III этап. Психологические игры-упражнения..
Занятие 14.
Упражнение «Рисуем эмоции пальцами»
Цель: Выражение осознания своего эмоционального состояния.
Ход игры: Детям предлагается нарисовать свои эмоции пальцами. Для этого необходимо использовать баночки с гуашевой краской. После того, когда все дети закончат выполнение задания, психолог ведет обсуждение рисунков.
Упражнение «Что такое быть злюкой?»
Цель: вербализация испытываемых чувств, закрепление положительной черты характера (миролюбия).
Ход беседы: Цель осуществляется через следующие вопросы. К ребенку – играющему: Бывает ли у тебя в жизни, что ты то «Злюка», то «Добряка»? кем ты бываешь чаще? В роли кого тебе было удобнее играть? Что ты испытывал, когда был перед всеми «Злюкой»? Что ты испытывал, когда был «Добрякой»? Вопросы к другим детям: Кто вам понравился больше? Почему?
Продолжительность – 4-5 мин.
Упражнение «Два барана»
Цель: Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.
Ход упражнения: Дети разбиваются на пары, взрослый читает текст: Рано-рано два барана повстречались на мосту. Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача - противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е». Необходимо соблюдать «технику безопасности2, внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.
Продолжительность- 2-3 мин.
Упражнение «Своя тень»
Цель: Психофизическая мобилизация детей, сплочение группы.
Ход игры: Дети делятся на пары, в каждой, из которой один ребенок играет сам себя, а другой - его тень. Тот, кто играет сам себя по сигналу бегает по кругу. Не далее чем в шаге от него бежит его «тень». Первый ребенок стремится уйти от преследователя («тени»), который старается от него не отстать. Первый ребенок может делать обманные остановки, замедлять или ускорять движения, путая свою «тень».
Затем дети меняют ролями и проигрывают еще раз.
Продолжительность - 3 мин.
«Передай настроение»
Цель: Закрепить внимание на сверстнике, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать свое.
Ход: Дети, образуя круг, закрывают глаза. Взрослый – ведущий «будит» своего соседа и передает ему свое настроение (грустное, веселое, тоскливое и др.). Это настроение ребенок показывает следующему, и так – по кругу. Дети, передав настроение по кругу, обсуждают, что загадал ведущий. Затем ведущим становится любой желающий. Если он испытывает затруднения, психолог ему помогает. Действия детей не оцениваются и не обсуждаются. Важно одно: все играющие должны внимательно наблюдать за партнерами и воспроизводить их настроение.
Продолжительность – 10-13 мин.
Занятие 15.
Упражнение «Змея кусает свой хвост»
Цель: развитие умения понимать чужие чувства, оказывать поддержку, сопереживать. Дети встают в колонну, держа друг друга за пояс. Первый – «голова змеи», последний – ее «хвост», остальные – «тело змеи». Задача: «голова» должна поймать свой «хвост», который должен всячески избегать этого. При этом «телу» нельзя «разрываться» (детям нельзя разрывать руки) [61, с. 29].
Игра «Жужжа»
Цель: отработать отрицательные эмоции, снять агрессивность в поведении.
Выбирается ведущий – Жужжа, он сидит на стуле с полотенцем в руках, а остальные дети бегают вокруг него и дразнятся. По сигналу Жужжа догоняет детей, задевая полотенцем по ногам [42, с. 102].
Упражнение «Волшебный лепесток»
Цель: Закрепление эмоционально-положительного опыта, подготовка детей к взаимодействию в привычной для них социальной среде.
А сегодня мы попрощаемся со сказочной страной. «Возьмите себе эти лепестки. Согрейте их своим теплом. Загадайте желание, - какими вы хотите быть. Прошепчите это желание над лепестком. И оно обязательно должно исполниться, только нужно верить».
Упражнение «Самый веселый смех».
Один из желающих ребят должен рассмешить остальных, другие наоборот должны проявлять сдержанность и не смеяться. Попробовать могут все желающие.
Упражнение «Ласковый дождик»
Цель: психомышечное расслабление, стабилизация психических процессов. «В сказочной стране пошел дождь. Это сказочный дождь. Он дает силу и смывает усталость». Изображая большие и маленькие капли, дети делают массаж друг другу: плеч, спины. В конце ведущий предлагает ребятам подставить дождю руки, лицо: «Вдох-выдох, вдох-выдох. Немножко постоять под волшебным дождем и отдохнуть. Вдох-выдох».
Упражнение «Подари подарок»:
Каждый по очереди дарит волшебный подарок тому, кому хочется. Подарок может быть любым.
Упражнение «Аплодисменты»
Каждый по очереди говорит «Спасибо» кому-то из группы и аплодирует ему, затем тот, кому сказали «Спасибо» продолжает говорить, тем самым количество аплодирующих увеличивается, а последнему достается больше всех аплодисментов.
Приложение № 8
Таблица 1
- Педагогический факультет
- Глава 1. Теоретичесие подходы к профилактике развития агрессивности у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
- 1.1. Теоретические основы исследования проблемы агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
- 1.2. Сущность и современные подходы к профилактике развития агрессивности детей дошкольного возраста
- 1.3. Сказкотерапия в профилактике развития агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
- 2. Основной этап.
- 3. Заключительный этап.
- Глава 2. Экспериментальное исследовние профилактики развития агрессивности у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
- 2.1. Анализ исследования агрессивности у старших дошкольников
- 2.2. Программа профилактики развития агрессивности у старших дошкольников посредством сказкотерапии
- Пояснительная записка
- Психологическая разминка.
- 2.3. Анализ эффективности реализованной программы
- Данные экспериментальной и контрольной группы детей после апробации программы. Различия значимы на уровне значимости 0,001
- Приложения. Приложение № 1. Структура агрессивных проявлений
- Приложение № 2 а. Басс и а. Дарки выделяют 5 видов агрессии:
- Приложение №3 Причины проявления агрессивных черт в поведении ребенка
- Приложение № 4
- Приложение № 6
- Художественные сказки Народные сказки - Авторские сказки
- I этап - психологическая разминка Занятие 1
- Занятие 2
- II этап - чтение сказок Занятие 3
- «Ласковые лапки» (Шевцова и.В.)
- Занятие № 4
- Занятие 5
- Заяц с рюкзаком
- Занятие 6
- Занятие 7
- Кукушка
- Занятие 8
- Сестрица Аленушка и братец Иванушка
- Занятие 9.
- Занятие 10.
- Упражнение: «Дракон»
- Теремок (Русская народная сказка)
- Занятие 12.
- Занятие 13.
- «Дракон» (Кряжева н.Л., 1997)
- III этап. Психологические игры-упражнения..
- Анализ результатов первичного обследования методом наблюдения
- Приложение № 9
- Анализ результатов «Рисунок несуществующего животного»
- Приложение № 10
- Беседа с детьми на тему: «я и телевизор» (авторская разработка в.Д. Пурина)
- Приложение № 11
- Анализ результатов повторного обследования методом наблюдения
- Анализ повторного результата «Рисунок несуществующего животного»
- Повторная беседа с детьми на тему: «я и телевизор» (авторская разработка в.Д. Пурина)