logo
Istoria_Pedagogiki_shpory1

1. История образования как наука и учебная дисциплина. Философско-методологические принципы образования. Цели и задачи изучаемого курса.

Объектом истории образования и педагогической мысли являются закономерности развития в единстве теории и практики воспитания, образования и обучения у всех народов в разные исторические эпохи и обнаружение на этой основе тенденции указанных явлений в будущей эпохи и обнаружение на этой основе тенденции указанных явлений в будущем.

Предметом истории образования и пед. мысли как отрасли пед. знаний составляет различные теории и практики воспитания, образования, обучения в различные исторические эпохи, включая современность в контексте ее исторического развития.

История образования показывает как на протяжении всей истории человечества все нации народа без исключения воспитали и обучали молодое поколение.

Пед. система – включает в себя опр. Пед. концепцию и опыта ее предварения в реальной пед. практике автора этой концепции.

Пед. концепция или теория – это система идей, выводов закономерностей и сущностей пед. процесса построены на опр. теоретико-методологической основе и обобщения современного передового опыта воспитания и обучения.

Пед. взгляды мировоззрения – это не сложившиеся в целостную самостоятельную концепцию идей, но отражающие всего конкретно исторические соц.-пед. тенденции развития теории и практики воспитания.

Основная цель курса – развитие историко-пед. мышления студентов и формирование у них системы знаний в генезисе пед. теории и практики для лучшего понимания проблем современного образования и возможных путей их разрешения.

Главными задачами изучения курса являются:

- ознакомление с историко-пед. фактами и теориями, накопленными человечеством с целью увидеть причины становления пед. взглядов, систем, выявить тенденции и закономерности их развития, прогнозировать их развитие;

- анализ пед. опыта, который может быть адаптирован в практике современной школы;

- ознакомление с имевшими место в истории пед. утопиями, заблуждениями, чтобы не повторять их снова;

- установление на основе этих данных общих философских законов эволюции образования, определение методологических основ или стратегий разработки перспективных направлений образования.

- формирование положительной мотивации к изучению курса и к будущей профессии педагога.

Философско-методологические принципы образования.

К философско-методологическим принципам относится: аксиологический, культурологический, антропологический, гуманистический, синергетический, герменевтический.

Аксиологический принцип позволяет проводить анализ различных педагогических идей с позиции ценностных отношений развития воспитания и образования.

Культурологический принцип в педагогике означает учет об образовании «времени», «места» культуры человека. Где родился и живет человек.

Антропологический принцип. Основоположником является К.Д. Ушинский, который в своем произведении «Человек как предмет воспитания или опыт пед. антропологии» сформулировал требование, если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна также воспитать и знать во всех отношениях.

Гуманизация образования предполагает развитие образовательной системы с учетом признания приоритетных ценностей – личность педагога и учащихся, гармонизацию их интересов, взаимоотношений и условий для их развития и саморазвития. Личностноориентированная педагогика выдвигает на первый план человека, его ценности, его личную свободу, умение прогнозировать и контролировать себя и требует развитие идей сотрудничества.

Синергетический принцип положил свое развитие вследствие появления новых отраслей знаний, связанных с разработкой парадигм в науке, породившие новый подход – синергетический, где главный акцент делается на изучении открытых систем, обмениваться энергией, информацией с внешним миром. Система рассматривается с позиции самоуправления, самоорганизации и саморазвития. Синергетика ориентирована на поиск неких универсальных законов эволюции и самоорганизации сложившихся систем любой природы.

Синергетизм для пед. систем – это процесс взаимодействия двух сопряженных взаимосвязанных подсистем, приводящий к новообразованиям, повышению творческого потенциала саморазвивающихся подсистем и обеспечивающих переход от развития к саморазвитию.

Герменевтика (изъясняю, истолковываю) – теория и искусство истолковывания текстов, перевода их культурного содержания из знаковоотвлеченных форм в реальноврем. культ. формы и смысла. Герменевтический принцип – методологический принцип, позволяющий философски осмыслить и переосмыслить ранее набранных пед. опытов и приобщить педагогов к осмысленному овладению различными формами и видами пед. инноваций.