Анализ результатов «Рисунок несуществующего животного»
№ | Симптомы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | Итого |
Имя ребенка | |||||||||||||||||
1 | Половникова Катя | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
2 | Головин Вова |
|
|
|
| 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
3 | Гудовских Миша | 1 | 1 |
|
| 1 |
|
| 1 |
| 1 |
|
|
|
|
| 5 |
4 | Гудовских Женя | 1 | 1 |
|
| 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
| 7 |
5 | Половников Коля. | 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
| 1 |
|
|
|
|
| 8 |
6 | Широких Максим | 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 | 1 |
|
| 1 | 1 |
|
|
|
| 8 |
7 | Казакова Марина |
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
8 | Заворохин Макс |
| 1 | 1 |
|
|
| 1 |
|
| 1 | 1 | 1 |
| 1 |
| 7 |
9 | Турушев Сергей | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
10 | Варанкин Саша | 1 | 1 | 1 |
| 1 |
| 1 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
| 8 |
11 | Ожегин Вова |
|
|
|
| 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
12 | Худяков Сергей | 1 |
|
|
| 1 |
| 1 |
|
| 1 | 1 | 1 |
| 1 |
| 7 |
13 | Коньков Саша |
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
14 | Широких Ксюша | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
15 | Коньков Данил | 1 |
|
|
| 1 |
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
| 3 |
16 | Некрасов Никита | 1 | 1 |
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
17 | Ожегин Коля | 1 | 1 |
|
| 1 |
| 1 | 1 |
| 1 |
|
|
|
|
| 6 |
18 | Ромашова Регина |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
19 | Гудовских Юра |
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
20 | Порубов Стас | 1 | 1 | 1 |
| 1 |
| 1 | 1 |
| 1 |
|
|
|
|
| 7 |
21 | Сюзев Иван |
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
22 | Русинова Валерия. |
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
23 | Белева Маша. | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
24 | Гудовских Паша |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
25 | Порубова Вероника | 1 | 1 |
|
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
|
| 1 |
| 7 |
26 | Шмырин Илья |
|
| 1 |
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
27 | Заворохина Уля | 1 | 1 |
|
|
|
| 1 |
|
| 1 |
|
|
|
|
| 4 |
28 | Абдуллаева Марг |
| 1 |
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
29 | Васильевых Арина | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
30 | Белева Даша |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
Критерии оценок методики РНЖ:
-
6 – 8 баллов, высокий уровень агрессии набрали 30%
-
(9 детей).
-
3 – 5 баллов, средний уровень набрали 13% (4 детей).
-
2 баллов, низкий уровень набрали 57% (17 детей).
Методика «Рисунок несуществующего животного» (автор Колосова С.Л.)
Инструкция: «Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!»
Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.
Интерпретация методики
Положение рисунка на листе: норма - рисунок расположен по центру листа. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа - высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточное признание со стороны окружающих, претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части - неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть фигуры – голова: голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности. Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия. Нередко боязнь перед активным действием и нерешительность. Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего - эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза. Деталь «уши» - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ - большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный - легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессивность, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Глаза: это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно - демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда - постамент): рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части -конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии). Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа - крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
Хвосты: выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
Контуры фигуры: анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью - если выставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Общая энергия: оценивается количество изображенных деталей -только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, - или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае - экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, «водит карандашом по бумаге, не нажимая на него)». Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).
Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой). В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания”» животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Фигура круга (особенно - ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного -рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т.п.). Другой вариант -словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т.п.). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными. Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т.п.) - при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклета-миешиния» и т.п.).
- Педагогический факультет
- Глава 1. Теоретичесие подходы к профилактике развития агрессивности у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
- 1.1. Теоретические основы исследования проблемы агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
- 1.2. Сущность и современные подходы к профилактике развития агрессивности детей дошкольного возраста
- 1.3. Сказкотерапия в профилактике развития агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
- 2. Основной этап.
- 3. Заключительный этап.
- Глава 2. Экспериментальное исследовние профилактики развития агрессивности у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
- 2.1. Анализ исследования агрессивности у старших дошкольников
- 2.2. Программа профилактики развития агрессивности у старших дошкольников посредством сказкотерапии
- Пояснительная записка
- Психологическая разминка.
- 2.3. Анализ эффективности реализованной программы
- Данные экспериментальной и контрольной группы детей после апробации программы. Различия значимы на уровне значимости 0,001
- Приложения. Приложение № 1. Структура агрессивных проявлений
- Приложение № 2 а. Басс и а. Дарки выделяют 5 видов агрессии:
- Приложение №3 Причины проявления агрессивных черт в поведении ребенка
- Приложение № 4
- Приложение № 6
- Художественные сказки Народные сказки - Авторские сказки
- I этап - психологическая разминка Занятие 1
- Занятие 2
- II этап - чтение сказок Занятие 3
- «Ласковые лапки» (Шевцова и.В.)
- Занятие № 4
- Занятие 5
- Заяц с рюкзаком
- Занятие 6
- Занятие 7
- Кукушка
- Занятие 8
- Сестрица Аленушка и братец Иванушка
- Занятие 9.
- Занятие 10.
- Упражнение: «Дракон»
- Теремок (Русская народная сказка)
- Занятие 12.
- Занятие 13.
- «Дракон» (Кряжева н.Л., 1997)
- III этап. Психологические игры-упражнения..
- Анализ результатов первичного обследования методом наблюдения
- Приложение № 9
- Анализ результатов «Рисунок несуществующего животного»
- Приложение № 10
- Беседа с детьми на тему: «я и телевизор» (авторская разработка в.Д. Пурина)
- Приложение № 11
- Анализ результатов повторного обследования методом наблюдения
- Анализ повторного результата «Рисунок несуществующего животного»
- Повторная беседа с детьми на тему: «я и телевизор» (авторская разработка в.Д. Пурина)