.
- 32. Идеи народности в воспитании к.Д. Ушинского.
- 33. Дидактика к.Д. Ушинского.
- 35. Вклад ш.Марджани в просв-ии татарского народа.
- 36. Каюм Насыйри - выдающийся татарский педагог.
- 37.Риза Фахретдин - идеолог и лидер движ-я джадидизма.
- 38. Основные принципы единой трудовой школы.
- 39. Разработка теории и практики воспитания в коллективе а.С. Макаренко.
- 40. Отечественная педагогика советского периода.
- 41. Воспитательная система с.Т. Шацкого.
- 42. Педагогические идеи в.А. Сухомлинского.